"Обеспечение качественного образования дошкольников с ОВЗ в образовательном учреждении" (августовское совещание работников системы образования Омской области, 2018 год)
статья по теме

Тимошенкова Людмила Ивановна

Выступление на августовском совещании работников системы образования Омской области "Развитие единого образовательного пространства: актуальные направления и их реализация на территории Омской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvennoe_obrazovanie_v_dou.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми в ДОУ.

Слайд 1

        Первую ступень образования детей с ограниченными возможностями здоровья призваны обеспечить дошкольные образовательные учреждения. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно - развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утвержденными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 2

Согласно ФГОС ДО, каждый дошкольник с ОВЗ имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Дошкольники с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.  Поэтому, всестороннее развитие и коррекция нарушений у дошкольников с ОВЗ осуществляется с учётом индивидуальных, потенциальных возможностей ребенка и профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДО (логопед, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, воспитатели). Такое педагогическое «единство» обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого дошкольника с особыми образовательными потребностями.

Слайд 3

        Коррекционная работа в нашем ОУ направлена на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:

- дошкольники с ТНР (тяжёлое нарушение речи) – 2 группы

- дошкольники с ЗПР (задержка психического развития) - 1 группа

- дошкольники с нарушением интеллекта - 1 группа

Слайд 4

        Модель развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.

Цель коррекционной работы: систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно - развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Слайд 5

        Приоритетные направления деятельности ДОУ:

- Содержание коррекционнно-образовательного процесса в дошкольных группах для детей с ТНР выстроено в соответствии с программой: «От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, а также «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной - 2 дошкольные группы.

- Содержание коррекционно - образовательного процесса в компенсирующей группе выстроено в соответствии с программой дошкольного образования для детей с задержкой психического развития «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР» под редакцией Н.Ю. Боряковой – 1 дошкольная группа.

-  Содержание коррекционно - образовательного процесса в компенсирующей группе выстроено в соответствии с программой дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой и парциальной программы О.С. Ушаковой «Развитие речи у детей дошкольного возраста» - 1 дошкольная группа.

Слайд 6

Коррекционная работа с дошкольниками с ОВЗ включает в себя взаимосвязанные коррекционно - развивающие направления: диагностический, профилактический и коррекционно-развивающие аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития каждого дошкольника с ОВЗ. Данные направления отражают её основное содержание: (обратите внимание на слайд)

- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных образовательных программ, коррекционных упражнений.

- определение, разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ;

- методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение специалистами ДО индивидуальных, групповых и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

Слайд 7

Одним         из         условий         повышения         эффективности         коррекционно-

педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и разностороннего развития каждого ребенка. Функционируют кабинеты логопеда и дефектолога для проведения индивидуальных и групповых занятий с дошкольниками с ОВЗ, которые оснащены многоплановым раздаточным дидактическим материалом, различными наглядными пособиями; яркими и привлекательными игрушками, авторскими разработками, ИКТ-технологией.

Слайд 8

        Занятия по физкультуре проводятся в просторном спортивном зале, в котором есть разнообразный спортивный инвентарь, необходимый для развития и здоровьесбережения каждого дошкольника. Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширилась материально-техническая база ДОУ - функционирует консультативно-диагностический пункт, который является одной из форм оказания психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ и группы риска в системе ранней помощи.  А также установлены детские теневые беседки, благоустроена детская площадка на участке учреждения.

Слайд 9, 10, 11, 12

Интерьер дошкольных групп отличается индивидуальностью и творческим подходом к её организации. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Такое распределение площади группы позволяет воспитателям содержательно проводить воспитательно-образовательную деятельность с детьми. Каждая зона в дошкольных группах имеет своё обозначение. Во всех 4 дошкольных группах имеются различные зоны, например:

  • Учебная зона
  • Центр творчества
  • Познавательно – речевой
  • Книжный уголок
  • Уголок природы и экспериментирования.
  • Игровая зона
  • Уголок развития мелкой моторики.
  • Театральная зона
  • Уголок математики
  • Зона безопасности (гаражи)

Слайд 13

Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы рассмотрели организацию образовательного пространства - коридоров в дошкольных группах.

В фойе групп оформили разнообразные информационные стенды для родителей «Я – ваш ребенок», в которых представлены рубрики: «Меню», «Уголок здоровья», «Родительская почта», «Режимные моменты».  Есть стенды, где проводятся выставки детских работ: «Вот что делают ладошки-наши маленькие крошки», «Маленькие художники», «Наши работы».

Слайд 14

Концепция модернизации российского образования требует от специалистов ДО повышения уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ, создания условий для личностного развития каждого ребенка. Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов и форм, методик, технологий, программ).

Методическая работа специалистов нашего образовательного учреждения на этом этапе приобрела особую значимость, идёт постоянный поиск новых и интересных способов коррекционного обучения, путей работы в инновационном режиме, решения разных проблем.  

Одной из главных задач в работе специалистов ДО стало повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ с включением и использованием современных педагогических технологий и активных методов обучения в коррекционно-образовательный процесс.

Поэтому, в поддержке инновационной деятельности специалистов ДО новшеством стало внедрение и применение современных педагогических технологий в реализации образовательных областей.

Слайд 15

Цель: обеспечить качественный уровень образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

        Работая по вопросу внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий, можно выделить основные перспективные задачи: (обратить внимание на слайд)

  • Разработка и использование в работе специалистов ДО инновационных педагогических технологий (ИКТ-технологии, социоигровые технологии (театрализованная деятельность), технологии проблемного обучения, проектные технологии, авторские программы, здоровьесберегающие и игровые технологии, личностно – ориентированные технологии, технологии экспериментирования, музыкотерапия) с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
  • Обеспечение полноценного развития дошкольников в соответствии с образовательными областями (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
  • Включение специалистов в процесс освоения личностно-ориентированного подхода, оценивания достижений планируемых результатов образования.
  • Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянный рост профессиональной компетентности коллектива специалистов ДО в сфере ФГОС ДО.
  • Повышение качества работы с родителями воспитанников путем установления партнерских отношений, объединение усилий для развития дошкольников с ОВЗ.

Слайд 16

Разработка модели коррекционно-образовательного процесса по использованию инновационных педагогических технологий в интеграции образовательных областей.

Слайд 17

  1. Социально-коммуникативное развитие

Учебные курсы:

- Социальное развитие

- Обучение игре

- Воспитание культурно-гигиенических навыков

- Хозяйственно-бытовой труд

 (Игровые технологии, проектные технологии, авторские программы, технологии экспериментирования)

Целевой ориентир: Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Слайд 18

   2. Речевое развитие

Учебный курс:

- Развитие речи и формирование коммуникативных способностей

- Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.

 (ИКТ технологии на логопедических занятиях с дошкольниками с ОВЗ, авторская программа) - отрывок видеозанятия Константиновой.

Целевые ориентиры: Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Слайд 19

  1. Физическое развитие

Учебные курсы:

- Здоровье

- Физкультура

- Физическое развитие и физическое воспитание

 (Здоровьесберегающие технологии, применяемые на подгрупповых и индивидуальных занятиях с дошкольниками с ОВЗ)

Целевые ориентиры: У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Слайд 20

  1. Познавательное развитие

Учебные курсы:

- Сенсорное воспитание

- Формирование мышления

- Формирование элементарных математических представлений

- Ознакомление с окружающим миром

- Конструирование

(Личностно-ориентированная технология, технологии проблемного обучения,    технологии экспериментирования)

Целевые ориентиры: Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, развивается мелкая моторика пальцев рук.

Слайд 21

  1. Художественно-эстетическое развитие

Учебные курсы:

- Лепка

- Рисование

- Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность

- Ручной труд

- Ознакомление с художественной литературой

- Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства

(авторская программа - использование нетрадиционных художественных технологий в учебных курсах, авторская программа – театрализованная деятельность, проектная технология, социоигровая технология, музыкотерапия)

Целевой ориентир: Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты.

    Слайд 22

Применяемые специалистами ДО современные педагогические технологии в интеграции образовательных областей, способствуют эффективному формированию образовательного и воспитательного процесса, повышению уровня качества образования дошкольников с ОВЗ в коррекционном образовательном процессе.

