Формы работы в педагогическом коллективе по обмену опытом педагогического мастерства
статья на тему

Чаркина Анна Альбертовна

Эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нём педагогов, от умения руководителя создать условия, обеспечивающие гармоничное развитие каждого сотрудника. Для этого с одной стороны необходимо постоянное повышение профессионального самообразования педагога, а с другой – постоянное самосовершенствование управленческой культуры руководителя, являющейся гарантом создания благоприятных условий для творческой работы коллектива. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы в педагогическом коллективе по обмену опытом педагогического мастерства

В настоящее время происходит модернизация образования. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь». 
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Именно от воспитателей в значительной мере зависит, насколько те новации, которые вносятся в содержание, организацию и технологии воспитательно-образовательного процесса будут осознаны и внедрены в практику работы с детьми, включены в повседневную деятельность дошкольных групп. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. 
Постоянное самосовершенствование - важнейший аспект труда каждого педагога. «Учитель живёт, пока учится, учитель учится, пока живёт» – эта давняя истина не утратила своего значения». 
Эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нём педагогов, от умения руководителя создать условия, обеспечивающие гармоничное развитие каждого сотрудника. Для этого с одной стороны необходимо постоянное повышение профессионального самообразования педагога, а с другой – постоянное самосовершенствование управленческой культуры руководителя, являющейся гарантом создания благоприятных условий для творческой работы коллектива. Идея непрерывного образования и самообразования для современного педагога является актуальной. Личная инициатива, творчество, самостоятельность всегда присущи деятельности хорошего воспитателя.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Выделяют две формы самообразования педагогов 
- индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; 

- коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ. 


Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности.

Методическая работа должна способствовать развитию творчества, инициативы, повышать качество образовательного процесса. 
     Формы методической работы: 
- репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги); 

- репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции), 

- эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно - деятельностные игры), 

- эвристико - продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок), 

- продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп). 

     Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются продуктивные формы методической работы. 

Формы внедрения передового педагогического опыта.

1. Практический уровень

(описание конкретного педагогического опыта,  раскрытие преимуществ и перспектив его применения):

- открытый урок (показ приемов и методов работы);

- семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы);

- творческий отчет (показ результатов работы);

- конференции, выставки (показ системы работы);

- написание реферата (описание системы работы носителя передового педагогического опыта).

2. Методический уровень:

(раскрытие методики и системы конкретных действий, идеи опыта, педагогической инновации):

- педагогические чтения (определение ведущей педагогической идеи опыта);

- школа-лаборатория (описание характерных условий развития опыта);

- методический плакат (анализ результатов работы);

- рукописи, аудиозаписи, видеофильмы и др. (использование при подготовке методических разработок и рекомендаций).

3. Научный уровень (теоретический анализ опыта):

- статьи, сборники, монографии и др.

    Выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы работы, применять их на практике.

     Передовой опыт воспитательной работы может быть представлен методическими разработками, программами, проектами, другими материалами, отражающими научную и практическую деятельность творчески работающих педагогов.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый педагогический совет "Успехи и достижения педагогического коллектива за прошедший 2014-2015 учебный год"

В презентации отражена работа педагогического коллектива за учебный год....

Мастер-класс, как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс.

В статье описывается такая форма работы с родителями как мастер-класс. В настоящее время мастер-класс является популярной и эффективной формой работы, так как способствует привлечению родителей в един...

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс

Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить деньги на игрушки?Вы не знаете, чем занять ребенка ...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЁНКА И СЕМЬИ

Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать...

Использование инновационных форм работы с родителями в целях повышения их педагогического просвещения в области образования и воспитания детей.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко бывает объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как заинте...

ДОКЛАД в рамках РМО педагогов-психологов ДОУ Истринского муниципального округа на тему: «Психолого-педагогическое просвещение и психоэмоциональная профилактика педагогических коллективов ДОУ»

В статье «Правда о «выгорании» К. Маслач отметила, что выгорание конкретного человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично. Продолжая эту мысль, следует акцентирова...

Программа тренингов по сплочению коллектива «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива»

План работы педагога-психолога с педагогами «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива» разработан с целью командообразования педагогов МБДОУ, т.е. повышения сплоченн...