О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы
материал (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Письмо Министерства РФ о построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2000 г. N 237/23-16
О ПОСТРОЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОГРАММАХ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В настоящее время в ряде дошкольных образовательных учреждений возникает негативная тенденция дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. Содержание дошкольного образования выстраивается в "школьной логике" - логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике и т.п. Создается неправомерная диспропорция в ведущих содержательных линиях образования, состоящая в преобладании познавательного развития над художественно - эстетическим, физическим и социально - личностным.
Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются занятиями, которые становятся преобладающей формой обучения и воспитания. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.
Данные медицины также свидетельствуют о том, что подобное раннее обучение приводит к переутомлению и перегрузкам маленьких детей, отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Подобные явления в значительной степени провоцируются требованиями родителей, которые считают, что раннее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание со стороны сверстников. Именно поэтому родители
стремятся к тому, чтобы их ребенок в любом образовательном учреждении, будь то начальная школа или детский сад, наращивал знания, умения, навыки на протяжении всего периода детства - чем раньше он начнет школьное обучение, тем лучше. При этом недооцениваются такие негативные последствия, как потеря у детей интереса к учебе.
Ситуация усугубляется неоправданной практикой приема детей в общеобразовательные учреждения (особенно в лицеи и гимназии) на основе особых требований к учебным знаниям, предъявляемым к ребенку при поступлении в первый класс. В этих случаях образовательное учреждение, "прикрываясь" интересами ребенка, фактически выбирает удобных ему детей. Тем самым ущемляется конституционное право ребенка на образование, и одновременно нарушаются законные права родителей выбирать школу для своих детей.
Министерство образования России неоднократно обращало внимание на необходимость строить программно - методическое обеспечение дошкольного образования на основе специфики возрастных особенностей ребенка, о чем свидетельствует ряд документов:
инструктивно - методические письма Министерства образования
РФ:
- от 25.03.94 N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования";
- от 24.04.95 N 46/19-15 "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации";
- от 24.03.95 N 42/19-15 "О программно - методическом обеспечении дошкольного образования - в контексте педагогики развития";
- от 07.04.99 N 70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования";
- от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения";
- Приказ Минобразования России от 22.08.96 N 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений" и другие документы.
В настоящее время Министерство образования Российской Федерации приступило к пересмотру содержания непрерывного образования (дошкольное звено и начальное) в связи с подготовкой перехода школы на 12-летнее образование. С этой целью проведен анализ действующих программ дошкольного и начального образования.
По результатам мониторинга, с одной стороны, в дошкольных образовательных учреждениях выявлены факты дублирования части учебных материалов и программ начального обучения. С другой стороны, отмечается, что образование, которое получает ребенок в детском саду, остается невостребованным начальной школой в полной мере. В первую очередь это касается художественно - эстетического развития и физического воспитания, которое в детском саду сочетается с комплексом здоровительных мер и закаливающих процедур.
Минобразованием России проведены координационные совещания с представителями ряда издательств и авторскими коллективами действующих программ дошкольного и начального образования. На совещаниях были приняты совместные решения о пересмотре определенных разделов некоторых программ воспитания и обучения, а также о подготовке их новых изданий. Издательства выразили готовность скорректировать сроки своих планов подготовки и издания данных программ с целью их доработки. Авторы, в свою очередь, взяли на себя обязательства внести в эти программы соответствующие изменения. Сущность вносимых изменений обусловлена необходимостью установления преемственности содержания дошкольного и школьного образования и устранения неоправданного дублирования учебного материала начального общего образования в программах для дошкольных образовательных учреждений.
Минобразованием России также организована работа по созданию новых программ непрерывного дошкольного - начального образования в соответствии с подготовленным проектом Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), который будет опубликован в журналах "Дошкольное воспитание" и "Начальная школа".
Минобразование особо отмечает, что утверждение указанной Концепции, над которой работали и пришли к согласованному мнению авторы как дошкольного, так и начального образования, откроет новые возможности для совершенствования программно - методического обеспечения этих ступеней образования на основе объективных закономерностей развития ребенка.
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного образования и начальной школы
В настоящее время необходим новый взгляд на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы, так как сегодня между ними не существует надёжной связи. Преемственность этих...
Организация преемственности в системе дошкольное образовательное учреждение – начальная школа.
Организация преемственности в ДОУ...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБОУ «Начальная школа №15» Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Раздел «Музыка»
Рабочая программапо реализации основной образовательной программы дошкольного образованияМБОУ «Начальная школа №15»Образовательная область«Художественно – эстетическое развитие...
Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой
Современное образование обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний...
Доклад «Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы»
Цель нашей работы по преемственности – подготовить ребенка - дошкольника к успешному восприятию школьной программы, развить у него словесно- логическое мышление, воображение, дать стимул к позна...
Доклад «Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы»
Подготовка дошкольника к успешному обучению в школе....
Выступление на конференции для педагогических работников «Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»
Выступление на конференции для педагогических работников«Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»...