Тематический контроль «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Абросимова Алена

Тематический контроль

«Познавательно – речевое развитие детей  дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_kontrol.docx54.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический контроль

«Познавательно – речевое развитие детей  дошкольного возраста»

Цель. Выяснить состояние работы по познавательно – речевому развитию в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детски сад № 38»

Методы исследования:

1. анализ документации, планов работы педагогов;

2. анализ наглядной информации для родителей;

3. изучение системы, методов воспитательно-образовательной работы в режиме дня.

  1. План тематического контроля.

№ п/п

Название работы

Методика

1

Выявление уровня речевого развития и  художественно – речевых исполнительских  навыков  у детей

  • Беседы с детьми
  • Анализ деятельности детей в НОД
  • Анализ  наблюдений во время  образовательной деятельности в                                             режимные моменты ДОУ

2

Оценка профессионального мастерства воспитателей

  • Анализ проведения НОД воспитателем
  • Анкетирование воспитателей (анкеты)
  • Собеседования с воспитателями
  • Проведение открытых показов
  • Семинар практикум: «» Фроленок И.Н.

3

Планирование работы

- Анализ  планирования  образовательного  процесса: проверка планирования НОД, индивидуальной работы с детьми, планирования работы в групповых уголках и центрах, планирование игровой деятельности.

4

Работа с родителями по данной проблеме

  • Посещение или анализ протоколов родительских собраний
  • Анализ наглядной информации для родителей в группе
  • Опрос или анкетирование родителей

График проведения тематического контроля

Возрастные группы 

Дата проведения контроля 

I младшая группа 

Посещение занятия

Проверка планов воспитательно-образовательной работы

Посещение занятий

Проверка планов воспитательно-образовательной работы

Анализ предметно-развивающей среды в группах и наглядной информации для родителей

II младшая группа 

Средняя группа 

Старшая группа 

Посещение занятия

Подгот к школе группа 

Карта анализа профессионального мастерства воспитателя

Критерии профессионального мастерства педагога 

Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по развитию речи

Знание методики проведения диагностики развития речи детей

Знание индивидуальных особенностей развитие речи каждого ребёнка своей возрастной группы

Культура

Точность и ясность выражение мыслей

Образность речи

Эмоциональность и интонационная выразительность речи

Доступность речи для детей по форме и содержанию

Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов

Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты

Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге

Умение педагога организовывать

Организация книжного уголка

Подбор иллюстративного материала

Подбор детской художественной литературы (наличие одного и того же произведения, изданного разными издательствами, оформленного разными художниками)

Грамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги» и др.)

Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе

Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам

Планирование и проведение досугов и развлечение по развитию речи

Взаимодействие с родителями

Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания)

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. План работы с родителями.

Проведение тематических родительских собраний.

Методическая работа по проблеме развития речи детей6 подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах, открытые показы разных форм работы с детьми

Карта анализа занятия

Тема:________________________________________________________________________________

Дата проведению_________________

Возрастная группа___________________________________

Количество детей____________________________________

ФИО воспитателя____________________________________

Начало занятия____________________ Окончание занятия______________________

Критерии оценки работы воспитателя на занятии 

Уровень оценки 

3 

2 

1 

Деятельность педагога на занятии 

Умение творчески использовать готовые конспекты занятий

 ( вносить необходимые изменения в ход занятий, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)

Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры

Подготовка к занятию 

Подбор демонстрационного и раздаточного материала. Рациональное размещение материала.

Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы)

Выполнение санитарно-гигиенических требований 

Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)

Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами

Смена поз детей в течение занятия

Рациональный выбор динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т.д)

Соответствии длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам

Деятельность педагога на занятии 

Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм.

Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.)

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранность интерес детей в течение всего занятия

Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной» связи (сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации детей; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и.т.д.)

Индивидуальная работа с детьми

Деятельность детей на занятии

Оценка работы детей на занятии, качество оценки

Сохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятии

Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач

Усвоение детьми программного содержания

Умение адекватно оценивать собственную работу на занятии

Положительное в ходе занятия: 

Выводы: 

Оценочный лист

«Создание условий в группах для развития речи детей»

Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды 

Возрастные группы 

I младшая группа 

II младшая группа 

Средняя группа 

Старшая группа 

Подгот. к школе

группа 

                      1. Книжный уголок

2

3

1

10

4

6

7

8

11

5

9

  1. Оборудование (хорошее освещённое место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)

  1. Соответствие содержания возрасту детей

  1. Наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств)

  1. Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомление с художественной литературой

  1. Материалы о художниках иллюстраторах

  1. Тематические выставки

  1. Сменяемость материала

  1. Наличие детской литературы в группе 

  1. Оборудование для театрализованной деятельности: 

