Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете "Воспитание детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре"
    материал на тему

    Сергиенко Лариса Владимировна

    Пед совет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_ped._sovete.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

    Многие детские игры – подражание

    серьезной деятельности взрослых. 
    Корчак Я. 

    1. Воспитание активности и организаторских умений у детей в сюжетно-ролевой игре.

            Дошкольное детство – важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

            Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и.т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

            Особое место занимают сюжетно – ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности, взрослых Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

            Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее.

            В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.

    Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность это вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан – это только его товарищ. Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

            Организаторские умения – это способность человека объединить других людей, для какой- либо совместной деятельности и при этом обеспечивать ее высокую продуктивность. Это  приобретенные качества личности. Они могут быть воспитаны у каждого ребенка, если будут созданы соответствующие условия. Организатором можно назвать такого ребенка, который умеет выбрать тему игры, увлечь ею товарищей, прислушиваясь к их мнениям, распределить роли с учетом возможностей и интересов каждого, спланировать содержание, найти атрибуты, сделав вместе со всеми недостающие. Он следит за соблюдением порядка в игре, вместе с ребятами самостоятельно, без вмешательства педагога, может справедливо разрешить спорный вопрос, оценить результаты труда и отношение товарищей к порученному делу.

            Организаторские умения развиваются в неразрывной связи с формированием таких качеств личности, как смелость, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность.

            Путь развития организаторских умений у детей дошкольного возраста может быть условно представлен в виде трех ступеней:

            На первой ступени (младший возраст) воспитатель на собственном примере учит детей организовать индивидуальные игры и игры небольшими группами (по 2-3 человека).

            На второй ступени (средняя и старшая группа) он доверяет более инициативным детям организовать коллективную игру, но обязательно контролирует их, помогает им в затруднительных случаях, на их примере воспитывает других.

            На третьей ступени (подготовительная к школе группа) все дети принимают участие в организации совместных игр. Воспитатель развивает у них умение коллективно решать организационные вопросы, без его вмешательства, самостоятельно.

            Процесс овладения организаторскими умениями связан с усвоением детьми норм поведения, мотивы которого не всегда сразу можно заметить и понять, а тем более дать ему правильное направление. Поэтому роль воспитателя в играх, основанных на самостоятельности детей, особенно велика. Воспитанию организаторских умений у детей способствуют также коллективные обсуждения отдельных моментов игры или поступков детей. Во время таких обсуждений ребята выражают свое отношение к имевшим место фактам, а воспитатель помогает им сделать вывод о том, что же мешало играть организованно, кто мешал, почему, а также обязательно отметить чью- либо интересную выдумку, проявленную самостоятельность.

            При организации любого дела воспитатель предоставляет детям возможность проявить самостоятельность и инициативу. Он побуждает их к этому, демонстрируя им доверие, выражая уверенность в том, что они могут разрешить спорные вопросы самостоятельно, а также влияя на них через игровой образ.

            Прочность усвоенных детьми умений и формирующееся у них сознательное отношение к организаторскими функциями служит хорошей предпосылкой для успешного обучения в школе, для подготовки активных, инициативных и энергичных строителей общества.

    1. Воспитание в игре гуманных чувств и дружбы между детьми.

            Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы.

            В играх дети упражняются в выполнении правил нравственного поведения: проявляют вежливость, доброжелательное отношение к товарищам, стремление делиться игрушками, положительно относятся к совместному делу, проявляют отзывчивость, сдержанность.

    Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д.

    Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью полезно проводить кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем».

    В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в  детский  сад, в больницу.  В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовьюгуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

    В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.

    Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств у детей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство и умение, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства. Воспроизводя различные события жизни, через игру - эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

    Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

    Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

    1. Формирование игрового коллектива и общественных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

    Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

    Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

    Игровой коллектив — это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща на основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу. В игровом коллективе все дети имеют одинаковые права на активную роль, каждый может придумать и предложить что-то новое, ребята могут сами договариваться об организации игры, самостоятельно разрешать спорные вопросы. В таком коллективе возникают первые традиции, свое «коллективное общественное мнение», которое направляет поступки детей, регулирует отношения между ними, служит как бы мерилом оценки собственного поведения и поведения товарищей.

    В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы  сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы  общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

    В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.

    В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы, педагог решает следующие задачи:

    - воспитание желания и умения совместно играть;

    - воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);

    - воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

    Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.

    Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Артемова Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре//Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А.В.Запорожца и А.П.Усовой. – М., 1966.
    2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост.
      А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
      Просвещение, 1983.
    3. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989г. №5. С.- 31-40.
    4. Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре//Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1976.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание предпосылок гуманности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры".

            В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему ж...

    Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

    Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

    Воспитание детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра...

    Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

    Пути формирования детского коллектива через игровой образ....

    Методическая разработка "Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры".

    В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Перед каждым воспитат...

    Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

    Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...