Деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: цели, задачи, нормативно-правовое регулирование
статья по психологии

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) главной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. ФГОС дошкольного образования, как и стандарты других образовательных уровней, выступает в качестве основополагающего документа нормативной правовой базы, обязательной для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений и регулирует деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения.

         Стандарт определяет требования к непосредственно профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения: «обеспечение эмоционального благополучия детей; поддержка индивидуальности и инициативы детей; установление правил взаимодействия в разных ситуациях; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками; взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность».

         Согласно положениям ФГОС ДОУ педагог дошкольного образовательного учреждения является ключевой фигурой в образовательном и воспитательном процессах: организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач, требующих педагогического внимания.

         Вторым документом, регламентирующим деятельность педагога в условиях системы современного дошкольного образования, является Профессиональный стандарт педагога. Данный Стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10.2013г. Основная цель вида профессиональной деятельности: оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) .

         Трудовые действия педагога дошкольного образования можно сформулировать следующим образом:

  • планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;
  • развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
  • создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
  • организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
  • организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  • организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей и т.д.

         Для обеспечения высокого уровня организации профессиональной деятельности, выполнения обозначенных выше трудовых действий и регламентированных образовательным учреждением функций педагог дошкольного образования должен обладать следующими умениями и навыками:

  • организовывать различные виды деятельности детей (предметная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная и пр.);
  • применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой учреждения;
  • использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
  • выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
  • владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста и др.

         Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется также совокупностью имеющихся знаний и представлений о: специфике дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; основных психологических подходов (культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания); общих закономерностях развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; особенностях становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; основах теории физического, познавательного и личностного развития детей; а также современных  тенденций развития дошкольного образования .

         Воспитатель должен обладать основными профессиональными функциями, такими как: воспитательная, образовательная, развивающая, коммуникативная, нормативная, информационная, координирующая, рефлексивная и диагностическая. По мнению С.Б. Пашкина все представленные функции обеспечивают воспитателю личностный рост, который зачастую выражается в стиле педагогической деятельности, ориентированной на развитии детей:

         1. Развивающая функция включает в себя совершенствование дидактических знаний и умений воспитателями в педагогической деятельности, за счет чего и происходит одновременное развитие когнитивных профессиональных качеств таких как: мышление, память и речь, педагогические способности, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

         2. Образовательная функция заключается в самостоятельном овладении воспитателями дошкольного образовательного учреждения научными представлениями о воспитании, комплексом знаний, умений, навыков в воспитательно-образовательной деятельности, общественным опытом в интересах личности и общества в целом, информационными знаниями. В прикладном аспекте реализации данной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивается овладение содержательными и организационно - методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

         3. Нормативная функция позволяет самостоятельно регулировать систему педагогической деятельности. Нормативные знания в педагогической деятельности придают уверенность в безошибочности своих действий воспитателю. Данная функция позволяет педагогу дошкольного учреждения в выборе оптимизированных способов деятельности, в утверждении образца и профессиональных преимуществ. Нормативная функция педагогической деятельности позволяет разрешать противоречия, возникающие в процессе сотрудничества воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, обеспечивают сотрудничество и достижение в совместных действиях по воспитанию детей дошкольного возраста.

         4. Информационная функция в деятельности педагога ДОУ представляет собой взаимосвязь всех ее функциональных компонентов. Согласно данной функции, педагог должен владеть различными носителями информации, быть осведомленным в психолого-педагогической и методической литературе, обладать средствами компьютерных технологий; работать с информацией при помощи этих средств для осуществления общественных и личных потребностей.

         5. Координирующая функция обеспечивает вариативность содержания учебного образовательного процесса, подбор технологий. Совершенствование дальнейшей профессиональной деятельности является основой данной функции.

         6. Рефлексивная функция включает в себя размышления педагога над педагогической деятельностью, личностными качествами, эмоциональными и когнитивными способностями. Педагогическая рефлексия включает в себя саморефлексию осуществленной деятельности, адекватную оценку полученных результатов деятельности. Педагог должен анализировать ошибки и затруднения, возникающие в воспитательно-образовательном процессе, находить причины успехов и неудач для того, чтобы внести коррективы в последующую деятельность с целью достижения лучших результатов.

         7. Диагностическая функция — это комплекс умений и знаний, необходимых для решения на высоком уровне профессиональных задач. Данная функция позволяет совместно с психологами, музыкальным работником, логопедом осуществлять правильное психолого-педагогическое диагностирование, на его основе осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

         8. Коммуникативная функция включает в себя способность организовывать качественное взаимодействие с детьми дошкольного возраста, согласовывать воспитательно-образовательный процесс со всеми участниками педагогической деятельности.