  1. Ширма

  1. Фланелаграф

  1. Соответствие возрасту видов театра

  1. Соответствие возрасту содержание театров и театрализованных игр

  1. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту) 

  1. Методическая литература 

  1. Пособия для занятий 

  1. Набор материалов для диагностики детей 

Оценочный лист

«Создание условий в методическом кабинете для развития речи детей»

Составляющие предметно-развивающей среды 

Наличие и качество пособий

Методическая литература

1 учебники по развитию речи детей дошкольного возраста

2 литература по отдельным разделам

3 разные хрестоматии

4 сборники по развитию речи

5 учебники по детской литературе

6 подборки загадок, песенок, потешек

7 картотека дидактических игр по развитию речи

8 орфографические словари

9 детская художественная литература

Комплексные, развивающие  и парциальные программы по развитию речи и диагностические методики к ним

Наглядные материалы

1 демонстрационный материал – картины, разделённые по сериям

2 раздаточные материалы в методическом кабинете

2.1. все материалы по ознакомлению с окружающем миром (на 2 возраста), разделённые по тематике, с картотекой

2.2. сюжетные картины (с картотекой). Размер сюжетных картин – не менее альбомного листа, наклеенные на паспарту, оформленные в одном стиле. Сюжетные картины разбираются на картины с простым сюжетом и сложным сюжетам

2.3. предметные картины (с картотекой). Размер не менее чем 10х10 см

2.4. серии картин (4-5 картин). В кабинете должно быть 5-7 разных серий, по 5 наборов каждой серии (для подгрупповой работы с детьми)

Наглядные материалы

3 подборка детских рисунков для рассказывания: они подбираются на группу детей

4 символика – герб, флаг России и Москвы

5 предметы и игрушки

5.1. 3 экземпляра каждого наименования, по паре игрушек среднего размера: 2 куклы, 2 белки, 2 медвежонка, 2 утёнка; одно наименование, но разный внешний вид

5.2. раздаточные игрушки, небольшого размера, 10-12 см; набор на группу – не менее 15 игрушек. Тематика: домашние животные, дикие животные, транспорт

6 к разделу «Ознакомление детей с художественной литературой»

6.1. биографии детских писателей, карточки с днями рождения; для нескольких любимых детьми писателей – портреты, методические организации различных форм работы с детьми по творчеству этих писателей

6.2. аудиокассеты или пластинки с записями детских произведений

6.3. Иллюстративный материал по художественной литературе

Методические материалы

1 Все материалы с выходными данными: название, автор, место, год издания, краткая аннотация – лучше на карточках

2 Конспекты занятий из опыта работы педагогов. Стремиться делать серии конспектов по рассказыванию

3 Разные формы планирования

4 памятка по анализу занятий

Выводы и рекомендации по пополнению и (или) наиболее рациональной организации предметно-развивающей среды для педагогов: 

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Направления воспитательно-образовательной работы 

Возрастные группы 

II младшая группа 

Средняя группа 

Старшая группа 

Подгот к школе группа 

Планирование занятий 

Словарная работа

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя речи

Формирование связной речи и рассказывания

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Планирование работы вне занятий 

Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме

Дидактические игры

Загадывание загадок, придумывание загадок

Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы

Самостоятельная художественная речевая деятельность

Досуги, развлечения

Работа с материалами книжного уголка

Работа с семьёй

Выводы, предложения по каждой возрастной группе: 

Карта анализа наглядной информации для родителей

п\п

Критерии анализа 

1

Конкретность информации

2

Доступность предлагаемого материала

3

Краткость материала

4

Эстетичное оформление наглядных материалов

5

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

6 

Форма подачи материала 

  • Папки-передвижки

  • Стенды

  • Ширмы

  • Информационные письма-памятки для родителей

7

Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования)

Анкета  для родителей

«Значение развитие речи  в полноценном развитии ребёнка»

  • Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи?
  • Как Вы считаете, какова основная цель развития речи в детском саду ?
  • Учить детей слушать литературные произведения разных жанров;
  • Развивать у детей речь;
  • Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
  • Развивать мышление, память, внимание, воображение
  • Насколько важны, по  Вашему мнению, занятия по развитию речи в дошкольном возрасте? В

 чём заключается их важность?

Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для речевого развития ребёнка?

  • Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке  проявляет интерес к книге?
  • Что Вы делаете для, того, чтобы поддержать этот интерес
  • Какие книги есть у Вас дома?
  • Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком?
  • В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна

для Вас ?

  • Информация отсутствует;
  • Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;
  • Информация есть, но крайне скудная;
  • Я не обращаю на неё внимания;
  • Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
  • Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
  • Наглядная информация интересно и полезна для меня.

  • Какая помощь от воспитателя детского сада Вам требуется по проблеме речевого развития
  • вашего ребёнка?