Главные вкладки

    Сценарий педагогического совета: «Индивидуализация образовательного процесса – условие повышения качества образования»
    план-конспект занятия на тему

    Левочкина Светлана Алексеевна

    Педагогический совет: «Индивидуализация образовательного процесса – условие повышения качества образования»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ped_sovet_22.01.17.docx58.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический совет: «Индивидуализация образовательного процесса – условие повышения качества образования»

    Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

    Задачи:

    1.  Повышение уровня компетентности педагогов в выборе технологий, форм и методов, обеспечивающих  индивидуализацию образовательного процесса.

    2. Создание развивающей предметно-пространственной среды с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка.

    3.  Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учётом индивидуализации образовательного процесса

    1. Аналитическая справка смотра РППС ДОУ.
    2. Рефлексия «Ожидание».

    Цель: выявить ожидания педагогов по теме педагогического совета.

    Участникам педагогического взаимодействия предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать то, что ожидает каждый участник от мероприятия. Далее листочки помещаются на большой лист. Ведущий просит запомнить свой листочек (по окончании пед.совета – листочки будут забираться).  Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты.

    1. Вхождение в тему. Упражнение «Мудрые мысли».

    Задание: прочитайте высказывания и прокомментируйте их.

    1. Человек может лишь активно собрать себя в личность.

    Макс Шелер

    Шелер считает, что человек как вещь не существует, есть лишь его развитие,  которое воспринимается как становление его личности. Личность не зависима от внешних условий и ее развитие происходит благодаря  внутреннему самосовершенствованию и самосознанию.   Человек через чувственный порыв, инстинкт, ассоциативную память, интеллект и активно  строит себя, собирает себя в личность.

    2. Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают. 

    А. Г. Асмолов, А. В. Петровский

     (Индивид - отдельно взятый человек, напр, каждый новорожденный - это уже индивид. Личностью становятся - это факт - в процессе социализации (вхождение в общество). Только в обществе, в процессе общения и взаимодействия с людьми индивид может стать личностью. А индивидуальность - это те черты, которые отличают данного человека от всех других - внешние данные, психологические характеристики И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов,  ит.д)

    Индивидуальность – человек уникальная, самобытная личность, реализующая себя в различных видах деятельности. Мы уже говорили о том, что принцип индивидуальности проходит сквозной нитью через ФГОС ДО. (п 1.4., 1.4.2., 1.4.3., 1.4.4., 1.4.6., 2.10.2.,3.2.1., 3.2.3., 3.2.5)

    Необходимо различать два понятия: индивидуальный подход и индивидуализации. И мы уже сравнивали эти понятия (таблица приложение 1).

    Анализируя таблицу можно выделить основные характеристики индивидуального подхода и индивидуализации образования

    Индивидуальный подход

    1.     Есть норма

    2.     Поиск индивидуального «ключика» - особенности

    3.     Результат- достижение каждым  нормы

    Индивидуализация

    1.      Интерес, вопрос, намерения, устремление

    2.     Среда

    3.     Результат – расширение границ, построение новых возможностей

    ФГОС ДО сохраняя индивидуальный подход, смещает акцент образования на индивидуализацию. Целью дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с фронтальной работы на групповую, парную,  индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учетом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной творческой личности ребенка.

    Реализация принципа индивидуализации в ДОУ

    Кем же является ребенок в нашем педагогическом пространстве – объектом или субъектом?

    Для начала давайте разберемся, что такое объект, субъект деятельности. 

    Макаренко отмечал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования  в педагогике является педагогический факт (явление), целенаправленная деятельность по развитию и формированию личности ребенка.

       Понятие “субъект” является прямо противоположным объекту по своим основным характеристикам. В Большой Советской Энциклопедии субъект определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности активность направлена  на объект или систему объектов. С точки зрения Л. И. Божович, субъект – человек, который делает себя сам.

    Другими словами,  ребенок должен совершать ту или иную деятельность, творчески преобразовывать эту деятельность, исходя из собственных побуждений и мотивов.

    К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

    Субъект для дошкольного образования – ребенок в контексте его Деятельности. Какой деятельности? (предположения педагогов)

     Хочется отметить, что в любой деятельности, в которой предоставляется ребенку свобода выбора, возможность действовать по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность.

    Все виды детской деятельности нам известны, надо только определиться при каких условиях ребенок в них станет субъектом деятельности, перестав быть объектом нашей с вами педагогической деятельности.