                                                         Слайд 23

        Самым значимым событием в работе методического объединения специалистов ДО было участие в районном смотре - конкурсе школьных методических объединений,  инициирован МБУ «Центр развития образования» Калачинского муниципального района в сентябре 2016 года по теме: «Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе». Цель конкурса: актуализация методической работы в образовательных учреждениях, содействие сохранению и развитию методической деятельности в образовательном пространстве района. По итогам районного смотра-конкурса методическое объединение специалистов ДО КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат) заняло III место (Диплом призёра III место, сентябрь 2016 года).

Слайд 24, 25

Важным стало создание методической папки «Инновационные подходы к реализации ФГОС ДО с дошкольниками с ОВЗ», состоящая из 3-х частей:

1 часть – «Проектная деятельность – инновационный подход к организации педагогического процесса с дошкольниками с ОВЗ»

2 часть – «Авторские программы – обеспечение функционирования системы образования дошкольников с ОВЗ»

3 часть – «Авторские методические разработки» (повышение качества дошкольного образования через инновационные педагогические технологии обучения дошкольников с ОВЗ)

        В течении учебного года методическая папка пополняется, обновляется инновационными материалами. На сегодняшний день в I части имеется 7 проектов разнообразных по направлениям и содержанию (долгосрочные, краткосрочные, тематические). Во II части приложено 3 авторские программы: «Художественно - эстетическое развитие детей старшего     дошкольного    возраста с нарушением интеллекта», есть рецензия на образовательную программу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томского государственного педагогического университета», программа внеклассной деятельности «Программа театрального кружка «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР», а также программа «Коррекция и развитие связной речи путём театрализации. Логочас» - программы рецензированы ДПО БОУ «Институт развития и образования Омской области». III часть своевременно пополняется методическими разработками (победители школьного конкурса «Открытое занятие», а также образовательными занятиями и наградными документами призёров регионального заочного конкурса «Открытое занятие»).

Слайд 26

 Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Творческая группа методического объединения разработала программу Бренд «Семейная академия» «Работа с родителями воспитанников с ОВЗ дошкольных групп, открытых в адаптивных школах» в БОУ ДПО «ИРООО» по РИП-ИнКО.

Педагогический состав специалистов ДО не останавливается на достигнутых результатах: повышают эффективность коррекционно-воспитательного процесса через трансляцию открытых мероприятий в рамках проведения «Недели открытых дверей». Распространяют педагогический опыт, участвуя в профессиональных конкурсах разного уровня, всероссийских вебинарах, публикация в журналах «Наука и образование: новое время»,  «Коррекционная работа в ДОУ», приняли участие в очном региональном Фестивале педагогических идей по работе с детьми с ОВЗ, а также во Всероссийском Форуме «Педагоги России: инновации в образовании», активные участники региональных научно-практических конференций и семинаров, ежегодные участники Областного педагогического марафона.

Слайд 27

С целью развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ, специалисты готовят их к участию в выставках, фестивалях, конкурсах, олимпиадах для дошкольников с ОВЗ различного уровня. У наших маленьких воспитанников есть определённые результаты.

Слайд 28

Создан персональный сайт руководителя МО специалистов ДО. Стало решение- принять участие во «Всероссийском конкурсе сайтов педагогов ДОУ». По итогам конкурса награждена Дипломом Лауреат, а также Благодарственным письмом в адрес нашего учреждения. Перед вами ссылка для перехода на сайт. Надеюсь, вся информация на сайте будет для Вас интересной, полезной. Приятного Вам просмотра! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»

Презентация для педсоветаТема: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедре...

Выступление на районом совещании работников дошкольного образования

2013 год был Годом охраны окружающей среды. В номинации "Экологическая акция" делилась опытом работы....

Проект "Обеспечение качественного образования дошкольников через повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОУ"

На современном  этапе реформирования российского образования особое внимание уделяется дошкольному воспитанию. Для обеспечения высокого качества дошкольного образования педагогические работники д...

Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования на базе форсайт-центра «Тьюторский центр для методического обеспечения педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реа

Представленная  программа направлена на развитие  научно-технического и творческого по­тенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструиро...