Самообразование педагогов
статья на тему

Попова Светлана Викторовна

Самообразование педагогов - это путь к повышению педагогического мастерства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование педагогов – путь к повышению педагогического мастерства.

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является квалификация и профессионализм педагогов. Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. 

Самообразование каждый понимает по-своему: кто-то стремиться в целом расширить свой кругозор, кто-то предпочитает как можно больше узнать в какой-то узкой области.

Самообразование –это специально организованная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных образовательных целей.

Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • ​ Знакомство  с новыми нормативными документами по вопросам   дошкольного образования и воспитания;
  •  Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • ​ Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • ​ Знакомство с  достижениями педагогики, детской психологии.
  • ​ ​ Изучение передового и инновационного опыта  дошкольных учреждений.

Мотивы, побуждающие к самообразованию:

  • ​ Желание творчества, интерес.
  • ​ Стремительный рост современной науки.
  • ​ Материальное стимулирование

​ Источниками самообразования могут быть:

  • ​ Газеты, журналы, методическая литература.
  • ​ Интернет.
  • ​ Семинары и конференции.
  • ​ Мастер классы.
  • ​ Методические объединения, творческие группы.
  • Курсы повышения квалификации.

​ Формы организации самообразования:

  • Изучение методической, педагогической литературы.
  • ​ Обзор информации по теме в сети  Интернете
  • ​ Посещение семинаров,  конференций, методических объединений.
  • Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
  • ​ Участие в конкурсах педагогического мастерства.
  • Публикация своих разработок  на сайтах в Интернете.
  • Сетевые педагогические сообщества

Задача старшего воспитателя так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью.

​ В конце учебного года каждый педагог проводит самоанализ своей профессиональной деятельности, формулирует тему самообразования  и определяет для себя перспективный план на следующий учебный год.                                                                                                    Чтобы сделать этот процесс целенаправленным, старший воспитатель составляет список тем самообразования, которые так или иначе связаны с уже сформулированными годовыми задачами или другими проблемными направлениями. Но при этом каждый педагог вправе выбрать интересующую его тему самообразования самостоятельно.

Примерные темы по самообразованию

тема

Форма отчета

1

«Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

Презентация опыта

2

«Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста»

Презентация опыта

3

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников.»

Открытые просмотры

4

«Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Открытые просмотры

5

«Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников»

Презентация опыта работы

6

«Фитбол – гимнастика в оздоровлении детей»

Открытые просмотры

7

«Подвижные игры, как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников.

Презентация картотеки игр

8

«Использование дидактических игр для формирования грамматического строя речи у дошкольников.»

Презентация опыта работы

9

«Пальчиковые игры, как средство развития коммуникативных навыков».

Презентация картотеки игр

10

«Создание предметно-развивающей среды для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Педагогическая гостиная

11

«Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

Презентация опыта работы

12

«Игры на развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста»

Презентация картотеки игр

При планировании самообразования педагогов старший воспитатель помогает подобрать список литературы для самостоятельного изучения педагогами, а также обсудить с педагогами и определить возможные формы отчетности по теме самообразования.  В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы. Педагоги должны иметь свободный доступ к сети Интернет.

Этапы работы по самообразованию:

Информационно-аналитический. Изучение научной и учебно-методической литературы, посещение семинаров, курсов, использование ресурсов сети Интернет.

Введение в практику. Полученные знания педагог использует на практике.

Презентация  опыта по теме. Доклад на педагогическом или методическом совете ДОУ, участие в педагогических чтениях, выступление на родительском собрании, разработка конспектов занятий или учебно-методических пособий и т.д.

Ежегодно к годовому плану ДОУ составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

ФИО

Тема по самообразованию

Форма отчета

Для обобщения педагогического опыта важна его систематизация, точность описания, представление в виде целостной структуры.  

Пример плана по самообразованию для педагогов.

Воспитатель ________ группы №_____МАДОУ  №____

Тема:    _________________________________________

Цель:__________________________________________

Задачи:     __________________________________

Перечень методической литературы по теме:

_____________________________________________

Этап работы

Форма работы, содержание

Дата

Результат работы

 

Пример отчета по самообразованию за год.

Воспитатель ________ группы №_____МАДОУ  №____

Тема:    _________________________________________

Цель:__________________________________________

  • Программы по которым организуется воспитательно-образовательный процесс.
  • Какие программы, методики, технологии изучены в процессе самообразования?
  • Каким образом проводилось практическое применение теоретического материала?
  • Какие пособия использовались?
  • Участие в работе методических объединений, сетевых сообществ  (когда, с какой темой).
  • Анализ успехов и неудач  (раскрыть причины) и пути преодоления неудач.
  • Перспектива деятельности на новый учебный год, задачи на новый учебный год.

Результаты работы по самообразованию — это источник пополнения портфолио педагога различными материалами, методическими  разработками. Это могут быть конспекты занятий, планы коллективных видов деятельности, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, составление картотеки по определенной тематике и многое другое.

Используемая литература:

1.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2006

2.Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....