    Задание 2. Предлагаю Вам разделиться на 9 групп (по количеству видов детской деятельности по ФГОС ДО) и ответив на вопросы для внутри групповой дискуссии, прийти к единой точке зрения и заполнить предложенную Вам таблицу. Каждая из групп представит свой вид деятельности в разных ее формах. (Приложение 2)

    Обсуждение результатов работы групп.

    Вопросы:

    -Вид деятельности, форма

    -В чем дети могут быть в ней активны и инициативны?

    -Как педагог может поддержать детскую инициативу?

    -Какую свободу выбора можно в ней предоставить каждому ребенку?

    -Через что в ней будет развиваться детская самостоятельность, ответственность и сознательность?

    -Смогут ли дети осуществить деятельность без помощи взрослого или с минимальной недиррективной помощью?

    -Какую возможность творить в ней каждый получит ребенок?

    -В чем в ней может проявиться уникальность ребенка?

    -Что в этой деятельности зависит от взрослого и что не должно зависеть от него?

    -Что нельзя делать, чтобы дети не превратились из субъектов деятельности в объект нашей с вами педагогической деятельности?

    Таким образом, к средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка и проявить свою индивидуальность, можно отнести:

    - изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка, которые заключаются в практико-ориентированном подходе, в результате которой, в группе появляются компоненты детской субкультуры (коллекционирование, газеты, мини-выставки, зарисовки «говорят дети, детские вопросы»)  

    - реструктуризацию содержания образовательной деятельности (доска выбора, утренний/ вечерний сбор, рефлексивная деятельность, кружковая деятельность, шефство, клубный час и т.д);

    - рациональную организацию предметно-пространственной среды;

    - эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

      В нашем ДОУ в среде появились элементы индивидуализации.

    (анализ образовательной среды в группах, ДОУ)

    Но практически отсутствует материалы, отражающие детский интерес и индивидуальность (коллекции, альбомы, портфолио, самодеятельные игры, зарисовки «говорят дети, детские вопросы», лесенка успеха уголки уединения и т.д).

    Можно предложить некоторые предложения по индивидуализации РППС группы.

    ( «Дерево желаний», где ребенок может написать свои желания, о каком подарке он мечтает на день рождения или разместятся пожелания других ребят имениннику. Рубрика «Я умею», «Я люблю» заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности. В младших группах воспитатель совместно с ребенком фиксирует его достижения, а в старшем дошкольном возрасте, дети могут это сделать самостоятельно.

     «Я научился!» - информирует о достижениях ребенка.

    Стенд «Мы друзья», где ребенок отмечает своего друга, с кем он дружит, общается.)

    Направления индивидуализации подразумевает под собой развитие индивидуальных способностей детей и может происходить одновременно на нескольких уровнях:

    - в самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей.

    Группа представляет собой уникальное микрообщество с любимыми занятиями и играми, принятыми в группе правилами, интересами детей и увлечениями взрослых, в которой индивидуализация проявляется стихийно. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

    - на уровне подгруппы внутри одной группы детей. 

    Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес к какому –либо явлению или объекту. Этих детей будет в некоторой степени объединять общая тема общения. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы, заинтересовывать, объединять детей общей темой.

    - индивидуализация отдельным детям в группе.

    Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм.

    Задачей педагога становится переориентация с фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учетом их способностей и возможностей. Только так возможно развитие самостоятельного и инициативного ребенка.

    В пункте 3.2.3. образовательного стандарта, прописана необходимость проведения оценки индивидуального развития ребенка.

    Оценка индивидуального развития ребенка:

    -диагностика способностей и склонностей ребенка;

    -составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности.

    Презентация карты индивидуального развития. Рабочая группа.

    Результаты индивидуализации ребенка:

    1. Диагностика траектории успешности

    2. Детское портфолио

    3. Детские проекты

    4. Родительско – детские проекты

    5. Презентация продуктов детской деятельности

    Презентация карты индивидуального развития ребенка (рабочая группа по разработке карты индивидуального развития ребенка )

    Таким образом, можно сделать вывод, что современные условия требуют изменения к организации образовательной деятельности  в ДОУ.

    Давайте с помощью шести шляп (шесть групп). Ответим для себя на вопрос: сможем ли мы организовать образовательный процесс в нашем детском саду по принципу индивидуализации уже завтра?

