Система методической работы с воспитателями
материал на тему

Петрова Инна Васильевна

Система методической работы с воспитателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_metodicheskoy_raboty_s_vospitatelyami.docx76.22 КБ

Предварительный просмотр:

Система методической работы

с воспитателями в детском саду

в условиях реализации ФГОС ДО

Содержание

Введение…………………………………………………………...................

3

1.

Организация и направления системы методической работы……….

6

2.

Инновационные формы и методы в системе методической работы в соответствии с ФГОС ДО………………………………………………...

15

3.

Система методической работы с воспитателями в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО…………………………………………

19

Заключение…………………………………………………………………

33

Список литературы……………………………………………………………

36

Приложение

Презентация «Модель системы методической работы в ДОУ»

Введение

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Актуальной задачей педагогических коллективов ДОО с момента утверждения приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности и приведение ее в соответствие со Стандартом.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Помочь педагогам должна методическая работа, обеспечивающая профессиональный рост, помогающая разобраться в разнообразной педагогической информации, инновациях.

Для решения этой задачи в детском саду была создана система методической работы с воспитателями в условиях реализации ФГОС ДО.

Как известно, успех управления нововведениями в ДОО зависит от потенциала руководителя, старшего воспитателя и всего педагогического коллектива. Важным при этом является знание сильных и слабых сторон педагогического коллектива, умение обучать новому коллег, а также организация методического сопровождения, консультирования, разработка соответствующих проектов и программ.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

Цель методической работы в условиях реализации ФГОС – помочь воспитателям выполнить требования стандарта, стать активным заинтересованным участником образовательного процесса.

В этот период большую роль играет методическое обеспечение педагогов. Это приобретение учебно-методических комплексов, методических средств, то есть оснащение образовательного процесса. Это и создание методической продукции: программ, моделей, планирования.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, необходимо творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Реализация ФГОС дошкольного образования, в первую очередь требует от всех участников образовательных отношений правильного, адекватного понимания и позитивного отношения к подходам его реализации.

Принятие новых стандартов дошкольного образования и введение их в учебный процесс образовательных учреждений во многом определяет направление деятельности педагогической работы. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения и воспитания детей требует определенного уровня компетентности педагога, позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых результатов.

Переход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному методу (см. ФГОС Д) требует изменения мировоззрения педагогов ДОУ, всей привычной системы взаимодействия между ними и воспитанниками.

Цель педагогов на данном этапе – это развитие профессионализма, обобщение и распространение опыта работы в условиях внедрения Стандартов нового поколения, создание собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

Следует понимать и принимать необходимость приведения в соответствие с требованиями ФГОС ДО нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольного учреждения.

Необходимо ознакомление с нормативно-правовыми документами по введению ФГОС: определение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; разработку и обсуждение рабочих программ педагогов; системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; изучение основных критериев оценки качества образовательных программ в системе дошкольного образования.

Работа может быть организована в виде информационных семинаров, курсов повышения квалификации, долгосрочных, проектных, проблемных семинаров, творческих групп по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта по введению ФГОС, в рамках которых следует переводить деятельность педагогов из режима получения информации в режим инновационной работы, совместного поиска рабочих ориентиров.

Основные направления педагогической деятельности включают в себя аналитическую, информационную, консультационную деятельности.

Особое внимание следует обратить на анализ имеющихся условий, образовательного пространства относительно требований Стандарта. Сделанный анализ позволит увидеть имеющиеся конкретные проблемы и определить пути их решения.

  1. Организация и направления системы методической работы

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих образовательный процесс с детьми и методическим обеспечением с учетом ФГОС ДО.

Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

        Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

        Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности детского сада и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

5. Координация деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и образовательного учреждения в целом.

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Организация системы методической работы в дошкольном учреждении:

- развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

- организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой;

- информация периодических изданий дошкольного образования;

- банк внутренней информации;

- нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

- планирование деятельности ДОУ;

- организация и руководство образовательной деятельности ДОУ;

- контроль и регулирование образовательной деятельности ДОУ;

Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ.

К их числу относятся:

1.Аналитические:

Анализ:

  1. - состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
  2. - уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
  3. - передового педагогического опыта;
  4. - новейших исследований в области педагогики и психологии;
  5. - результативности методической работы.

2.Проектировочные

  1. -прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития ДОУ;
  2. -проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов;
  3. -планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;
  4. -проектирование методической работы в ДОУ.

3.Организационные

  1. -руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой ДОУ;
  2. -повышение квалификации (педагогов и своей);
  3. -организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;
  4. -выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта ДОУ;
  5. -организация выполнения плана научно-методической работы в ДОУ.

4.Регулятивные

  1. -осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, их регулирование в соответствии с Программой развития, планом работы ДОУ, требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  2. -контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в ДОУ.

5.Коммуникативные

-построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности

-выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам

-изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы

-предвидение и предотвращение конфликтов

-владение собой в критических ситуациях

-правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности

        Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:

- системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

        - личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов;

        - дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;

        - подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;

        - мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

        - коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Планирование методической работы осуществляется на аналитической основе:

- анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, муниципального уровней);

- анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);

- цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.

Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой.

Внешнее повышение квалификации происходит:

- за счет посещения курсов повышения квалификации в КРИПКиПРО (традиционная и дистанционная формы);

- обучение в учебных заведениях;

- участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:

- участие в работе совета педагогов;

- обучение на семинарах и семинарах-практикумах;

- консультирование и др.

 Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строиться, дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.

Старший воспитатель организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации.

Основными задачами аттестации являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.

Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.

Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ

Обзор видов информации и формы методической работы:

- нормативно-правовые документы;

- современные программы, технологии, методики;

- современные тенденции развития дошкольного образования;

- содержание, формы, критерии оценки деятельности и т. д.;

- самостоятельная работа с материалами метод кабинета;

- педагогический совет;

- семинары (проблемные, практикумы);

- консультирование, обследование, лекции;

- информация на стенде;

- самообразование, наставничество, работа творческой группы;

- обучение на курсах повышения квалификации.

Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на ФГОС, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии. Таким образом, образовательный процесс во всех группах ДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.

Работа с родителями.

Детский сад – первое учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи:

- изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию своих детей и детского сада;

- группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей сада;

-  составление программы совместных действий педагога и родителя;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности.

Выявление уровня педагогической культуры и степени участия родителей:

- анкетирование родителей;

- анкетирование воспитателей;

- тестирование родителей;

- индивидуальные беседы с родителями;

- индивидуальные беседы с детьми;

- посещение семьи ребёнка;

- изучение тестов – рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».

В системе методической работы представлены взаимосвязанные формы сотрудничества педагогического коллектива с родителями: наглядная агитация, посещение семей, работа с неорганизованными детьми, совместные досуги и мероприятия, беседы, консультации, дискуссии, круглые столы, тренинги, ролевые игры, форум на сайте ДОУ, почта, семейные клубы, анкетирование, дни открытых дверей.  

        Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача старшего воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

        Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать ФГОС ДО и таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

        Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

        В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют различные выставки и проводятся конкурсы, а также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов: материалы семинаров-практикумов; по инновационной деятельности профессиональные копилки педагогов; план – график повышения квалификации педагогов; план аттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт.

        Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.

        

        

  1. Инновационные формы и методы в системе методической работы с воспитателями в соответствии с ФГОС ДО

Методическая работа в ДОО – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, - для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать, то что они еще не умеют.

В современных условиях педагоги должны обладать не только высоким профессионализмом, но и глубоко понимать принципы общения.  Обеспечение оптимального эффективного общения воспитателя с детьми, родителями, коллегами требует от него коммуникативно-речевых умений.

Процесс формирования коммуникативно-речевых умений длительный и будет эффективным только в случае активной речевой деятельности педагогов в детском саду, где необходимо создавать оптимальные условия.

Для повышения профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы и методы работы, которые позволяют раскрыть их возможности.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:

- целями и задачами ДОУ;

- количественным и качественным составом коллектива;

- сравнительной эффективностью форм и методов работы;

- особенностями образовательного процесса;

- материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;

- реальными возможностями;

- передовым опытом и научными рекомендациями;

- анкетированием, опросами, экспресс - обсуждениями и педагогическими тестами.

Методы методической работы - это упорядоченные способы деятельности по достижению целей:

- диагностика успешности воспитателя;

- диагностика профессиональной подготовки;

- листок самооценки педагога;

- карта профессиональной деятельности педагога.

