Совершенствование работы с родителями в свете модернизации воспитательной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
статья

Черенкова Алёна Владимировна

Материал выступления IX региональной педагогической научно- практической конференции,посвященной памяти народного учителя Российской Федерации А. Ф.Иванова.

г. Калуга 2021 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Черенкова Алёна Владимировна

воспитатель

МКДОУ «Детский сад №12  «Колокольчик»

г. Киров, Калужская область

Совершенствование работы с родителями в свете модернизации воспитательной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

        Повышение качества и доступности образования выходит на первый план в рамках национального проекта «Образование» - это одна из важнейших задач модернизации. В настоящие время качество образовательного процесса трансформируется и приобретает новые характеристики, исходящие от требований современного мира. Для реализации данной задачи наше образовательное учреждение работает над представлением субъектов о содержании, переменах, результатах и условиях обучения. Под субъектами мы рассматриваем не только детей и педагогов, но и семьи воспитанников.

        Взаимодействие семьи и детского сада важнейшая составляющая процесса модернизации образования. От того в какой мере и степени педагоги сотрудничают с семьями воспитанников напрямую зависит успех в развитии ребенка. Мировой прогресс, развитие информационно коммуникативных технологий указывает на необходимость совершенствования форм работы с семьями воспитанников.                 Совершенствование работы с родителями одно из ведущих направлений деятельности нашего дошкольного учреждения. Сочетая современные инновационные технологии с традиционными формами работы с семьями воспитанников, мы вовлекаем родителей в образовательный процесс и ведем работу по их информированию о деятельности, результатах и дальнейших планах взаимодействия. В данном направлении мы применяем традиционные формы, такие как: беседы, консультации, анкетирование, проведение родительских собраний, организация совместной досуговой деятельности. Наряду с традиционными формами в образовательный процесс нами внедряются новые современные технологии: дистанционное взаимодействие через социальные сети и мессенджеры, вовлечение родителей в проведение социальных акций, волонтерское движение, создание проблемных ситуаций и поиск вариантов для их конструктивного разрешения, совместное создание социальных роликов, интерактивных экскурсий, применяемых в обучении дошкольников. Интегрирование традиционных форм работы с инновационными технологиями один из принципов совершенствования работы с родителями, реализуемый в нашем учреждении.

         Работая с семьями воспитанников, мы сталкиваемся с различными трудностями и проблемами, от решения которых напрямую зависит успех и результат дальнейшей совместной деятельности. Одной из проблем, стоящей перед педагогами является знакомство родителей с условиями пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Первое впечатление очень важно для плодотворного  сотрудничества. Родители должны осознавать необходимость и серьезность посещения ребенком детского сада для его дальнейшего становления и развития. Совместно с семьями воспитанников мы вырабатываем  систему сотрудничества, единство целей и задач и способов их разрешения, отталкиваясь от интересов и возможностей ребенка. Мы проводим активную индивидуальную работу, включающую в себя изучение условий семейного воспитания, семейных традиций, характера каждого члена семьи. Исходя из индивидуальных потребностей родителей и детей, мы выбираем нужную и эффективную форму взаимодействия для дальнейшего сотрудничества.

         Знакомясь с условиями пребывания ребенка в детском саду, родители  проходят своеобразный период адаптации, так же как и их дети. В связи с этим у них могут возникать определенные страхи, недоверие, неуверенность. Для преодоления данной проблемы мы вовлекаем родителей в образовательный процесс и здесь мы выступаем не просто в роли «заказчик» и «исполнитель», а становимся равноправными партнерами. Двери нашего детского сада всегда открыты не только для детей, но и их родителей.  В нашем учреждении функционирует «семейный клуб», главной задачей которого является: формирование представлений родителей об особенностях посещения ребенка в детском саду и предоставление возможности совместного пребывания в период адаптации. Нами создана «Почта доверия» - родители анонимно могут оставить письмо в ящике для обратной связи, рассказав о проблемах, с которыми они столкнулись при посещении детского сада, что им понравилось, а что нет, какие варианты решения данных проблем они видят, оставить свои пожелания и отзывы о работе дошкольного учреждения. Все письма рассматриваются и принимаются возможное решения по преодолению возникающих разногласий и трудностей. Родители становятся более открытыми и тем самым формируются доверительные отношения с педагогами образовательного учреждения.

        Работая с семьями воспитанников, мы сталкиваемся с их различиями – у каждой свои трудности и проблемы. Перед нами возникает важнейшая задача, оказывающая влияние на дальнейшую совместную работу – это установление эмоционального контакта и желания «партнерских отношений». Для этого мы анализируем различные обстоятельства жизни каждой семьи и подбираем  нужное решение в выборе способов и средств  по взаимодействию в конкретной ситуации. Мы проводим анкетирование, тестирование, различные психолого-педагогические тренинги для выявления особенностей семьи ребенка. Практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития социокультурных навыков, испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми. Для помощи родителям на базе нашего дошкольного учреждения работает консультационный пункт, где педагогами ведется работа по формированию и повышению уровня психологической и педагогической компетентности родителей, оказывается консультативная и методическая помощь в воспитании детей. Практика применения дистанционных консультаций увеличило число обращений за помощью со стороны родителей. Это напрямую связано с тем, что  в силу своей занятости, не все родители могут посетить наше учреждение, а работая удаленно, можно подобрать наиболее удобное время проведения консультаций, как для родителя, так и консультанта.

        В нашем детском саду стало традиционным проведение совместных мероприятий: мастер-классов, праздников, развлечений, оформление фотовыставок и мастерских. Родители, принимая активное участие в деятельности образовательного учреждения, знакомятся не только с коллективом детского сада, но и друг с другом, что помогает воспитателю выявить круг совместных интересов родителей и проработать план дальнейших коллективных мероприятий.

        Родительское собрание одна из традиционных форм взаимодействия нашего дошкольного учреждения и семьи. И раньше и сейчас имела быть место проблема массового посещения родителями проводимых собраний. Но современные технологии помогли нам найти эффективное решение данной проблемы. Мы ведем активную работу с семьями воспитанников через социальные сети и работу в мессенджерах. По согласию родителей нами созданы групповые чаты, где мы охотно делимся информацией о занятиях и деятельности детей в детском саду, отправляем видео и фотоматериал, знакомим родителей с целью и задачами проводимых мероприятий и достигнутыми результатами. Идет активный обмен информацией, родители могут задать интересующие их вопросы и изложить возможные возникающие проблемы.

        Открытые занятия с привлечением родителей – это одно из эффективных направлений, реализуемых в нашем дошкольном учреждении по формированию у родителей педагогических умений воспитания и решения различных педагогических ситуаций на практике. Педагог и родитель в процессе совместной деятельности ищут пути решения поставленных задач. Данная форма работы помогает родителю понять сложность и специфику образовательной деятельности.

        Семьи воспитанников в нашем детском саду получают не только психологическую и педагогическую поддержку, но и принимают активное участие в различных социальных акциях, тем самым понимая и осознавая  свою «необходимость» не только дошкольному учреждению, но и обществу в целом. Общественная деятельность очень важна и значима для современного мира и уже с ранних лет необходимо на собственном примере показывать, как можно помочь окружающему миру.  Формирование у детей совместно с родителями отношения к общественной жизни и развитие гражданской позиции – главная цель наших социальных акций. Мы проводим конкурсы экологического направления: сбор макулатуры, используемых батареек и элементов питания. По окончанию любого конкурса мы подводим итоги, и самые активные участники акций награждаются благодарственными письмами и памятными призами сделанными руками наших детей и их родителей. Традиционной в нашем саду стала акция  «Зеленый десант», приуроченная к всемирному дню посадки деревьев, где родители совместно с детьми принимают участие в озеленении территории детского сада. Акция «Вторая жизнь ненужным вещам» знакомит родителей и детей с вариантами изготовления полезных поделок из старых вещей и способами их дальнейшего применения. Для старших дошкольников совместно с их родителями проходит посвящение в волонтеры. Волонтерское движение в нашем детском саду включает в себя оказание помощи и поддержки близкому окружению. По результатам волонтерского движения вместе с родителями мы создаем видеоролики социальной направленности, отражающие итоги проделанной работы. Акция «Игрушки для друга и подружки» приносит массу положительных эмоций всем её участникам – совместно с родителями мы дарим игрушки ребятам, оказавшимся в тяжелой  жизненной ситуации. С детьми подготовительной группы мы организовываем театральные постановки для малышей, которые способствуют дальнейшей социализации воспитанников.

        Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому перед педагогами и родителями возникает необходимость поддержания семейных традиций и ценностей духовно-нравственного воспитания. В нашем дошкольном учреждении ведется работа по возрождению семейных традиций и памяти подвигов наших предков. Нами проводятся акции  «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану», «Поздравление ко Дню Победы». Этими акциями мы хотим показать свое отношение к историческим событиям нашего государства и воспитать у подрастающего поколения уважительное отношение  к истории нашей страны. Работу в данном направлении мы активно освещаем в социальных сетях и на нашем сайте.

        Сотрудничество детского сада и родителей возникает не сразу – это длительный процесс, требующий постоянного внесения корректив, долгий и кропотливый труд. Анализируя примененную практику совершенствования работы с родителями в нашем дошкольном учреждении можно говорить о том, что позиция родителей стала наиболее гибкой, они стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, стали проявлять активный интерес и участие в жизни детского сада, научились оказывать эмоциональную поддержку своему ребенку. Повысился уровень психологической и педагогической компетентности родителей, что способствует развитию их творческой инициативности и дальнейшего стремления к партнерским отношениям с работниками нашего учреждения. Анализ совместных мероприятий: анкетирование и проведенный мониторинг, показал эффективность проделанной работы. И поэтому мы не останавливаемся на достигнутом этапе, а устремляемся вперед - к поискам новых более совершенных форм взаимодействия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совершенствование работы с родителями в свете модернизации воспитательной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Воспитатель : Черенкова Алёна Владимировна МКДОУ «Детский сад № 12 «Колокольчик» г . Киров Калужская область.

Слайд 2

.

Слайд 3

Традиционные и инновационные формы взаимодействия.

Слайд 5

Взаимодействие в адаптационный период. Спортивная эстафета : «Папа, мама, я» Семейный клуб, «Почта доверия»

Слайд 6

Совместные мероприятия : В здоровом теле – здоровый дух! Совместные прогулки и экскурсии Квест – игра «В осеннем лесу»

Слайд 7

Привлечение родителей в образовательный процесс: Дистанционное взаимодействие. Совместная театрализованная деятельность Круглый стол. Подготовка и проведение интерактивных экскурсий

Слайд 8

Совместное участие в акциях и конкурсах. Акция «Батарейку принеси – ёжика спаси». Экологическая акция по посадке деревьев «Зеленый десант» Акция «Спасибо героям защитникам» Акция «Зимние забавы для детворы»

Слайд 9

Проектная деятельность. Проект «Читаем вместе» Творческий проект «Вторая жизнь ненужным вещам» Проект «Защитники природы» Проект «Доброе сердце – добрые дела»

Слайд 10

Поддержание семейных традиций и ценностей. Русские народные традиции Святки и колядки совместно с родителями. Духовно – нравственное воспитание

Слайд 11

2019 -2020 2018 -2019 2017 -2018

Слайд 12

Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям. Т. Харрис (писатель, журналист)

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Черенкова Алёна Владимировна

воспитатель

МКДОУ «Детский сад №12  «Колокольчик»

г. Киров, Калужская область

Сопроводительный текст.

Слайд 1

«Совершенствование работы с родителями в свете модернизации воспитательной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений».

Слайд 2

Повышение качества и доступности образования одна из важнейших задач модернизации. Совершенствование работы с родителями одно из ведущих направлений деятельности.

Слайд 3

Сочетая современные инновационные технологии с традиционными формами работы, мы вовлекаем родителей в образовательный процесс и ведем работу по их информированию о деятельности, результатах и дальнейших планах взаимодействия. Исходя из индивидуальных потребностей родителей и детей, мы выбираем нужную и эффективную форму для плодотворного сотрудничества.

Слайд 4

. От того в какой мере и степени педагоги сотрудничают с семьями напрямую зависит успех в развитии ребенка. Мировой прогресс, развитие информационно коммуникативных технологий указывает на необходимость совершенствования форм работы с семьями воспитанников. Интегрирование традиционных форм с инновационными технологиями один из принципов совершенствования работы с родителями, реализуемый в нашем учреждении.

Слайд 5

Взаимодействие с семьями  в период адаптации дошкольников.

Родители  проходят своеобразный период адаптации, так же как и их дети. В связи с этим у них могут возникать определенные страхи, недоверие, неуверенность. Двери нашего детского сада всегда открыты не только для детей, но и их родителей.  В нашем учреждении функционирует «семейный клуб», главной задачей которого является: формирование представлений родителей об особенностях посещения ребенка в детском саду и предоставление возможности совместного пребывания в период адаптации. Создана «Почта доверия» - родители анонимно могут оставить письмо в ящике для обратной связи, рассказав о проблемах, с которыми они столкнулись при посещении детского сада, что им понравилось, а что нет, какие варианты решения данных проблем они видят, оставить свои пожелания и отзывы.

Слайд 6

Совместные мероприятия.

        Родительское собрание одна из традиционных форм взаимодействия нашего дошкольного учреждения и семьи. И раньше и сейчас имела быть место проблема массового посещения родителями проводимых собраний. Но современные технологии помогли нам найти эффективное решение данной проблемы. Мы ведем активную работу с семьями воспитанников через социальные сети и работу в мессенджерах. По согласию родителей нами созданы групповые чаты, где мы охотно делимся информацией о занятиях и деятельности детей в детском саду, отправляем видео и фотоматериал, знакомим родителей с целью и задачами проводимых мероприятий и достигнутыми результатами. Идет активный обмен информацией, родители могут задать интересующие их вопросы и изложить возможные возникающие проблемы.

