Интеграции молодого педагога дошкольного образования в профессию.
статья

Харитоненкова Ирина Александровна

Данная статья посвящена проблеме интеграции молодого педагога дошкольного образования в профессию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграции молодого педагога дошкольного образования в профессию.

В последнее время актуализировалось внимание к вопросу карьерного роста и развития современного педагога. Об этом свидетельствуют стратегические документы, инициативы Президента Российской Федерации, посвященные выстраиванию национальной системы учительского роста, описанию новых механизмов повышения квалификации, аттестации педагогов, а также стремительного и комфортного входа молодых педагогов в профессию.

Современный этап развития теории управления профессиональным ростом определяется рядом научных идей, среди которых наиболее значимыми являются идеи сопровождения профессиональной интеграции молодого педагога.

Интеграция в профессию представляет собой процесс постепенного вхождения в трудовую деятельность, знакомство с содержанием и особенностями педагогической деятельности, приспособление к требованиям и условиям работы педагога, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется профессиональная деятельность. Период интеграции в профессию включает в себя и принятие новых социальных ролей, функций профессионального характера и включение в структуру межличностных отношений при решении профессиональных педагогических задач. В результате профессиональной интеграции достигается оптимальное соотношение между требованиями, предъявляемыми обществом к профессии педагога в целом, традициями и нормами профессионального сообщества, и их реализацией в выполняемой педагогической деятельности.

Актуальной задачей современной практики методической деятельности становится поиск наиболее эффективных технологий и механизмов сопровождения молодого педагога, способствующее оперативному входу и закреплению в профессии.

Однако анализ массовой практики, позволяет нам сегодня утверждать, что деятельность специалистов методических служб детского сада (старших воспитателей и заместителей по учебно-воспитательной работе или образовательной деятельности) по отношению к молодым педагогам носит весьма формальный характер, заключается в профессиональной гиперопеке, где на первые позиции выходят такие формы работы как курсы повышения квалификации, школы для начинающих специалистов, посещение групп и т.п.

Возникает противоречие между необходимостью организации процесса интеграции молодого педагога в профессию и неоднозначностью понимания специалистами методической службы детского сада специфики организации данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.

Проведенный теоретический анализ научных источников, подтвердил, что в отечественном опыте имеется многообразие подходов и технологий интеграции молодых педагогов. Тем не менее, с точки зрения современных тенденции и изменений в сфере образования, выдвигают на первый план проблемы интеграции молодых специалистов в профессию. Молодой педагог, сталкиваясь с проблемой, часто нуждается в помощи и поддержке. Важно, чтобы у начинающего специалиста была возможность получить совет, нужную информацию, помощь.

Кроме того, проведенный анализ научно-педагогических источников информации и литературы, а также собственный опыт работы послужили основой для выводов о том, что исследуемый вид деятельности на уровне дошкольного образовательного учреждения следует реализовывать в рамках деятельности методической службы.

Прежде всего, следует отметить, что интеграция начинающего педагога в процессе его вхождения в профессию пройдет успешно, если:

  • трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;
  • профессиональная интеграция воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
  • в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса

соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Разнообразные формы работы с молодым педагогом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и родителями.

Важно подчеркнуть, что опора на принципы системного подхода в профессиональной поддержке молодых специалистов - позволит им быстрее адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в системе дошкольного образования

В статье раскрывается взгляд педагога на новые ФГТ и предлагаются личные находки в использовании инновационных технологий. ...

Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»

Деловая игра для молодых педагогов «Инклюзивное образование в работе педагогов дошкольного образования»...

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"

Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...

Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»

Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15"    Константиновой Т.В. Семинар...

"Моя профессия - педагог дошкольного образования"

Публичное выступление  "Моя профессия - педагог дошкольного образования" .  Районный конкурс "Воспитатель года -2021"....

ЭССЕ "Почему я выбрала профессию педагога дошкольного образования"

laquo;Почему я выбрала   профессию педагога дошкольного образования?»...