        Форма - это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

        По классификации, предложенной С.Г. Молчановым, инновационные формы методической работы делятся на следующие:

-репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, тренинги);

-репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции);

-эвристические (проблемные, проблемно-проекторные семинары, организационно - деятельностные игры);

-эвристико - продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок);

-продуктивные (научные конференции, семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих, рабочих групп).

        По формам методическая работа делится на традиционные и инновационные.

        Наиболее эффективными традиционными формами (коллективные и индивидуальные) организации методической работы являются: педсовет, семинары, семинары-практикумы; открытые просмотры, конкурсы, выставки; мастер-классы; методические часы; консультации; работа творческой группы по инновационной деятельности; работа рабочей группы по ФГОС ДО; интернет-час на сайте ДОУ, методические объединения, круглый стол, наставничество, взаимопосещения, самообразование и др.(см. Приложение).

Инновационные формы (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), такие как площадка успешности, проектный совет, служба мониторинга, интернет час на сайте ДОО, обмен опыта, педагогическая гостиная, экспедиция, портфолио, банк педагогических идей и др.  

(см. Приложение).

        Передовой опыт (ПО) представляет собой высокое мастерство педагога и является движущей силой улучшения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.

        ПО – результат творческого поиска педагогов, где сливается воедино творческое, новаторское и в тоже время традиционное начало.

Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы. Открытый показ, работа в паре, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, дни открытых дверей, мастер-классы - это формы распространение педагогического опыта.

Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

Электронные презентации формируют информационную культуру педагогов и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.

Успешной формой работы с педагогами можно считать и смотр-конкурс, выставку — это способ проверки знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, работа по преобразованию развивающей среды в группах. Разнообразные конкурсы: по подготовке к новому учебному году, уголков экспериментальной деятельности, по созданию условий для творческой деятельности детей, смотр-конкурс уголков в группах.

Педагогический ринг, дискуссия, дебаты, решение педагогических ситуаций — ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, эти формы дают возможность выслушать разные точки зрения, обсудить какую-либо идею.

Деятельность педагогов в активных формах позволит подготовить педагогов нового типа, способных активно содействовать реализации различных образовательных проектов.

Таким образом, вышеназванные формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содержания методической работы с результатами педагогической деятельности педагога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.

Педагог является ключевой фигурой в обновлении дошкольного образования, а методическая работа в ДОУ — это неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров.

  1. Система методической работы с воспитателями в МДОУ в условиях реализации ФГОС

Система методической работы по введению ФГОС ДО повлекла за собой положительные изменения в содержании образовательной деятельности МДОУ детский сад «Ромашка» и в стиле взаимодействия всех участников образовательных отношений.

С помощью диагностических анкет, листов опроса были определены образовательные возможности и уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Организация и анализ самодиагностики воспитателей способствовали решению задачи формирования у них новых профессиональных компетенций, развитию педагогической рефлексии.

Направленность методической работы:

        1. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

- разработка методических рекомендаций по  РППС в ДОУ;

- обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;

- активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий;

        2. Соотнесение содержания образовательного процесса с основной образовательной программой ДОУ и требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

- формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;

- анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;

-анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний;

        3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями;

        4. Разработка режима дня, сетки занятий, графики работы клубов по интересам для каждой возрастной группы;

5.Отслеживание баланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.

В МДОУ детский сад «Ромашка» проведена система мероприятий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Компьютер, мультимедийные формы как инструмент для обработки информации стали мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников.

  Одной из главных управленческих задач, стоящих перед нами, является создание условий для повышения компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами сети Интернет.

На сегодняшний день детский сад оснащен техническими средствами обучения: телевизоры, DVD плееры в старших группах, 5 компьютеров, 4 принтера, 2 сканера, мультимедиапроектор, экран, имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, мультимедийные средства обучения. У каждого педагога личные ноутбуки и музыкальные колонки.

В результате у педагогов появилась возможность:

• использовать компьютерную технику, информационные ресурсы всемирной сети Интернет, программным средствам для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.

• создавать банк электронных дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.

• создавать мультимедийные презентации, видеоролики, слайд-шоу, компьютерные плакаты для использования в работе с воспитанниками и их родителями.

• применять средства ИКТ для проведения педагогических советов, методических семинаров, образовательной деятельности, мероприятий с родителями.

• участвовать в дистанционных семинарах, курсах, конференциях, Интернет -проектах.