Слайд 7

Привлечение родителей в образовательный процесс.

        Открытые занятия с привлечением родителей – это одно из эффективных направлений, реализуемых в нашем дошкольном учреждении по формированию у родителей педагогических умений воспитания и решения различных педагогических ситуаций на практике. Педагог и родитель в процессе совместной деятельности ищут пути решения поставленных задач. Данная форма работы помогает родителю понять сложность и специфику образовательной деятельности.

Слайд 8.

Совместное участие в акциях и конкурсах.

        Семьи воспитанников в нашем детском саду получают не только психологическую и педагогическую поддержку, но и принимают активное участие в различных социальных акциях, тем самым понимая и осознавая  свою «необходимость» не только дошкольному учреждению, но и обществу в целом. Общественная деятельность очень важна и значима для современного мира и уже с ранних лет необходимо на собственном примере показывать, как можно помочь окружающему миру.  Формирование у детей совместно с родителями отношения к общественной жизни и развитие гражданской позиции – главная цель наших социальных акций. Мы проводим конкурсы экологического направления: сбор макулатуры, используемых батареек и элементов питания. По окончанию любого конкурса мы подводим итоги, и самые активные участники акций награждаются благодарственными письмами и памятными призами сделанными руками наших детей и их родителей. Традиционной в нашем саду стала акция  «Зеленый десант», приуроченная к всемирному дню посадки деревьев, где родители совместно с детьми принимают участие в озеленении территории детского сада. Акция «Вторая жизнь ненужным вещам» знакомит родителей и детей с вариантами изготовления полезных поделок из старых вещей и способами их дальнейшего применения. Для старших дошкольников совместно с их родителями проходит посвящение в волонтеры. Волонтерское движение в нашем детском саду включает в себя оказание помощи и поддержки близкому окружению. По результатам волонтерского движения вместе с родителями мы создаем видеоролики социальной направленности, отражающие итоги проделанной работы. Акция «Игрушки для друга и подружки» приносит массу положительных эмоций всем её участникам – совместно с родителями мы дарим игрушки ребятам, оказавшимся в тяжелой  жизненной ситуации. С детьми подготовительной группы мы организовываем театральные постановки для малышей, которые способствуют дальнейшей социализации воспитанников.

Слайд 9

Мы активно работаем по созданию совместных детско-родительских проектов, формированию видеотеки интерактивных экскурсий.

Слайд 10

Поддержание семейных традиций и ценностей.

 

        Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому перед педагогами и родителями возникает необходимость поддержания семейных традиций и ценностей духовно-нравственного воспитания. В нашем дошкольном учреждении ведется работа по возрождению семейных традиций и памяти подвигов наших предков. Нами проводятся акции  «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану», «Поздравление ко Дню Победы». Этими акциями мы хотим показать свое отношение к историческим событиям нашего государства и воспитать у подрастающего поколения уважительное отношение  к истории нашей страны. Работу в данном направлении мы активно освещаем в социальных сетях и на нашем сайте.

Слайд 11

Вывод

        Сотрудничество детского сада и родителей возникает не сразу – это длительный процесс, требующий постоянного внесения корректив, долгий и кропотливый труд. Анализируя примененную практику совершенствования работы с родителями в нашем дошкольном учреждении можно говорить о том, что позиция родителей стала наиболее гибкой, они стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, стали проявлять активный интерес и участие в жизни детского сада, научились оказывать эмоциональную поддержку своему ребенку. Повысился уровень психологической и педагогической компетентности родителей, что способствует развитию их творческой инициативности и дальнейшего стремления к партнерским отношениям с работниками нашего учреждения. Анализ совместных мероприятий: анкетирование и проведенный мониторинг, показал эффективность проделанной работы.

Слайд 12

Мы не останавливаемся на достигнутом этапе, а устремляемся вперед - к поискам новых более совершенных форм взаимодействия.

Спасибо за  внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по проблеме"Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

опыт  работы  преднозначен для  старших  воспитателей  и  воспитателей  работающих  по  проектной  технологииИнформация  об  опытеУсловия...

Проблема педагогической компетентности современных родителей и ее влияние на деятельность педагогов в образовательных учреждениях

Данный материал был представлен на круглом столе, проходивший в нашем детском саду "«Современное дошкольное образование: актуальные вопросы установления партнерства с родителями в свете ФГО...

Презентация к педагогическому совету "Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Использование дистанционных форм взаимодействия»

​​В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое. Изменения кос...

Деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: цели, задачи, нормативно-правовое регулирование

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) главной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является ...