Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
материал

Ирина Викторовна Морщакина

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и воспитание.Следовательно, целью деятельности взрослого в условиях МДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, раскрытию неповторимой индивидуальности, самостоятельности, инициативности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование инновационных технологий в дошкольных  образовательных организациях района»

Добрый день, коллеги!

Мы приглашаем Вас для общения по теме: «Использование инновационных технологий в дошкольных  образовательных организациях»

Многие считают, что инновационные технологии и дошкольное образование – понятия не совместимые.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 В чём же заключаются инновации дошкольного образования?

 Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и воспитание.

Следовательно, целью деятельности взрослого в условиях МДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, раскрытию неповторимой индивидуальности, самостоятельности, инициативности.

Используя педагогические технологии,  педагог должен стремиться к тому, чтобы формировать у ребенка главную потребность – потребность в саморазвитии.

В каждой образовательной  программе  заложены те или иные технологии, которые ведут к эффективной реализации программного содержания и достижению запланированной цели программы. Вариативность образовательных программ дошкольных учреждений предполагает использование многообразных педагогических технологий.

В наших детских садах внедряются  следующих педагогических технологий: 

  • игровые технологии;
  •  здоровьесберегающие педагогические технологии
  • Технология «Портфолио педагога»

 

 технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

  • технологии проектной деятельности;
  •  информационно-коммуникативные технологии.
  • технологии создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Выстраивается целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

  • В игровую технологию включаются последовательно:
  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку

 

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Основной целью здоровьесберегающих технологий является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

 К современным здоровьесберегающим технологиям относятся:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

  • Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж

  • Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

 

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения

Цели и задачи утреннего сбора: установление комфортного социально- психологического климата в детском коллективе; создание условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; развитие навыков (общения, планирования собственной деятельности).

Проектная деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности при реализации проектных задач: беседы; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; использование художественного слова;  дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.

Главное условие при разработке проекта, которое мы учитываем – включение регионального компонента и учёт реальных условий и возможностей детского сада. Итог данной работы предполагает организацию и проведение праздников, выставок, конкурсов. На такие мероприятия мы приглашаем детей детского сада и родителей.

         Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)  – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Использование ИКТ на занятиях в наших детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

Новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)

Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень  и компетентность родителей.

ИКТ в работе современного педагога

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, интерактивная доска, планшет,  принтер, презентация) .
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению.

Особо актуальна в настоящее время и активно используется и совершенствуется у нас технология «Портфолио педагога».

Современное образование нуждается в новом типе педагога (творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.

Таким досье у нас и является портфолио педагога. Сюда входят: ксерокопии документов об образовании, курсах переподготовки и повышения квалификации, грамоты и дипломы за личные достижения и достижения воспитанников, собственные методические разработки проектов, сценариев различных мероприятий с детьми и родителями, конспекты открытых занятий, фотографии с различных мероприятий, проводимых педагогом, отзывы коллег и родителей о педагоге, копии  опубликованных статей.

Поскольку стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт условий технологии создания предметно-развивающей среды в ДОУ мы уделяем особое внимание.

ППРС в соответствии с ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.

Т.е. развивающая среда нацелена на развитие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребёнка?  

   Окружающая дошкольника среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности каждого воспитанника.

Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки.

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Ограниченность времени не позволяет полностью раскрыть реализацию данной технологии в наших дошкольных учреждениях, поэтому мы остановимся на отдельных позициях, которых придерживаются наши педагогические коллективы при создании развивающей предметно-пространственной среды.

Современная мебель и игровое оборудование гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами. Особое внимание уделяется расположению объектов в группах. Они оформлены так, чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление дошкольников, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится организация здоровьесберегающей предметно-развивающей среды.

В группах созданы физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, в том числе нестандартным оборудованием для обеспечения двигательной активности детей, зоны отдыха для снятия эмоционального напряжения, а так же уголки здоровья и  уголки безопасности.

В результате участия детских садов в районном конкурсе «Зелёный огонёк» обновлены уголки по правилам дорожного движения, а в спортивном зале создан трансформируемый макет улицы с дорожными знаками, где дети тренируются в соблюдении правил дорожного движения.

 Наши педагоги активно внедряют в практику работы с детьми музейную педагогику. Этому предшествовала большая совместная работа с родителями. В группах  оборудованы мини-музеи - «Русская изба», где проходят литературные вечера, посиделки. Широко в среде детского сада  представлена региональная тематика:  «Я живу в Сибири», «Край родной - Маслянинский».   Предметы быта, образцы декоративно-прикладного творчества, костюмы народов Сибири, коллекции фотографий «Природа Маслянинского района», «Золотой слиток», «Памятники природы» позволяют формировать у наших воспитанников элементарные исторические знания, воспитывать любовь к родной земле и бережное отношение к природе.

Здесь проходят  занятия «Путешествие в прошлое», игры-викторины, общение.

Следует упомянуть, что для формирования у детей интереса к исследовательской работе, развития интеллекта и формирования у них представлений об окружающем мире в группах созданы «научные центры» (оборудованные места для детского экспериментирования), в которых маленькие «почемучки» проводят несложные опыты и учатся делать маленькие открытия.

Динамичность развивающей среды детского сада обусловлена активностью и самих воспитанников, т. к. одним из условий её изменения является участие детей в проектной деятельности. Работая над проектами, педагоги   ДОУ, воспитанники и родители насыщают развивающую среду новыми элементами: макетами, фотоальбомами, выставками творческих работ.

