Консультация для педагогов "Сказочные лабиринты игры в фиолетовом лесу"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дорошенко Светлана Владимировна

В данном материале предоставлена информация для педагогов по развивающей технологии В.Воскобовича

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vospitateley_voskobovich.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Сказочные лабиринты игры»  в  «фиолетовом лесу»

Технология  «Сказочные лабиринты игры»  -  это авторская технология, система поэтапного включения    развивающих  игр  в  деятельность  ребенка  и постепенное усложнение образовательного процесса.

Вячеслав Вадимович Воскобович  (слайд 2) - автор уникальных развивающих игр и пособий для детей.  В прошлом инженер-физик, живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 50 развивающих игр и пособий, таких как «Геоконт», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Чудо-крестики» и т.д.  Но для того,  что бы рационально использовать свои пособия и игры, у разработчика встал вопрос о предметно-пространственное среде, в которую могли бы вписаться его игры.

Именно поиск решения на этот вопрос привел к созданию уникальной игровой предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес». (слайд 3-4) Продумывая эту среду,  В.Воскобович и его единомышленники  были нацелены на то, чтобы она была максимально комфортна, разнообразна для использования  в работе с детьми, чтобы она доставляла детям огромное удовольствие.

В Санкт-Петербурге создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методики  развивающих  игр.

Комплект развивающих игр и игровых материалов В.Воскобовича и игровая  предметно-пространственная  среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует основным принципам  ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Задачи технологии В.Воскобовича:  (слайд5)

*Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

*Развитие основных психических процессов: наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

*Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

*Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

 *Развитие мелкой моторики рук.

*Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Для работы с детьми коллектив В.Воскобовича разработал комплект фигурок,  которые помогают ввести детей в сказку. Всегда интереснее, когда взрослый обращается к ребенку от имени персонажа, которому необходимо помочь. Эта особенность разработки методики помогает детям поддерживать интерес к игре (слайд 6)

Особенности игр В.Воскобовича: (слайд7)

Широкий возрастной диапазон участников игр:      

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников начальной школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для более старших детей.

Многофункциональность:    

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Творческий потенциал:     

С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать задумки  в действительность. Игры Воскобовича дают детям возможность проявлять творчество.

Сказочная  составляющая игр:

Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс, Радужными гномами  и Капитаном Гусем и его матросами. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и материал лучше запоминается.

Образность и универсальность:    

Это самое главное, что отличает игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича от других. Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Незримка Всюсь, добрая пчелка Жужа, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры.  

Эмоциональная культура игры:

Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые, становимся очень серьезными. И большинство педагогических приемов в изложении напоминают сборник уставов, концепций, положений об игре. Но игра - дело веселое. Поэтому яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко.  Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребенок в таких играх развивает главные качества личности-творца - непохожесть, творческое мышление и умение создавать и выбирать из многообразия вариантов.  

Различные возможности использования:

Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского сада,  в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строгий алгоритм и позволяет использовать ее в различных моделях образования.  

Методическое обоснование, апробация: 

Успешность любой разработки, любой технологии зависит не только от оригинальности идеи, но и от ее научной обоснованности, возможности методического описания и распространения. Часто игра существовала как отдельный прием, средство, но уровень методического обоснования, описания, возможности мультимодульного использования переводят ее в разряд технологий, конструкторов образовательного процесса.

Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх Воскобовича.

Итак, с чего же начать ?

На  первом  этапе дошкольник  при  помощи  обследовательских действий  знакомится  с  цветом  (формой),  усваивает  некоторые представления, сенсорные эталоны.

На данном этапе особая роль отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок, образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов детей, играет и занимается вместе с ними. В.В.Воскобович предлагает след игры: «Двухцветный квадрат», «Шнур – затейник», «Кораблик Плюх-Плюх», «Фонарики», «Игровизор», «Чудо-соты», «Волшебная восьмерка»  и др. (слайд 8)

- Однажды Лопушок собрался в гости к пчелке Жуже.  Покажите, дети, домик Жужи. «Но я же не пойду в гости с пустыми руками». Подумал Лопушок.   Давайте  сделаем конфету.  Взял Лопушок конфету и пошел в гости. Тут на пути встретилась речка. Ребята, как можно перебраться через речку? Мы переплывем ее на лодочке. Давайте сделаем лодочку. Лопушок переплыл речку на лодочке и на другой стороне встретил ежика. Сделаем вместе ежика.  «Здравствуй, ежик. Ты не знаешь, где домик пчелке Жужи?» - спросил Лопушок. «На дереве высоко-высоко» - ответил ежик. «Как же нам туда попасть?»   - огорчился Лопушок.  Делаем самолетик. Добираемся до домика. Угощаем конфетой. Пчелка Жужа приглашает пить чай. «А из чего мы будем пить чай?»   Чудо-соты. Схемы сложения.

Огромную роль он отводил работе мелкой моторики руки. Исходя из опыта работы, детям среднего дошкольного возраста довольно трудно даются даже простые манипуляции с игровым материалом.  «Кораблик Плюх-Плюх», «Шнур-затейник».  Работа со шнуром-затейником.

На  втором  этапе –  с  помощью  образа  запоминает  понятия,  символы. Здесь дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.

Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности- как самостоятельной, так и совместной. Взрослый побуждает к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых узоров, фигур и т.д. Общение со сверстниками способствует социально-личностному росту дошкольника.

Постоянное  усложнение  игр  позволяет  удерживать   детскую деятельность  в  зоне  ближайшего развития.  Таким  образом,  реализуется принцип потенциального или ближайшего развития ребенка.

«Квадрат Воскобовича» (четырехцветный), «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Игровизор», «Волшебная восьмерка 1, 3», «Кораблик Брызг-Брызг», «Шнур – затейник», «Математические корзинки», «Теремки Воскобовича»  и др. (Слайд9)

Например, расскажите малышу, что в море поднялся сильный ветер, и флажки начало срывать с мачт. Сначала сорвало все флажки одного цвета (какого?) со средней мачты. Затем улетели все зеленые флажки (с каких мачт?). Какие флажки остались на кораблике? Ответы на подобные задачи можно проверить по рисункам в инструкции.

На  третьем  этапе  большое внимание уделяется развитию творчества и самостоятельности, ребенок знакомится  с  закономерностями  (принципами) взаимодействия  (увеличение-сложение-трансформация),  планирует  свои действия. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания, предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.

 «Прозрачная цифра», «Игровизор», «Волшебная восьмерка 2», «Кораблик Брызг-Брызг», «Конструктор букв», «Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Ромашка», «Яблонька», «Снеговик» и др. .(слайд10)

Работа с «Яблонькой», читайками на шариках.

Если игра нравится ребенку, то он может заниматься с ней на всех этапах

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:

•    Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

•    Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

•    Статичность.  Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.

•    Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.

Познакомиться с основными цветами очень легко, надевая яркие флажки на мачты по принципу "радуги", "тельняшки" или "лесенки". Это занятие также объясняет ребенку понятия горизонтали/вертикали/диагонали.
     Мачты можно сравнивать по высоте: какая самая высокая, самая низкая, средняя? А какая выше средней, но ниже самой высокой? И так далее. Надевая флажки на мачты, малыш познакомится также с составом числа. Например, в одном из заданий ему предстоит отсчитать 9 флажков и повесить их на 3 мачты. Сколько флажков окажется на каждой из них? Или отсчитать 10 флажков и полностью закрыть ими 3 мачты. Какие это будут мачты по высоте? А по номеру?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки фиолетового леса. (10 сказок про сказочные области Фиолетового леса)

Я интересуюсь игровой технологией "Сказочные лабиринты игры" В. Воскобовича и  написала свои сказки к каждой области фиолетового леса, которые можно использовать как в работе с детьми, ...

Консультация для родителей по играм В. В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса»

Консультация для родителей по играм В. В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса»«Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать»Развивающие игры ВоскобовичаВячеслав Вади...

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Весна в Фиолетовом лесу» с использованием авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Цель: закрепление представлений о сезонных изменениях весной в живой и неживой природе. Задачи: Расширить кругозор о весенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживо...

Играем в Фиолетовом лесу

Выполнение заданий по ФЭМП...

Консультация для родителей на тему: "Сказки Фиолетового леса В. В. Воскобовича"

Консультация предназначена для ознакомления родителям второй группы раннего возраста...

Мастер - класса для педагогов "Коврограф Ларчик и сказочная поляна в фиолетовом лесу" по реализации программы наставничества "Сказочные лабиринты игры"

Конспект практического мероприятия с педагогами "Коврограф Ларчик и сказочная поляна в фиолетовом лесу" в рамках реализации  Наставничества в ДОО "Сказочные лабиринты игр...

Дидактическая игра «Сказки Фиолетового леса»

Дидактическая игра «Сказки Фиолетового леса»...