Положение об основной образовательной программе дошкольного образования МДОУ "Детский сад № 77"
материал на тему

Галкина Мария Ивановна

Основная образовательная  программа дошкольного образования учреждения (далее — Программа) — нормативно – управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, определяющий содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положение

об основной образовательной программе дошкольного образования

муниципального дошкольного образовательного

учреждения  «Детский сад 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

  1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №        1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564), Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №77» Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Учреждение).

1.2.Основная образовательная  программа дошкольного образования учреждения (далее — Программа) — нормативно – управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, определяющий содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей .

  1. Программа  разрабатывается  рабочей группой,  формируемой  из числа педагогических работников Учреждения,  утверждается приказом заведующего Учреждения.
  2. Положение об ООП ДО  вступает в силу с момента издания приказа заведующим «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения.

  1. Цель, задачи и функции Программы

2.1. Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечение становления личности ребенка и раскрытие его индивидуальности, создание условий для умственного, физического и эмоционального развития детей дошкольного возраста, обеспечение готовности к школьному обучению, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

2.2. Задачи Программы:

  • обеспечение условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, способствующейсохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миромчерез внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2.3. Функции Программы:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена,
  • определения содержания воспитательно – образовательного, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению воспитанниками (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия воспитательно – образовательного процесса.

  1. Структура Программы

3.1 Титульный лист

3.2. Содержание

3.3. Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты (целевые ориентиры)
  3. Педагогическая диагностика
  1. Содержательный раздел
  1. Обязательная часть:
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Коррекционно-развивающая работа
  1. Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
  • Вариативные формы реализации Программы
  • Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

3.5. Организационный раздел

3.5.1. Финансовые условия обеспечения Программы

3.5.2. Материально-техническое обеспечение Программы

3.5.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами

3.5.4. Распорядок НОД и режим дня

3.5.5. Особенности традиционных событий

3.5.6. Особенности организации развивающей среды

3.5.7. Кадровые условия реализации Программы

3.5.8.Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных, материально-технических ресурсов.

3.5.9.Литература ( перечень литературных источников)

  1. Требования к содержанию Программы

4.1. Титульный лист - структурный элемент программы, отражает наименование дошкольного образовательного учреждения, сведения о рассмотрении и утверждении Программы, наименование населенного пункта и год.

4.2. Целевой раздел – структурный элемент, раскрывающий следующие подразделы Программы:

  • Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий   нормативные документы, которые учитывались при разработке Программы, цель, задачи, принципы и подходы к формированию Программы, основные характеристики воспитанников, а также должны быть указаны выходные данные материалов (программ, методических пособий и т.д.) которые были использованы при составлении Программы, социокультурная ситуация развития воспитанников, приоритетные направления деятельности Учреждения.
  • Планируемые результаты (целевые ориентиры) - требования Стандарта к результатам освоения Программы.
  • Педагогическая диагностика – специфика  оценки индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования.

4.3. Содержательный раздел – структурный элемент, раскрывающий содержание воспитательно-образовательного процесса по освоению детьми образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Коррекционно-развивающая работа

В подразделах «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» раскрываются психолого-педагогические условия реализации содержания образовательной работы в рамках образовательной области, виды детской деятельности, формы и методы образовательной деятельности, способы поддержки детской инициативы.

В подразделе «коррекционно-развивающая работа» раскрываются специальные условия, формы, средства и особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

  • Часть, формируемая участниками образовательных отношений - структурный элемент Программы, отражает образовательные потребности, интересы детей, родителей и педагогов и, в частности, ориентирована на выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а так же возможностям педагогического коллектива.
  • Вариативные формы реализации Программы - структурный элемент Программы, отражает педагогические технологии, используемые педагогическим коллективом в образовательном процессе, а так же способы и направления поддержки детской инициативы.
  • Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников - структурный элемент Программы, отражает цель, задачи, принципы  и систему работы педагогического коллектива  с родителями воспитанников.
  • Содержание образовательной деятельности отражено в рабочих программах по реализации образовательных областей, разработанных на уровень дошкольного образования и в планировании образовательной деятельности во всех возрастных группах на текущий учебный год.

Структура рабочей программы представлена следующими разделами:

- Целевой раздел (Пояснительная записка, планируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы);

-Содержательный раздел 

(Представлен в виде таблиц см. Приложение  );

- Организационный раздел (Учебный план, условия для реализации содержания (развивающая предметно-пространственная среда)).

Требования к планированию образовательной деятельности для возрастных групп на текущий учебный год отражены в Положении о планировании образовательной деятельности.

4.4. Организационный раздел – структурный элемент, раскрывающий следующие подразделы:

  • Финансовые условия реализации Программы - структурный элемент

Программы, отражает нормативные затраты на  реализацию  основной образовательной программы дошкольного  образования.

  • Материально-техническое обеспечение Программы - структурный элемент Программы, отражает требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; оснащенность помещений для работы медицинского персонала в организации.
  • Обеспеченность методическими материалами и средствами-структурный элемент Программы, отражает учебно-методический комплект необходимый для реализации Программы.
  • Распорядок НОД и режим дня воспитанников - структурный элемент Программы, отражает особенности организации образовательной деятельности и режима дня воспитанников в МБДОУ в соответствии с нормативными документами.
  • Особенности традиционных событий  - структурный элемент Программы, отражает цель и содержание комплексно-тематического планирования образовательного процесса, особенности организации развивающей среды.
  • Кадровые условия реализации Программы - структурный элемент Программы, отражает сведения о педагогическом составе МБДОУ

( укомплектованность кадрами, образование, стаж, квалификационная категория педагогических работников).

  1. Оформление рабочей программы.

5.1. Текст набирается в текстовом редакторе WordforWindows, тип шрифта TimesNewRoman, размер - 14 пт., междустрочный интервал – 1,5 строки, некоторые разделы программы могут быть представлены в виде таблицы (шрифт таблицы может варьироваться 12-14 пт., междустрочный интервал - 1 строка) листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

5.2. Программа прошивается, страницы номеруются, скрепляются печатью и подписью заведующего Учреждения. Приложения Программы оформляются в виде папки- накопителя.

5.3. Титульный лист считается первым, но не номеруется. На титульном листе указывается:

- полное наименование дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Уставом МБДОУ;

- сведения об утверждении Программы (где, когда и кем принята и утверждена Программа);

- указание учебного года, на который разработана Программа;

- название населенного пункта и год разработки.

  1. Утверждение Программы

6.1. Программа рассматривается и принимается на Педагогическом совете Учреждения.

6.2. Программа утверждается приказом заведующего Учреждения.

  1. Хранение рабочих программ

  1. Оригинал Программы на бумажном носителе находится в методическом кабинете.
  2. Срок хранения Программы – постоянно, до принятия новой редакции.

Приложение

к Положению  об ООП ДО

Реализации образовательной области «Речевое развитие»

Наименование раздела образовательной области: Развитие речи

Возрастная группа: ранний возраст (от 1,5 до 3 лет)

Программное содержание: 

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

п/п

Разделы

Обязательная часть ООП ДО

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Совместная деятельность взрослых и воспитанников (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок)

Самостоятельная деятельность воспитанников в развивающих центрах и уголках (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок)

Основные виды деятельности: общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

Форма организации: НОД, ИОС

Основные виды деятельности:

общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

Форма организации: НОД, ИОС

Наименование УМК

Количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Парциальная программа Технология

Количество часов, затраченных на изучение данного раздела ООП ДО

Учебно-методическое пособие

Перечень дидактических игр и т.п.

Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста»

Учебно-методическое пособие

Перечень дидактических игр и т.п.