         Согласно ФГОС ДО образовательные дошкольные учреждения руководствуются единой «Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса. Работа по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» основывается на использовании в педагогической работе воспитателя следующих методов: метод сравнения, элементарный анализ, метод моделирования и конструирования, метод проектной деятельности, метод вопросов - постановка вопросов детям, метод повторения, решение логических задач, экспериментирование.

         Таким образом, целью деятельности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения является всестороннее гармоничное развитие физических, интеллектуальных, духовных способностей ребенка, его подготовка к дальнейшему обучению и жизни в современном обществе. Важными профессиональными функциями педагога являются: создание педагогических условий для успешного воспитания детей; обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.

         В рамки содержания воспитательно-образовательной деятельности педагога ДО входит реализация современных подходов, положительная динамика индивидуального развития воспитанников, организация работы с родителями, реализация основных общеобразовательных программ, профессиональная реализация. Качественное выполнение всех направлений педагогической деятельности, соответствующих ФГОС, зависит от высокого уровня сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств педагогов дошкольных образовательных учреждений, их заинтересованности и мотивации профессионального развития.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

         1. Мартынова, С. А. Критерии профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / С. А. Мартынова. – Текст : электронный // Энигма. – 2020. – № 20. – С. 167-170. – URL: 

         2. Пашкин, С. Б. Проблемы трудовой мотивации в профессиональной и служебной деятельности / С. Б. Пашкин, С. А. Мозеров, Е. С. Мозерова. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы военно-научных исследований: сборник научных трудов. – Санкт-Петербург : Политех - пресс, 2019. - С. 400 – 407.

         3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) // Гарант. – Текст : электронный.

         4. Режевских, О. В. Теоретические основы дошкольного образования. Интерпрофессиональная подготовка педагога : учебное пособие / О. В. Крежевских. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 110 с. – ISBN 978-5-534-12521-4. – Текст : непосредственный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: цели, задачи, нормативно-правовое регулирование

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) главной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. ФГОС дошкольного образования, как и стандарты других образовательных уровней, выступает в качестве основополагающего документа нормативной правовой базы, обязательной для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений и регулирует деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения.

        Стандарт определяет требования к непосредственно профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения: «обеспечение эмоционального благополучия детей; поддержка индивидуальности и инициативы детей; установление правил взаимодействия в разных ситуациях; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками; взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность».

        Согласно положениям ФГОС ДОУ педагог дошкольного образовательного учреждения является ключевой фигурой в образовательном и воспитательном процессах: организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач, требующих педагогического внимания.

        Вторым документом, регламентирующим деятельность педагога в условиях системы современного дошкольного образования, является Профессиональный стандарт педагога. Данный Стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10.2013г. Основная цель вида профессиональной деятельности: оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) .

        Трудовые действия педагога дошкольного образования можно сформулировать следующим образом:

  • планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами;
  • развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
  • создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
  • организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
  • организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  • организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей и т.д.

        Для обеспечения высокого уровня организации профессиональной деятельности, выполнения обозначенных выше трудовых действий и регламентированных образовательным учреждением функций педагог дошкольного образования должен обладать следующими умениями и навыками:

  • организовывать различные виды деятельности детей (предметная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная и пр.);
  • применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой учреждения;
  • использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
  • выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
  • владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста и др.

        Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется также совокупностью имеющихся знаний и представлений о: специфике дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; основных психологических подходов (культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания); общих закономерностях развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; особенностях становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; основах теории физического, познавательного и личностного развития детей; а также современных  тенденций развития дошкольного образования .

        Воспитатель должен обладать основными профессиональными функциями, такими как: воспитательная, образовательная, развивающая, коммуникативная, нормативная, информационная, координирующая, рефлексивная и диагностическая. По мнению С.Б. Пашкина все представленные функции обеспечивают воспитателю личностный рост, который зачастую выражается в стиле педагогической деятельности, ориентированной на развитии детей:

        1. Развивающая функция включает в себя совершенствование дидактических знаний и умений воспитателями в педагогической деятельности, за счет чего и происходит одновременное развитие когнитивных профессиональных качеств таких как: мышление, память и речь, педагогические способности, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

        2. Образовательная функция заключается в самостоятельном овладении воспитателями дошкольного образовательного учреждения научными представлениями о воспитании, комплексом знаний, умений, навыков в воспитательно-образовательной деятельности, общественным опытом в интересах личности и общества в целом, информационными знаниями. В прикладном аспекте реализации данной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивается овладение содержательными и организационно - методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

        3. Нормативная функция позволяет самостоятельно регулировать систему педагогической деятельности. Нормативные знания в педагогической деятельности придают уверенность в безошибочности своих действий воспитателю. Данная функция позволяет педагогу дошкольного учреждения в выборе оптимизированных способов деятельности, в утверждении образца и профессиональных преимуществ. Нормативная функция педагогической деятельности позволяет разрешать противоречия, возникающие в процессе сотрудничества воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, обеспечивают сотрудничество и достижение в совместных действиях по воспитанию детей дошкольного возраста.