•выполнять проекты по всем направлениям образовательной программы с использованием ИКТ.

Применять ИКТ при оформлении и создании базы данных различной тематики и т. д.

На заседаниях педсовета, МО и творческой группы в зависимости от тематики постоянно происходит показ интерактивных презентаций проектов, защита проектов, запись и просмотр видео-циклов, фрагментов с дальнейшим анализом, обсуждением и предложениями.

Ежемесячно проходят консультации по обмену опытом и изучением инноваций. Ее проводит каждый воспитатель, используя различные формы и методы, с обязательным использованием видеопросмотров.

Педагоги принимают участие  в областных конкурсах («Лучший сайт организации», «Лесенка успеха», конференции, семинары и др.), во Всероссийских вебинарах (8 педагогов), Всероссийских семинарах (6 педагогов), Всероссийские Интернет – Олимпиады (8 педагогов) и во Всероссийских интернет – тестированиях. Участие подтверждается дипломами или свидетельствами.

Информационное обеспечение образовательного пространства позволяет в электронной форме проводить мониторинг, фиксировать результаты освоения образовательной программы дошкольного образования, осуществлять взаимодействие с другими организациями.

Повышение квалификации и прохождение курсовой переподготовки (подача заявления, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий).

Все педагоги имеют удостоверение о прохождении обучения по программе «Формирование информационного пространства образовательного учреждения».

Работа официального сайта учреждения - http://komsdsad.ucoz.ru/:

- ежемесячно старший воспитатель проводит дистанционно-электронный методический час на сайте ДОУ, размещает новый материал, презентации, видеофрагменты в соответствии с годовым планом и ФГОС;

- регулярное размещение новостей, событий в жизни ДОУ;

- ежемесячно воспитатели размещают полезные статьи, свои публикации, пополняют свои странички, портфолио, персональные сайты;

- постоянный доступ к Интернет-ресурсам;

- для родителей (законных представителей):

        эффективно информируем родителей (законных представителей) о деятельности учреждения;

         ежемесячно проводятся интернет - консультации, производится рассылка конкурсов, рекомендаций через сайт детского сада, зарегистрированным родителям;

        родители могут принять участие в форуме детского сада, задать интересующий вопрос или принять участие в обсуждениях, либо написать письмо на электронную почту любому воспитателю, все адреса педагогов тоже размещены на сайте ДОУ;

        есть Гостевая книга, где можно оставить свои отзывы, пожелания, как педагогам, так и родителям.

         в свободном доступе родители могут посмотреть видео - фрагменты НОД, мероприятий, фото-презентаций, фотоотчетов;

         постоянно действует Электронная приемная на сайте ДОУ, уголок для родителей и для педагогов;

проводятся конкурсы в ДОУ с Интернет - голосованием на сайте ДОУ, для того, чтоб привлечь родителей чаще выходить на сайт детского сада и знакомится с интересующей его информацией

        рекламный блок видео-презентация детского сада на сайте ДОУ презентация основной образовательной программы ДОУ.

           В методическом кабинете накапливается БАНК – педагогического мастерства педагогов, как в папках, так и в электронном варианте.

Педагоги ДОУ принимают активное участие в работе методических объединений и педагогических семинаров района и области с целью обмена опытом.

Также организована работа с социумом: школами, библиотекой, администрацией, сотрудниками ГИБДД, ДК, художественная школа и школа искусств, краеведческий музей.

Разнообразные формы методической работы обеспечили индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогли им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, подготовить наглядный и демонстрационный материалы, подобрать литературу, творчески проявить себя в деле.

На сегодня, можно отметить, что в МДОУ детский сад «Ромашка» в условиях реализации ФГОС ДО сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, создаются необходимые условия, которые благоприятствуют организации и осуществлению работы по введению ФГОС ДО.

Большое значение было уделено планированию образовательной работы и практическому использованию педагогами модели образовательного процесса по ФГОС, состоящей их 3-х блоков: совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями по организации образовательного процесса.

Для организации методического сопровождения были разработаны следующие мероприятия:

- методические часы по изучению и проведению анализа нормативной базы, организация методических часов способствует самообразованию педагогов, помогает познакомиться с новинками педагогической литературы.

- обобщение передового педагогического опыта. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются мастер-классы «Современные подходы к организации и проведению НОД», «Копилка педагогического мастерства», стажировка.

- портфолио педагогических достижений педагогов ДОУ наглядно демонстрирует разный уровень достижений педагогов и воспитанников - от уровня ДОУ до федерального.

Реализуя п.3.1. ФГОС «Требования к кадровым условиям реализации ООП ДО» курсовую подготовку по ФГОС прошли 100% педагогического коллектива.

Полностью реализован план повышения квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения «Изучаем и работаем по ФГОС» на МО, в работе творческой группы «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада в процессе художественно-эстетической деятельности в современных условиях реализации ФГОС». Проведен цикл интерактивных консультаций: «Организация образовательного процесса в группах в соответствии ФГОС», «Профессиональный стандарт педагога – важнейший инструмент качества образования», «Игровые технологии в ДОУ в соответствии ФГОС», «Реализация образовательных областей ФГОС дошкольного образования через проектную деятельность», «Центр речевого развития в ДОУ», «Приемы, используемые в процессе родительского собрания в условиях ФГОС», «Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС», «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в ДОУ в условиях реализации ФГОС».

Открытые коллективные просмотры, интегрированные циклы, видеофрагменты образовательной деятельности, в рамках мониторинго -практической деятельности по введению ФГОС, в соответствии с его целями, принципами и задачами «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО. Проведение НОД с применением ИКТ», «Проявление педагогических компетенций воспитателя при организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов», «Интеграция образовательных областей» и др.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их педагогической компетентности играют семинары-практикумы, которые организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков. На базе детского сада организован и проведен семинар «Методические аспекты физического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», на котором воспитатели дошкольных образовательных учреждений района представили опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.

Семинар-практикум «Овладение проектной технологией развивающего обучения как часть профессионализма педагогов» помог понять цель и задачи, структуру такой технологии как проектной.

Как известно, одной из наиболее важных форм работы педагогического коллектива, направленной на решение вопросов развития дошкольной образовательной организации, совершенствования образовательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов, является педагогический совет. Эта форма служит для совместного обсуждения, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам и выработки путей совместного их решения. С целью выработки единой системы работы по реализации ФГОС в образовательном процессе в дошкольном учреждении был проведен педагогический совет в форме организационно - деятельностной игры - «Внедрение ФГОС дошкольного образования в практику», проведен опрос «Знатоки ФГОС ДО».

 Несмотря на изменения в системе дошкольного образования актуальной на сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении не потеряла свою значимость такая форма работы с педагогическими кадрами, как индивидуальное консультирование педагогов - «консультативный клуб», особенно для молодых педагогов – это форма работы является наиболее продуктивной. В процессе индивидуального консультирования воспитатели получают рекомендации, как планировать воспитательно-образовательную работу с учётом ФГОС, как организовать детей при проведении непрерывной образовательной деятельности, как изменилось рабочее пространство.

Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. С приходом в детский сад молодых педагогов, возникла необходимость поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий) имеют инновационные: творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей занятий с детьми, которые способствуют развитию деловой коммуникации, личному лидерству, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать. Все это позволяет молодому или начинающему специалисту войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте, а наставнику передать опыт и реализовать свой творческий профессиональный потенциал.

Работа творческой группы заключалась в корректировке рабочих программ педагогов, разработке методических рекомендаций по созданию РППС и условий, рекомендаций по реализации содержания основных направлений развития детей дошкольного возраста, работа по инновационной деятельности.

Для конструктивного взаимодействия педагогов детского сада применялись наиболее эффективные формы: круглый стол «Современные технологии формирования коммуникативной компетентности воспитанников», консультация «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» и др.

Результат данной работы с педагогами отразился на качестве создаваемых в ДОО условий для развития и воспитания детей дошкольного возраста, отмечается тенденция повышения качества профессиональной деятельности.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки и внедрения инновационных технологий. Сегодня педагогу недостаточно знаний о технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности.

Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Одним из таких средств является использование в образовательной деятельности педагогических технологий.

К числу современных образовательных технологий, которые используются нами в образовательном процессе являются:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровая технология,

- технология «ТРИЗ» и др.

Использование в образовательной деятельности такую форму работы с детьми как «коллекционирование» повышает продуктивность интеллектуальной деятельности детей, развивает их познавательные умения, формирует представления о значимости коллекций.

