семинар для воспитателей
методическая разработка по теме

Цыба Светлана Леонидовна

семинар для педагогов "социо-игровые подходы в педагогике" Сегодня вокруг нас появляется много новых идей, терминов, направлений. Этот процесс активно происходит и в современной педагогике. То появляются, то пропадают новые названия – педагогика сотрудничества, эвристическое, проблемное обучение, деловые игры, рефлексия, структурный  анализ, диалог культур, социо-игровая педагогика, методика погружения и т.д. За каждым из них подразумевается новое, достаточно своеобразное педагогическое (или дидактическое) направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon семинар41 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей по теме:

«Социо –игровые подходы в воспитании и обучении дошкольников»

(теоретические основы)

2010 г

В первой половине  XIX века во Франции вышли мемуары придворной модистки Марии-Антуанетты мадемуазель Бертел. Из занятных мемуаров читателям суждено было особо запомнить высказывание, ставшее крылатым даже далеко за пределами Франции: «Новое – это хорошо забытое старое». Слова эти в мемуарах относились у тому месту, когда речь шла о подновлении модисткой старого платья королевы. Сама мысль была в то время воспринята как новая только потому, что она, видимо, была хорошо забыта. Припомним: «Что было, то и будет; и что делалось, тои будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

        Сегодня вокруг нас появляется много новых идей, терминов, направлений. Этот процесс активно происходит и в современной педагогике. То появляются, то пропадают новые названия – педагогика сотрудничества, эвристическое, проблемное обучение, деловые игры, рефлексия, структурный  анализ, диалог культур, социо-игровая педагогика, методика погружения и т.д. За каждым из них подразумевается новое, достаточно своеобразное педагогическое (или дидактическое) направление. Но, во-первых, смысл каждого из направлений заключается в том, что можно выразить простой формулировкой – «хорошая педагогика» или «качественное обучение», и поэтому в своём конечном идеале почти все направления сливаются. И, во-вторых, каждому из направлений, по сути дела, является открытием современного варианта ранее известного.

        В конце XX[a]  начале   XXI века в образовательных учреждениях особую популярность приобретает социоигровой подход в воспитании и обучении дошкольников.

        Данная игровая технология получила свое развитие в 1988 году, когда впервые была описана и опубликована в печати. Первоначально социоигровые подходы разрабатывались на материале обучения детей в начальной школе (обучение чтению и письму – Е.Е. Шулешко, математике – Л.К. Филякина, русскому языку – Е.Е. Шулешко и Л.К. Филякина). Тогда впервые и были открыты практические пути обучения детей как выражения ими себя в образе действующего лица.

Позже социоигровой стиль стал использоваться при обучении подростков театральному искусству (А.П. Ершова, В.М. Букатов), вследствие чего значительно расширились приемы данной технологии за счет использования приемов театральной педагогики.

Социоигровая технология, в отличие от традиционного обучения, предполагает отсутствие в работе педагога дискретности, то есть дидактические знания и советы в ней не расчленяются на части (принципы, методы, приемы и результаты), а переплетаются друг с другом.

Главный же принцип социоигрового подхода – снятие с учителя оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности. Достигаются эти задачи путем организации занятия, урока или любой другой деятельности, как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин “социоигровая”).

Если “социо” – это малая группа, то игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей, позволяющее ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игру основывала на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она стала основной формой организации детской жизни. Оправдались ожидаемые результаты – расширение “степеней свободы” развивающегося ребёнка (с учётом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевался эгоцентризм и индивидуализм детей, формировался коллектив. Воображение и мышление детей, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощалось. Развивались познавательные и творческие способности. Игра позволила установить содержательно-опосредственные взаимоотношения в детском коллективе. Развивались такие психические качества, как доверие ручным действиям, т.е. быстрота реакции; уверенность действий руками; подчинение своего поведения определённым правилам. В игре интересно и взрослому, и ребёнку, мы вместе смеёмся, огорчаемся, волнуемся, ошибаемся и исправляемся, выполняя упражнения. Так возникло равноправие в игре, возник мой союз с детьми и детей друг с другом

Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо.