    Задание 3. Упражнение “Шесть шляп”.

    Педагоги делятся на шесть групп. Каждая группа представляет свои выводы в соответствии с задачей.

    «Белая шляпа» нам изложит факты из своего опыта или опыта коллег по введению ФГОС ДО, которые помогут нам положительно или отрицательно ответить на вопрос.

    «Черная шляпа» нам постарается доказать, что это невозможно.

    «Желтая шляпа» попробует доказать возможность этого, предложив свои аргументы в поддержку положительного решения вопроса.

    «Красная шляпа» расскажет об эмоциях педагогов и детей.

    «Зеленая шляпа» постарается найти компромисс и успокоить всех, настроить на внутренний покой и педагогическое творчество.

    «Синяя шляпа» обобщит мнения всех «шляп» и сделает резюме на тему «Что же нам надо еще сделать, чтобы принцип индивидуализации был успешно реализован в работе каждого педагог

    Рефлексия «Ожидание».

    Цель: выявить ожидания педагогов по теме педагогического совета.

    По окончании педагогического совета педагогам предлагается забрать свои листочки с ожиданиями, если они совпали. Оставшиеся ожидания зачитываем и обсуждаем. Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты

    Решение педагогического совета

     

    1. Включать в образовательный процесс проведение занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми по конкретной образовательной области, как апробацию новой формы образовательной деятельности, с последующей самооценкой его организации.

    Срок: в течение учебного года

    Ответственные: педагоги ДОО

    2. Пополнить РППС групп образовательным содержанием, обеспечивающим индивидуальную траекторию развития детей группы в соответствии с принципом индивидуализации.

    Срок: в течение учебного года

    Ответственные: воспитатели групп

     3. Продолжать создавать благоприятные условия для индивидуализации образовательного процесса при реализации основной образовательной программы  ДОО.

    Ответственные: воспитатели групп

    4. Продолжать работу по реализации индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников в соответствии с выбранными направлениями, согласно срокам и календарно-тематическому планированию, добиваться ожидаемых результатов.

    Ответственные: воспитатели групп, специалисты ДОУ

    Приложение 1

    Сравнительный анализ индивидуализации и индивидуального подхода

    Индивидуализация образования

    Индивидуальный подход

    Цель

    содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

    организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

    Способы общения

    признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

    прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

    Тактика:

    сотрудничество и партнерские отношения

    диктат и опека

    «Хороший ребенок»:

    инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

    следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

    Убеждение:

    ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыт

    ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

    Вывод:

    индивидуализация распространяется

    индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие

    Приложение 2

    Основные виды деятельности детей в ДОУ

    Детская деятельность

    Формы работы

    Двигательная

    Физические упражнения.

    Физминутки и динамические паузы.

    Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).

    Ритмика, ритмопластика.

    Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.

    Игры-имитации, хороводные игры.

    Народные подвижные игры.

    Пальчиковые игры.

    Спортивные упражнения

    Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.

    Спортивные соревнования (с  элементами развития речи математики, конструирования, учебно-тренирующего характера).  Физкультурные праздники и досуги.

    Самостоятельная двигательная деятельность детей. 

    Ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна,

     утренняя гимнастика

    туристические прогулки

    Игровая

    Сюжетно-отобразительные игры.

    Сюжетно-ролевые игры:

    бытовые, производственные, общественные.

    Театрализованные игры:

    игры-имитации (в том числе игры-этюды),

    ролевые диалоги на основе текста,

    драматизации,

    инсценировки,

    игры-импровизации.

    Режиссерские игры:

    с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями.

    Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж.Родари и др.)

    Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом.

    Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др.

    Дидактические игры:

    с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные).

    Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки;

    игры Никитина, Воскобовича и др.

    Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.)

    Игры с элементами спорта: городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол.

    Досуговые игры:игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные.

    Проектная деятельность, н-р, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки.

    конструирование

    Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:

    *по образцу (схеме, чертежу, модели),

    *по условиям,

    *по замыслу.

    Конструирование из бумаги:

    *по выкройке,

    *схеме (оригами).

    Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега).

    Творческая продуктивная деятельность

    с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).

    Творческая продуктивная деятельность

    на развитие воображения и фантазии  («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.)

    Разнообразная интегративная деятельность:

    *рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций  с использованием разных видов продуктивной деятельности и др.