В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В детском саду педагогами реализуются проекты: «Я, гражданин России», «Мой край родной», «Моя малая Родина», «Читающий рюкзачок» совместно с библиотекой, нравственно-патриотический проект «СемьЯ», информационно-исследовательский проект «Путешествие капельки» и др.

Одним из условий успешной реализации ФГОС дошкольного образования является корректировка развивающей предметно-пространственной среды. Специфика организации РППС заключается в том, что созданная в группах развивающая среда служит реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. РППС изменяется от темы к теме, в зависимости от интересов и потребностей детей, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми. Главный критерий – содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности – как совместной, так и самостоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность. Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития.

В группах оформлены такие центры как центр экспериментирования, «Познания», центр веселого карандаша, любимой книжки, игровой, театрализованный, центр народной игрушки и др.

Условия пребывания детей в дошкольном учреждении приближены к домашним, уютная, этому способствует эстетическая обстановка.

Расширение образовательной среды идет через социум. В соответствии с ФГОС ДО налажено сетевое взаимодействие с социальными партнерами: краеведческим музеем, детской библиотекой, домом детского творчества, домом народного творчества, школам ГИБДД. Практикуются экскурсии на предприятия района. Разработана модель сетевого взаимодействия, планирование работы по темам, заключены договоры о сотрудничестве.

Самое главное, что взаимодействие с социальными партнерами непременно проходит с опорой на родителей. Вовлечение родителей в организацию образовательного процесса – важный фактор реализации Стандарта. Сейчас родители постоянные участники всех детсадовских мероприятий, помощники в преобразовании развивающей среды. В течение учебного года в каждой возрастной группе проведены традиционные мероприятия с непосредственным участием родителей: день матери, день семьи, спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», заседание родительского клуба «В счастливой семье – счастливые дети», родительская игротека «Игра – не забава», экологическая викторина «Знатоки природы» и др. Такой родительской рефлексии мы добиваемся через использование нетрадиционных форм, через разъяснение требований Стандарта и установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

Немаловажную роль здесь играет личность педагогов. Их тоже надо готовить к сотрудничеству с родителями. Вопросы взаимодействия с семьей мы рассматриваем на педагогическом совете. В детском садуразработана программа взаимодействия с семьями воспитанников «Мы живем одной семьей», которая созвучна с ФГОС ДО. На ее базе несколько лет работала лаборатория инновационного развития по вопросам взаимодействия с родителями. Педагогами опробовано множество разных форм работы. Много лет работает родительский клуб «Гармония». Огромная методическая и организационная работа с родителями помогает нам в реализации ФГОС ДО.

Перспективы и задачи методической работы

На основе выявленных образовательных и компетентностных потребностей педагогов МДОУ детский сад «Ромашка», их личного отношения к реализации требования обновления образовательной деятельности в группах и участию в инновационной деятельности ДОО, были определены следующие задачи и направления:

- включить в план повышения квалификации педагогов прохождение ими курсов профессиональной подготовки с учетом требований профессионального стандарта «Педагог»;

- продолжить реализацию методического проекта на тему «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии ФГОС ДО через программу организации системы самообразования»;

 -обеспечить полное соответствие РППС детского сада и УМК в каждой возрастной группе требованиям ФГОС ДО;

Задачи на новый учебный год:

-Совершенствование профессиональной компетенции воспитателей.

- Дальнейшее развитие системы внутреннего повышения квалификации воспитателей ДОУ в форме консультаций, практикумов, самообразования, самодиагностики, самооценки и тестирования.

- Включение в план работы цикла методических мероприятий, в основе которых будут использованы вариативные формы повышения профессиональной компетенции педагогов. Работа творческой, проблемной группы педагогов, объединенные общей темой, актуальной и значимой для теоретического изучения ФГОС и практического применения новых знаний в образовательной деятельности с детьми.

- Подготовка и проведение педагогических чтений на тему «Саморазвитие педагогических компетенций воспитателя как фактор повышения качества образования».

- Рассмотрение на педагогических советах, в ходе открытых просмотров, практико-ориентированных мероприятий следующих тем: «Вовлечение родителей в образовательный  процесс ДОУ»,  «ИКТ в детском саду», «Эффективное применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности», «Отслеживание динамики и корректировка ИОМ, педагогическая диагностика и мониторинг», «Создание условий для овладения детьми культурными средствами деятельности посредством культурных практик», «Формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности – игре, познавательно-исследовательской и художественно-эстетической» и др.

