Правовое регулирование механизма предупреждения коррупционных правонарушений
статья на тему

Колобова Ольга Константиновна

Правовое регулирование механизма предупреждения коррупционных правонарушений осуществляется на основе комплекса нормативных правовых актов, в который включаются как международные акты, так и национальное законодательство.

Целью сотрудничества государств является выработка единой международной антикоррупционной политики и нормативно-правовой базы.

В Резолюции VIII Конгресса ООН (Гавана, 1990 г.) коррупция была отнесена к глобальным проблемам, угрожающим всему человечеству. В настоящее время многосторонние и региональные международные соглашения образуют глобальную антикоррупционную систему, основанную на единых принципах борьбы с коррупцией.

Значительное внимание проблеме коррупции уделяет Организация Объединённых Наций. В рамках ООН принято большое количество документов о противодействии коррупции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Правовое регулирование механизма предупреждения коррупционных правонарушений осуществляется на основе комплекса нормативных правовых актов, в который включаются как международные акты, так и национальное законодательство.

Целью сотрудничества государств является выработка единой международной антикоррупционной политики и нормативно-правовой базы.

В Резолюции VIII Конгресса ООН (Гавана, 1990 г.) коррупция была отнесена к глобальным проблемам, угрожающим всему человечеству. В настоящее время многосторонние и региональные международные соглашения образуют глобальную антикоррупционную систему, основанную на единых принципах борьбы с коррупцией.

Значительное внимание проблеме коррупции уделяет Организация Объединённых Наций. В рамках ООН принято большое количество документов о противодействии коррупции.

В числе универсальных унифицированных актов выделим Конвенцию против транснациональной организованной преступности 2000 и Конвенцию ООН против коррупции 2003 г., которую Россия ратифицировала в 2006 г. Положения Конвенции ООН против коррупции 2003 г. были положены в основу российской Национальной стратегии противодействия коррупции. В числе международных актов рекомендательного характера отметим Международный кодекс поведения должностных лиц 1996 и Глобальную программу против коррупции 1999.

Глобальная программа ООН по борьбе с коррупцией предусматривает помощь странам в выявлении, предупреждении и пресечении коррупции. Цель программы состоит в том, чтобы повысить риск и издержки коррумпированности; создать атмосферу неподкупности, которая изменила бы правила игры и поведение участников рынка; обеспечить прозрачность и отчётность в области государственных закупок; обеспечить хорошее управление (мощный инструмент в предотвращении, выявлении коррупционного поведения).

Активно участвуют в антикоррупционной деятельности и подразделения ООН, а именно Управление ООН по наркотикам и преступности и Программа развития ООН.

На региональном уровне антикоррупционное законодательство дополняется документами Совета Европы, Европейского Союза, СНГ.

В рамках Совета Европы принята Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 (Российская Федерация в Конвенции не участвует) и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (Россия присоединилась к Конвенции в 2006 году).

На первой сессии Междисциплинарной Группы Совета Европы по проблемам коррупции коррупция была определена как «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение лица, наделенного полномочиями в публичном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из его статуса как публичного должностного лица, частного наемного работника, независимого агента, либо другие отношения подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица».

Понятие коррупции раскрывается в ст. 2 Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Согласно Конвенции коррупция означает «просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового».

На уровне СНГ приняты два Модельных закона: «О борьбе с коррупцией» и «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» предлагает понятие предупреждения коррупции, а также систему мер по предупреждению коррупции.

Меры против распространения коррупции в сфере образования принимают такие международные организации, как Всемирный банк, ЮНЕСКО, Transparency International, ГРЕКО.

В докладе ЮНЕСКО о масштабах коррупции в сфере образования отмечается, что «коррупция разъедает образование повсеместно и наносит серьезный ущерб системам образования во всем мире. Причинами коррупции, признаются следующие: общее падение нравов, подмена реальных ценностей мнимыми: вместо знаний – кафедра за деньги и любой диплом в зависимости от суммы».

Положения международных актов и опыт международных структур являются основой для формирования российского антикоррупционного законодательства, в том числе и в сфере образования.

Основу правового регулирования системы мер по предупреждению коррупции в России составляют:

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

  • Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 
  • Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» 
  • Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 
  • Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» 
  • Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» 
  • Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» 
  • Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.2013 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» 
  • Выдержки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 и ст. 19.29 КоАП РФ 
  • Федеральный закон Российской Федерации от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» 
  • Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» 

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» 
  • Указ Президента РФ от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции» 
  • Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» 
  • Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и т.д.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Постановление Правительства РФ от 21.08.2012 № 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349-1 Трудового кодекса Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» 
  • Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» 
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации" 

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений.

План мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений....

Эссе Подробное правовое регулирование деятельности ДОО: благо или зло?

ЭссеПодробное правовое регулирование деятельности ДОО: благо или зло?...

"Приоритетные направления развития и правовое регулирование системы образования Российской Федерации"

Приоритетные направления развития и правовое регулирование системы образования Российской ФедерацииСт. 41 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»:Двойственное толкование:1. Охран...

Правовое регулирование обучения детей с расстройствами аутистического спектра в РФ

Правовое регулирование обучения детей с расстройствами аутистического спектра в РФ...

Правовое регулирование образования в России.

Цель: просветительская работа с родителями....

Деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: цели, задачи, нормативно-правовое регулирование

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) главной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является ...

Нормативно-правовое регулирование оказания платных образовательных услуг в ДОО

Консультация для педагогов, реализующих дополнительные платные образовательные услуги в ДОУ...