Социо-игровые задания способствуют развитию детского коллектива:

  • поддерживают интерес друг к другу;
  • развивают эстетические потребности;
  • развивают творческое воображение, память;
  • побуждают к оценке поступков (эмоциональной и словесной);
  • вызываю сопереживание к другим людям;
  • сохраняют и укрепляют жизнеспособность организма в конкретных условиях социальной и экологической среды;
  • развивают произвольность и свободу поведения, самосознание и способность к самооценке, умение устанавливать при помощи речи контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие с взрослыми и сверстниками (диалог);

В результате образуется новая общность детей – группа ровесников:

  • у которых сформирована социальная компетентность к пониманию разного характера отношения к нему окружающих взрослых и сверстников; выбирают линию поведения, соответствующую ситуации.

Через игровое взаимодействие детей развиваю творческий характер социо-игр. Этим обеспечиваю дальнейшее развитие у детей кругозора: разностороннее представление о действительности, самостоятельности, поддерживаю при этом нравственно-ценные дружеские взаимоотношения, как в партнёрских, так и в игровых объединениях по интересам.

При проведении игровых заданий и упражнений необходимо придерживаться следующих правил:

- игровые задания и упражнения предлагаю всей группе детей или парам, тройкам, четверкам, шестеркам;

Дети выполняют игровые задания – упражнения:

по мере готовности одного ребенка или партнеров, или подгрупп;

по согласованным правилам;

в заданном порядке;

последовательность действий определяют дети самостоятельно по считалке или по их желанию быть первыми, вторыми, третьими и т.д.;

всей группой детей;

выбранными малыми группами.

Чтобы сформировать у детей чувство коллективизма используются

9 правил социо-игровых подходов к педагогике:

  • позиция воспитателя. Я для детей – равноправный партнёр, умею интересно играть, организую игры, выдумываю их;
  • снимаю судейскую роль и передаю её детям, так как это предопределяет снятие страха ошибки у детей;
  • даю свободу и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков, но свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;
  • использую смену мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы: в центре группы, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной;
  • ориентирую детей на индивидуальные открытия, делаю их соучастниками игры или задумки;
  • создаю детям трудности и учу их преодолевать. У детей не вызывает интереса то, что легко и просто а то, что трудно – интересно;
  • стремлюсь чтобы дети на занятиях двигались и были активны.;
  • стремлюсь к принципу полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток;
  • никогда не использую оценки “правильно”, “хорошо”, “у тебя лучше”, “ты молодец”, а стремлюсь, чтобы дети признавали равноправными всех детей в своей микрогруппе;
  • в каждом деле создаю ситуации реализации собственных возможностей каждого ребенка через ситуации сотрудничества;
  • ставлю детей в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без моей помощи добиваются положительных результатов;
  • создаю атмосферу эмоционального подъёма и раскрепощенности;
  • развиваю в детях уверенность в себе и своих товарищах;
  • проявляю искреннюю заинтересованность в достижениях каждого ребёнка;
  • обучаю детей эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.;
  • снимаю с детей чувство страха за ошибку, снимая с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями.
  • осуществляю гостевой обмен между группами с равными возможностями.

[a]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар с воспитателями: «Обучение детей правилам дорожного движения»

Выстуление на семинаре "Обучение детей правилам дорожного движения в ДОУ"...

Семинар для воспитателей «КНИГА – лучший воспитатель»

Данный семинар позволяет педагогам осознать ценность книги в дошкольном возрасте....

Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...

Семинар для воспитателей «Привитие дошкольникам навыки поисковой и исследовательской деятельности» Подготовила:Валиджанова А.Ш.- воспитатель МКДОУ№ 4

Тема:  «Детское экспериментирование как особая форма поисковой деятельности ребенка.»           «Начало познаний… всегда вытекает из ощ...

Семинар для воспитателей на тему: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»

Семинар для воспитателей на тему:«Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»...