- Продолжение цикла «методических интернет часов» по инновационной деятельности, консультаций, семинаров- практикумов по актуальным проблемам перехода на ФГОС ДО

- Обобщение и систематизация результатов реализации программы, необходимость модификации элементов вариативной части ОП.

- Организация и проведение в ДОУ тематической недели образовательной деятельности «Растим патриотов России», соответствии с реализаций Постановления Правительства РФ от 5.10.2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»

Результатом же методической работы в детском саду должно явиться становление индивидуальной, авторской, высоко эффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладевает умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Заключение

В настоящее время нужно говорить о системе методической работы, модернизации ее задач, содержании. И здесь есть как общее, так и специфическое.

К общему мы относим выстраивание системы методической работы в трех плоскостях.

1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.

2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДОУ: результатов освоения основной образовательной программы, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общие нужно учитывать всегда.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Таким образом, организованная система методической работы по реализации ФГОС ДО способствует созданию в детском саду такой образовательной среды, в которой реализуется профессиональный потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива. Опыт работы показывает, что внедрение и использование педагогических технологий, в том числе, и инновационных в работе с дошкольниками обеспечивает успешную реализацию основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, где сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования в условиях реализации ФГОС.

Список литературы

  1. Андреева, Н. А. Организация методической работы по формированию коммуникативной компетентности [Текст]: Управление ДОУ / Н. А. Андреева. – М. 2016. - №5.С. 70 - 75.
  2. Вепрева, И. И. Методическая служба в дошкольном учреждении [Текст]: Управление ДОУ / И. И. Вепрева. –М. 2010. - №5.С. 86 - 90.
  3. Вифлеемский, А. Б. Стандарт дошкольного образования: новый взгляд на ДО [Текст]: Управление детским садом / А. Б. Вифлеемский. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
  4. Голицина, Н. С. Копилка педагогических идей [Текст]: работа с кадрами / Н.С. Голицина. - М.: Просвещение, 2007. - 215 с.
  5. Елжова, Н. В. Система и методическая работа в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н. В. Елжова. –Изд. 3-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 264 с.
  6. Каспржак,  А. Г. Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы повышения квалификации [Текст]: сборник рекомендаций / Под ред. А. Г. Каспржак. – М.,  2007. – 256 с.
  7. Кочетова, И. А., Комардина, Т.В. Справочник старшего воспитателя [Текст]: методическая работа в ДОУ / И. А. Кочетова [и др.]. –Волгоград. : Учитель, 2013. - 301 с.
  8. Савченко, В. И. Анализируем итоги методической работы по сопровождению введения ФГОС ДО [Текст]: Справочник старшего воспитателя / В. И. Савченко. – М. 2016. - №5.С. 4 - 12.
  9. Сыромятникова, Л. М. Педагогические советы в ДОУ: функции, содержание, планирование, методы и формы: традиционные и нетрадиционные [Текст]: методическое пособие / Л. М. Сыромятникова.  - М.: Планета, 2011. - 318 с.
  10.  Фадеева, Е. М., Пухарева, Т. М. Дифференцированный подход в методической работе ДОУ [Текст]: Управление ДОУ / Е. М. Фадеева, Т. М. Пухарева   – М. 2006. - №7. С. 70 - 76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....

Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»

В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...

Инновационные формы и методы в системе методической работы с воспитателями в соответствии с ФГОС ДО

Методическая работа в ДОО – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только п...

Система методической работы по художественно- эстетическому развитию детей. Автор: Кузьмина Светлана Николаевна, старший воспитатель ГБДОУ№17 Приморского района Санкт-Петербурга. Статья.

laquo;Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».Паустовский К. Г.АктуальностьБольшое место в работе ГБДОУ занимает художественно-эстетическо...

"Система эффективной методической работы с воспитателями по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством родного края"

Статья о  создании и апробации на практике   системы работы  с участниками  образовательного  процесса по вопросу ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно - ...

"Система эффективной методической работы с воспитателями по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством родного края"

Статья о  создании и апробации на практике   системы работы  с участниками  образовательного  процесса по вопросу ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно - ...

Сообщение «Взаимодействие старшего воспитателя и педагога – психолога в системе методической работы».

Сообщение «Взаимодействие старшего воспитателя и педагога – психолога в системе методической работы»....