    изобразительная

     

    Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь);

    лепка (глина, пластилин, пластика);

    аппликация(бумага, ткань, природные материалы)

    *по замыслу,

    *на заданную тему.

    Художественный труд (поделки  из бумаги, картона, поролона, ткани;природного, бросового материала и др.):

    *украшения к праздникам,

    *поделки для выставок детского творчества,

    *подарки, сувениры,

    *декорации к театрализованным спектаклям,

    *украшение предметов личного пользования и др.

    Детский дизайн:

    *архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.);

    *дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др.

    Организация и оформление выставок.

    Проектная деятельность, н-р, «Подарок маме», «Новогодняя мастерская», «Детский сад будущего» и др.

    Коммуникативная

     

    Свободное общение на разные темы.

    Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок,

    рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев  для театрализованных игр-инсценировок.

    Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.

    Коммуникативные игры (на знакомство детей  друг с другом, создание положительных эмоций;  развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.)

    Придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности).

    Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений (см.раздел 1).

    Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.

    Дидактические словесные (в том числе народные) игры.

    Викторины.

    Проектная деятельность, н-р,

    «Напиши письмо

    Деду Морозу»; «Книжка-малышка».

    Трудовая

    Самообслуживание.

    Дежурство(по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений).

    Хозяйственно-бытовой труд:

    *помощь в уборке группы,

    *перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.

    Труд в природе:

    *работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок;

    *работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда;

    *работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений;

    *работа на летнем участке –полив растений.

    Ручной труд (поделки  из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):

    *изготовление атрибутов для игры, *предметов для познавательно-исследовательской  деятельности и др.

    Проектная деятельность, н-р,

    «Наша группа»

    ( детский дизайн) и др.

     Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение для личного пользования.

    Познавательно-исследовательская

    Опыты, исследования; игры-экспериментирования,  с разными материалами.

    Рассматривание, обследование, наблюдение.

    Решение занимательных задач, проблемных ситуаций.

    Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории «Почемучка» и др.

    Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

    Рассматриваниеиллюстраций, фотографий впознавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.

    Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.

    Оформление тематических выставок, н-р, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

    Оформление уголка природы.

    Создание коллекций (гербарии, минералы, марки и др.)

    Ведение «Копилки вопросов» (в том числе запись с помощью рисунков, символов).

    Дидактические игры, интеллектуальные развивающие игры(см. раздел 1).

    Сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.

    Поисково-исследовательские проекты,н-р,«Красная книга Ленинградской области»,«Путешествие в прошлое вещей», «Птицы – жители нашего города» и др.

    восприятие художественной литературы

     

    музыкальная

    Восприятие литературных произведений с последующими:

    *свободным общением на  тему литературного произведения,

    *решением проблемных ситуаций,

    *дидактическими играми по литературному произведению,

    *художественно-речевой деятельностью,

    *игрой-фантазией,

    *рассматриванием иллюстраций художников,

    придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,

    *просмотром мультфильмов,

    *созданием этюдов, сценариев для театрализации,

    *театрализованными играми,

    *созданием театральных афиш, декораций,

    театральных кукол,

    *оформлением тематических выставок (н-р, «Сказки К.И. Чуковского» и др.)

    Проектная деятельность, н-р,

    «Детская киностудия» (создание мультфильма по литературному произведению

    Слушание:

    * слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки,

    исполнение:

    * танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений

    * показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей

    * совместное составление плясок под народные мелодии

    * оркестр детских музыкальных инструментов;

    * подыгрывание на музыкальных инструментах

    * пение, совместное пение,

    Импровизация,

    Экспериментирование,

    Подвижные игры (с музыкальным сопровождением), Музыкально-дидактические игры,

    дидактические игры, связанные с восприятием музыки;  

    Упражнения на развитие голосового аппарата, Артикуляции, певческого голоса,

    Беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

    Хороводы.  Театр.  Оркестр.

    Танцевальные действия.  Концерты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

     В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

    "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"

    Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....

    Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования.

    Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Уважаемые  коллеги, Вашему вниманию представляю  организацию жизнедеятельност...

    Педагогический совет «Индивидуализация образовательного процесса»

    Представляю сценарий, разработанного и проведенного мной Педагогического совета - дискуссии 15 декабря 2016 г....

    семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)

    Семинар-практикум Психологическая компетентность участников образовательного процесса как одно из условий повышения качества образования» (ДОУ)...