Так, работая над проектом «Молоко и молочные продукты» в «научном центре» дети, проявляющие интерес к экспериментированию  изготавливали творог, сливочное масло  и йогурт, уголок сюжетно-ролевых игр был пополнен атрибутами для игры «Супермаркет», в группе разместили творческие работы, сделанные детьми и их родителями.   В результате экскурсий на животноводческий комплекс «ЭкоНива», на сыродельный завод и в  магазин появился альбом «Откуда текут молочные реки».

Проекты успешно представляются педагогами и воспитанниками на секции дошкольного образования в рамках районной декады науки и творчества.

При создании развивающей среды ДОУ, мы позаботились и о формировании информационно - коммуникационной культуры дошкольников. По данным опроса родителей более 75% семей имеют дома персональный компьютер, поэтому дети воспринимают его как обычную игрушку, не испытывают психологического барьера перед техникой. Это связано с тем, что у дошкольников основной тип мышления – наглядно-образный, а компьютер несет образный тип информации, доступный детям.

Педагоги детского сада создали игры-презентации «Домашние животные и птицы», «Национальные символы России», «Космос» и др. и разработали конспекты познавательных мероприятий с применением данных игр. Использование мультимедийной установки в непосредственной образовательной деятельности позволяет организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и помогают осуществлять проектную деятельность.

В ЦЕНТРЕ уединения – за ширмой, воспитанники могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.  

Нашим воспитанникам доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например, в методический кабинет, кухню или кастелянную, ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям.

Холлы и коридоры детского сада оформляются в соответствии с темой недели. Дети имеют возможность самостоятельно или вместе с родителями поиграть в любимы игры, проявить творчество в рисовании, художественно-продуктивной деятельности.

Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения является, конечно же, его территория, важная составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллективы ДОУ стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, для чего ежегодно проводится целый комплекс мероприятий по их оформлению и озеленению, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Наряду с сотрудниками воспитанники и их родители также принимают активное участие в этой работе.

В детском саду игровые площадки имеют тематическую направленность, которая ежегодно определяется вместе с детьми и их родителями.

Например, младшая группа -«В гостях у сказки», здесь встречают малышей Маша и медведь, можно покататься на весёлом пегасе-лошадке, которого так любят современные дети, встретиться со смоляным бычком, посидеть вместе с тремя медведями в их домике, поиграть в мяч с колобком.

Дети средней группы  очень интересуются животными, которые живут не только в наших краях, но и теми, которые далеко от нас. Так появилась тематическая площадка « Удивительный мир животных».

Воспитанники старшего дошкольного возраста любят занятия-путешествия. Так появилась тематическая площадка на морскую тематику. Путешествуя на «Корабле времени» они познают новое, знакомятся с жителями рек,  морей и океанов.

Поскольку дети подготовительной группы - будущие школьники, большое внимание уделяется развитию самостоятельности и формированию основ безопасности жизнедеятельности. На игровой площадке размещены дорожные знаки, оборудование для создания и проигрывания ситуаций «Правила безопасного поведения на дороге», «Один дома», «В мире опасных предметов». Вместе со смешариками дети познают дорожную азбуку.

На игровых площадках организуются   НОД, совместные игры и самостоятельная деятельность детей. Посещая тематические площадки других групп воспитанники детского сада имеют возможность  общаться с детьми разного возраста, познавать новое и делиться своими знаниями и впечатлениями.

 Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели, развития индивидуальности каждого воспитанника детского сада.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Опыт показывает, что применение инновационных педагогических технологий способствует:

повышению качества образования и квалификации воспитателей;

применению педагогического опыта и его систематизация;

использованию компьютерных технологий с воспитанниками;

сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

 Таким образом, в условиях развития системы дошкольного образования все чаще говорится о необходимости и актуализации инновационных технологий в образовании, которые ставят во главу угла самого ребенка, его личностные особенности. В связи с этим изменяются подходы к организации учебных занятий в ДОУ. Занятие с современных позиций рассматривается не как средство обучения, передачи новой, значимой для ребенка информации, а как средство развития.

Современное занятие в детском саду строится на основе применения развивающих технологий: метода проектов, моделирования, решения проблемных ситуаций, экспериментальной, исследовательской и поисковой детской деятельности, информационно-коммуникационных технологий. Изменились цели, которые педагоги ДОУ ставят на занятии. Это не пополнение имеющегося у детей объема знаний, а создание условий для самостоятельного получения (добывания) ребенком необходимых для него знаний в ситуации, предложенной педагогом.

Именно поэтому занятия в дошкольных образовательных учреждениях приобретают новую форму: это эксперимент, решение проблемы, опытническая деятельность, акция. А это требует от педагога анализа собственной профессиональной компетентности, освоения новых, инновационных форм профессиональной деятельности.  

Успехов Вам, коллеги!  

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"

Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Уважаемые  коллеги, Вашему вниманию представляю  организацию жизнедеятельност...

Статья "ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"

Содержание статьи раскрывает возможность внедрение, освоение и реализация инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, их как условие повышения качества образования....

Консультация для педагогов на тему: "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования"

Цели:- формировать у воспитателей ДОУ принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические требования и многообразие современных педагогически...

Деловая игра по теме:« «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования».

Деловая игра  по теме:« «Внедрение инновационных  технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования»....