Положение об основной образовательной программе дошкольного образования МДОУ "Детский сад № 77"
материал на тему
Основная образовательная программа дошкольного образования учреждения (далее — Программа) — нормативно – управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, определяющий содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Положение
об основной образовательной программе дошкольного образования
муниципального дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад 77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
- Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564), Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №77» Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Учреждение).
1.2.Основная образовательная программа дошкольного образования учреждения (далее — Программа) — нормативно – управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, определяющий содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей .
- Программа разрабатывается рабочей группой, формируемой из числа педагогических работников Учреждения, утверждается приказом заведующего Учреждения.
- Положение об ООП ДО вступает в силу с момента издания приказа заведующим «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения.
- Цель, задачи и функции Программы
2.1. Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечение становления личности ребенка и раскрытие его индивидуальности, создание условий для умственного, физического и эмоционального развития детей дошкольного возраста, обеспечение готовности к школьному обучению, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
2.2. Задачи Программы:
- обеспечение условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, способствующейсохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миромчерез внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2.3. Функции Программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена,
- определения содержания воспитательно – образовательного, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению воспитанниками (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия воспитательно – образовательного процесса.
- Структура Программы
3.1 Титульный лист
3.2. Содержание
3.3. Целевой раздел.
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты (целевые ориентиры)
- Педагогическая диагностика
- Содержательный раздел
- Обязательная часть:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Коррекционно-развивающая работа
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
- Вариативные формы реализации Программы
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
3.5. Организационный раздел
3.5.1. Финансовые условия обеспечения Программы
3.5.2. Материально-техническое обеспечение Программы
3.5.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами
3.5.4. Распорядок НОД и режим дня
3.5.5. Особенности традиционных событий
3.5.6. Особенности организации развивающей среды
3.5.7. Кадровые условия реализации Программы
3.5.8.Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных, материально-технических ресурсов.
3.5.9.Литература ( перечень литературных источников)
- Требования к содержанию Программы
4.1. Титульный лист - структурный элемент программы, отражает наименование дошкольного образовательного учреждения, сведения о рассмотрении и утверждении Программы, наименование населенного пункта и год.
4.2. Целевой раздел – структурный элемент, раскрывающий следующие подразделы Программы:
- Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий нормативные документы, которые учитывались при разработке Программы, цель, задачи, принципы и подходы к формированию Программы, основные характеристики воспитанников, а также должны быть указаны выходные данные материалов (программ, методических пособий и т.д.) которые были использованы при составлении Программы, социокультурная ситуация развития воспитанников, приоритетные направления деятельности Учреждения.
- Планируемые результаты (целевые ориентиры) - требования Стандарта к результатам освоения Программы.
- Педагогическая диагностика – специфика оценки индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования.
4.3. Содержательный раздел – структурный элемент, раскрывающий содержание воспитательно-образовательного процесса по освоению детьми образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Коррекционно-развивающая работа
В подразделах «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» раскрываются психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области, виды детской деятельности, формы и методы образовательной деятельности, способы поддержки детской инициативы.
В подразделе «коррекционно-развивающая работа» раскрываются специальные условия, формы, средства и особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений - структурный элемент Программы, отражает образовательные потребности, интересы детей, родителей и педагогов и, в частности, ориентирована на выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а так же возможностям педагогического коллектива.
- Вариативные формы реализации Программы - структурный элемент Программы, отражает педагогические технологии, используемые педагогическим коллективом в образовательном процессе, а так же способы и направления поддержки детской инициативы.
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников - структурный элемент Программы, отражает цель, задачи, принципы и систему работы педагогического коллектива с родителями воспитанников.
- Содержание образовательной деятельности отражено в рабочих программах по реализации образовательных областей, разработанных на уровень дошкольного образования и в планировании образовательной деятельности во всех возрастных группах на текущий учебный год.
Структура рабочей программы представлена следующими разделами:
- Целевой раздел (Пояснительная записка, планируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы);
-Содержательный раздел
(Представлен в виде таблиц см. Приложение );
- Организационный раздел (Учебный план, условия для реализации содержания (развивающая предметно-пространственная среда)).
Требования к планированию образовательной деятельности для возрастных групп на текущий учебный год отражены в Положении о планировании образовательной деятельности.
4.4. Организационный раздел – структурный элемент, раскрывающий следующие подразделы:
- Финансовые условия реализации Программы - структурный элемент
Программы, отражает нормативные затраты на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
- Материально-техническое обеспечение Программы - структурный элемент Программы, отражает требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; оснащенность помещений для работы медицинского персонала в организации.
- Обеспеченность методическими материалами и средствами-структурный элемент Программы, отражает учебно-методический комплект необходимый для реализации Программы.
- Распорядок НОД и режим дня воспитанников - структурный элемент Программы, отражает особенности организации образовательной деятельности и режима дня воспитанников в МБДОУ в соответствии с нормативными документами.
- Особенности традиционных событий - структурный элемент Программы, отражает цель и содержание комплексно-тематического планирования образовательного процесса, особенности организации развивающей среды.
- Кадровые условия реализации Программы - структурный элемент Программы, отражает сведения о педагогическом составе МБДОУ
( укомплектованность кадрами, образование, стаж, квалификационная категория педагогических работников).
- Оформление рабочей программы.
5.1. Текст набирается в текстовом редакторе WordforWindows, тип шрифта TimesNewRoman, размер - 14 пт., междустрочный интервал – 1,5 строки, некоторые разделы программы могут быть представлены в виде таблицы (шрифт таблицы может варьироваться 12-14 пт., междустрочный интервал - 1 строка) листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
5.2. Программа прошивается, страницы номеруются, скрепляются печатью и подписью заведующего Учреждения. Приложения Программы оформляются в виде папки- накопителя.
5.3. Титульный лист считается первым, но не номеруется. На титульном листе указывается:
- полное наименование дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Уставом МБДОУ;
- сведения об утверждении Программы (где, когда и кем принята и утверждена Программа);
- указание учебного года, на который разработана Программа;
- название населенного пункта и год разработки.
- Утверждение Программы
6.1. Программа рассматривается и принимается на Педагогическом совете Учреждения.
6.2. Программа утверждается приказом заведующего Учреждения.
- Хранение рабочих программ
- Оригинал Программы на бумажном носителе находится в методическом кабинете.
- Срок хранения Программы – постоянно, до принятия новой редакции.
Приложение
к Положению об ООП ДО
Реализации образовательной области «Речевое развитие»
Наименование раздела образовательной области: Развитие речи
Возрастная группа: ранний возраст (от 1,5 до 3 лет)
Программное содержание:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
№ п/п | Разделы | Обязательная часть ООП ДО | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Совместная деятельность взрослых и воспитанников (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок) | Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок) | ||
Основные виды деятельности: общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок Форма организации: НОД, ИОС | Основные виды деятельности: общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок Форма организации: НОД, ИОС | ||||||
Наименование УМК | Количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Парциальная программа Технология | Количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО | Учебно-методическое пособие Перечень дидактических игр и т.п. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста» | Учебно-методическое пособие Перечень дидактических игр и т.п. | ||