О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы
материал (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Пименова Ольга Борисовна

Письмо Министерства РФ о построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 августа 2000 г. N 237/23-16

О ПОСТРОЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОГРАММАХ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

       В настоящее время в ряде дошкольных образовательных учреждений   возникает негативная тенденция дублирования целей,  задач,  форм и   методов   начальной   школы.  Содержание  дошкольного  образования    выстраивается  в  "школьной  логике"  -  логике  будущих   учебных   предметов,  практикуется  раннее  обучение  детей письму,  чтению,   усложненной  для  дошкольников   математике   и   т.п.   Создается   неправомерная   диспропорция   в   ведущих  содержательных  линиях   образования, состоящая в преобладании познавательного развития над   художественно - эстетическим, физическим и социально - личностным.

   Игра и другие специфичные для  этого  возраста  виды  деятельности   вытесняются  занятиями,  которые  становятся  преобладающей формой   обучения  и  воспитания.   При   этом   игнорируются   объективные   возрастные   закономерности   развития  ребенка,  характерные  для   дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.

       Данные медицины  также  свидетельствуют  о  том,  что подобное   раннее обучение приводит к переутомлению и  перегрузкам  маленьких   детей,   отрицательно   сказывается   на  состоянии  их  здоровья,   провоцирует неврозы и другие нежелательные явления при переходе  к   школьному образованию.

       Подобные явления   в   значительной   степени    провоцируются   требованиями  родителей,  которые  считают,  что  раннее  обучение   ребенка  в  дошкольном  возрасте  обеспечит   ему   в   дальнейшем   успешность школьного образования,  позитивное отношение учителей и   признание  со  стороны  сверстников.   Именно   поэтому   родители

   стремятся  к  тому,  чтобы  их  ребенок  в  любом  образовательном   учреждении,  будь то начальная школа или  детский  сад,  наращивал   знания,  умения,  навыки на протяжении всего периода детства - чем   раньше  он  начнет  школьное  обучение,  тем   лучше.   При   этом   недооцениваются  такие негативные последствия,  как потеря у детей   интереса к учебе.

       Ситуация усугубляется  неоправданной  практикой приема детей в   общеобразовательные учреждения (особенно в лицеи  и  гимназии)  на   основе  особых  требований  к  учебным  знаниям,  предъявляемым  к   ребенку  при  поступлении  в  первый   класс.   В   этих   случаях   образовательное   учреждение,  "прикрываясь"  интересами  ребенка,   фактически  выбирает  удобных  ему  детей.  Тем  самым  ущемляется   конституционное  право  ребенка  на  образование,  и  одновременно   нарушаются законные  права  родителей  выбирать  школу  для  своих   детей.

       Министерство образования России неоднократно обращало внимание   на  необходимость  строить  программно  - методическое обеспечение   дошкольного   образования   на   основе    специфики    возрастных   особенностей ребенка, о чем свидетельствует ряд документов:

       инструктивно - методические  письма  Министерства  образования

   РФ:

       - от  25.03.94   N   35-М   "Об   организации   взаимодействия   образовательных    учреждений    и   обеспечении   преемственности   дошкольного и начального общего образования";

       - от   24.04.95   N   46/19-15   "Рекомендации  по  экспертизе   образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений   Российской Федерации";

       - от  24.03.95  N  42/19-15  "О  программно   -   методическом   обеспечении  дошкольного  образования  -  в  контексте  педагогики   развития";

       - от  07.04.99  N  70/23-16 "О практике проведения диагностики   развития ребенка в системе дошкольного образования";

       - от 14.03.2000 N 65/23-16   "О  гигиенических  требованиях  к   максимальной    нагрузке   на   детей   дошкольного   возраста   в   организованных формах обучения";

       - Приказ   Минобразования   России   от  22.08.96  N  448  "Об   утверждении документов по проведению аттестации и  государственной   аккредитации   дошкольных  образовательных  учреждений"  и  другие   документы.

       В настоящее    время   Министерство   образования   Российской   Федерации  приступило   к   пересмотру   содержания   непрерывного   образования  (дошкольное  звено и начальное) в связи с подготовкой   перехода школы на 12-летнее образование.  С  этой  целью  проведен   анализ  действующих программ дошкольного и начального образования.

   По  результатам  мониторинга,  с  одной  стороны,   в   дошкольных   образовательных  учреждениях  выявлены  факты  дублирования  части   учебных  материалов  и  программ  начального  обучения.  С  другой   стороны,  отмечается,  что образование, которое получает ребенок в   детском саду,  остается невостребованным начальной школой в полной   мере.  В первую очередь это касается художественно - эстетического   развития  и  физического  воспитания,  которое  в   детском   саду   сочетается   с   комплексом  здоровительных  мер  и  закаливающих   процедур.

       Минобразованием России  проведены  координационные совещания с   представителями  ряда  издательств   и   авторскими   коллективами   действующих  программ  дошкольного  и  начального образования.  На   совещаниях  были   приняты   совместные   решения   о   пересмотре   определенных разделов некоторых программ воспитания и обучения,  а   также  о  подготовке  их  новых  изданий.  Издательства   выразили   готовность скорректировать сроки своих планов подготовки и издания   данных программ с целью их  доработки.  Авторы,  в  свою  очередь,   взяли на себя обязательства внести в эти программы соответствующие   изменения.  Сущность вносимых изменений обусловлена необходимостью   установления  преемственности  содержания  дошкольного и школьного   образования  и  устранения  неоправданного  дублирования  учебного   материала   начального   общего   образования   в  программах  для   дошкольных образовательных учреждений.

       Минобразованием России  также  организована работа по созданию   новых программ непрерывного дошкольного - начального образования в   соответствии  с  подготовленным  проектом  Концепции  непрерывного   образования  (дошкольное  и  начальное   звено),   который   будет   опубликован   в  журналах  "Дошкольное  воспитание"  и  "Начальная   школа".

       Минобразование особо   отмечает,   что  утверждение  указанной   Концепции,  над которой работали и пришли к согласованному  мнению   авторы  как  дошкольного,  так  и начального образования,  откроет   новые возможности для совершенствования программно - методического   обеспечения   этих  ступеней  образования  на  основе  объективных   закономерностей развития ребенка.

                                          Первый заместитель Министра

                                                          А.Ф.КИСЕЛЕВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного образования и начальной школы

В настоящее время необходим новый взгляд на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы, так как сегодня между ними не существует надёжной связи. Преемственность этих...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБОУ «Начальная школа №15» Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Раздел «Музыка»

Рабочая программапо реализации основной образовательной программы дошкольного образованияМБОУ «Начальная школа №15»Образовательная область«Художественно – эстетическое развитие...

Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой

Современное образование  обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний...

Доклад «Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы»

Цель нашей работы по преемственности – подготовить ребенка - дошкольника к успешному восприятию школьной программы, развить у него словесно- логическое мышление, воображение, дать стимул к позна...

Доклад «Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы»

Подготовка дошкольника к успешному обучению в школе....

Выступление на конференции для педагогических работников «Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»

Выступление на конференции для педагогических работников«Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»...