        4. Информационная функция в деятельности педагога ДОУ представляет собой взаимосвязь всех ее функциональных компонентов. Согласно данной функции, педагог должен владеть различными носителями информации, быть осведомленным в психолого-педагогической и методической литературе, обладать средствами компьютерных технологий; работать с информацией при помощи этих средств для осуществления общественных и личных потребностей.

        5. Координирующая функция обеспечивает вариативность содержания учебного образовательного процесса, подбор технологий. Совершенствование дальнейшей профессиональной деятельности является основой данной функции.

        6. Рефлексивная функция включает в себя размышления педагога над педагогической деятельностью, личностными качествами, эмоциональными и когнитивными способностями. Педагогическая рефлексия включает в себя саморефлексию осуществленной деятельности, адекватную оценку полученных результатов деятельности. Педагог должен анализировать ошибки и затруднения, возникающие в воспитательно-образовательном процессе, находить причины успехов и неудач для того, чтобы внести коррективы в последующую деятельность с целью достижения лучших результатов.

        7. Диагностическая функция — это комплекс умений и знаний, необходимых для решения на высоком уровне профессиональных задач. Данная функция позволяет совместно с психологами, музыкальным работником, логопедом осуществлять правильное психолого-педагогическое диагностирование, на его основе осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

        8. Коммуникативная функция включает в себя способность организовывать качественное взаимодействие с детьми дошкольного возраста, согласовывать воспитательно-образовательный процесс со всеми участниками педагогической деятельности.

        Согласно ФГОС ДО образовательные дошкольные учреждения руководствуются единой «Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса. Работа по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» основывается на использовании в педагогической работе воспитателя следующих методов: метод сравнения, элементарный анализ, метод моделирования и конструирования, метод проектной деятельности, метод вопросов - постановка вопросов детям, метод повторения, решение логических задач, экспериментирование.

        Таким образом, целью деятельности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения является всестороннее гармоничное развитие физических, интеллектуальных, духовных способностей ребенка, его подготовка к дальнейшему обучению и жизни в современном обществе. Важными профессиональными функциями педагога являются: создание педагогических условий для успешного воспитания детей; обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей.

        В рамки содержания воспитательно-образовательной деятельности педагога ДО входит реализация современных подходов, положительная динамика индивидуального развития воспитанников, организация работы с родителями, реализация основных общеобразовательных программ, профессиональная реализация. Качественное выполнение всех направлений педагогической деятельности, соответствующих ФГОС, зависит от высокого уровня сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств педагогов дошкольных образовательных учреждений, их заинтересованности и мотивации профессионального развития.

Список литературы

        1. Мартынова, С. А. Критерии профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / С. А. Мартынова. – Текст : электронный // Энигма. – 2020. – № 20. – С. 167-170. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42803970 (дата обращения: 02.05.2022).

        2. Пашкин, С. Б. Проблемы трудовой мотивации в профессиональной и служебной деятельности / С. Б. Пашкин, С. А. Мозеров, Е. С. Мозерова. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы военно-научных исследований: сборник научных трудов. – Санкт-Петербург : Политех - пресс, 2019. - С. 400 – 407.

        3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) // Гарант. – URL: https://base.garant.ru/70535556 (дата обращения: 02.05.2022). – Текст : электронный.

        4. Режевских, О. В. Теоретические основы дошкольного образования. Интерпрофессиональная подготовка педагога : учебное пособие / О. В. Крежевских. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 110 с. – ISBN 978-5-534-12521-4. – Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

опыт  работы  преднозначен для  старших  воспитателей  и  воспитателей  работающих  по  проектной  технологииИнформация  об  опытеУсловия...

Нормативно - правовое обеспечение деятельности специалиста дошкольного образовательного учреждения

В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-пра...

Совершенствование работы с родителями в свете модернизации воспитательной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Материал выступления IX региональной педагогической научно- практической конференции,посвященной памяти народного учителя Российской Федерации А. Ф.Иванова.г. Калуга 2021 год....

РЕЛАКСАЦИЯ В КОНЦЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

РЕЛАКСАЦИЯ В КОНЦЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений....