«Использование законов ТРИЗ в интеллектуальном развитии дошкольников»
методическая разработка на тему

Пушкова Елена Викторовна

Материалы педагогического совета по систематизация знаний педагогов о методах ТРИЗ, их влиянии на развитие интеллектуальных  способностей дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet_4.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование законов ТРИЗ в интеллектуальном развитии дошкольников»

Цель: систематизация знаний педагогов о методах ТРИЗ, их влиянии на развитие интеллектуальных  способностей дошкольника

  1. Итоги тематического контроля «Условия интеллектуального развития дошкольников в возрастных группах»
  2. «Разминка» для участников педсовета
  3. Деловая игра «Педагогическая тропинка»
  4. Методы ТРИЗ в интеллектуальном развитии дошкольников.
  5. Принятие решения педагогического совета
  1. Итоги тематического контроля
  2.  «Разминка» для участников педсовета

Инструкция: - Внимательно прослушайте и найдите ошибку в высказываниях:

-Нацепив на ноги ласты,

Под водой плывут гимнасты.

- Воют волками метели

 В зимнем месяце апреле. (Аквалангисты) (Апрель – не зимний месяц)

- Хорошо в футбол играем,

Шайбы часто забиваем. –

Для того, кто нездоров,

Вызываем докторов.

(Не шайбы, а мячи).

- У сосны иголки -

Короче, чем у ёлки

Рыбкам маленький сачок.

 Сплёл умелец-паучок.

(Иголки у сосны длиннее) (Не рыбкам, а мухам).

  1. Деловая игра «Педагогическая тропинка»

Оборудование: карточки с заданиями; тарелочки для фишек; бейджики,

Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном учреждении введена в действие «дорожная карта» по введению ФГОС ДО в образовательный процесс

В течение месяца  мы с вами знакомились с нормативно- правовой базой Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013г., ФГОС ДО, утверждённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. Сегодня наша работа будет своеобразной тропинкой знаний, полученных в течение методической недели.

Но мы с вами будем говорить о серьезных вещах совсем в не обычной обстановке - сказочной. Да, да - не удивляйтесь, именно в сказочной, ведь, мы, педагоги дошкольных учреждений создаем для своих воспитанников ту атмосферу тепла, чуткости и доброты, которую дети понесут дальше по жизни. И так, уважаемые коллеги, отправляемся с вами в сказку…

 Вхождение в игру

Это было не очень давно. В некотором царстве, в Российском государстве жил – был министр образования.

Вот однажды собрал он свою свиту и задал им не простую задачку:

«Решил я в своей стране создать такую систему образования, которая объединила бы и дошкольников, и школьников и название ей придумать немудренное. Да, чтоб и дети, и учителя, и родители остались довольны.

Долго они думали, приглашали различных заморских гостей (их опыт узнавали, оценивали, на себя примеряли) .

И вот, наконец, наступил тот час, когда Закон «Об образовании в Российской Федерации» издали, в свет выпустили от числа 1, месяца девятого, года 2013, где пожелания все учли: чтоб дети возможностям своим могли применение найти, родители в союзе с детьми и педагогами были, да и педагоги свой талант раскрывали, образовывались постоянно и хорошее жалованье получали. А назвали все это Организацией и самостоятельность ей дали (программы самостоятельно разрабатывать с учетом интересов и возможностей педагогов и детей) .

А к данному Закону министры приказ издали «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г., ведь дошкольники теперь первой ступенью общего образования являются.

Отправил Министр глашатых во все концы Российского государства, чтоб те Законы педагогам и родителям разъяснили, а руководители их в действие привели.

Собрались все участники образовательного процесса и принялись те Законы изучать, на себя примерять. Затем силами помериться решили, как те Законы усвоили.

Работа в группах

Участники встают в колону, для прохождения по Педагогической тропинке необходимо преодолеть препятствия (ответить на вопросы), за каждый правильный ответ команда имеет право на движение вперед, за каждый неправильный ответ - назад

1. Сколько основных образовательных областей входит в содержание образовательной программы дошкольного образования, перечислите их и впишите на вашем бланке?

2. Распределите согласно образовательным областям виды детской деятельности?

3. Какой документ определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ? (ООПДО) .

4. Из каких частей состоит основная образовательная программа в соответствии с ФГОС? (обязательная и формируемая участниками образовательных отношений)

5. Какой объем составляет обязательная часть Программы) и сколько % составляет часть, формируемая участниками образовательных отношений?

6. Какой раздел в ООПДО не является основным в соответствии с ФГОС? (Результативный)

 (подсчитываются фишки каждого участника и выбирается статус «Самый эрудированный педагог») вот и сказка подошла к концу…

Рассмотрели, изучили в своем царстве- государстве те законы, к себе примерили, да и за работу принялись: внедрять их в своей Организации.

  1. Методы ТРИЗ в интеллектуальном развитии дошкольников.

Команды  получают конверты с заданиями, после выполнения, которых им необходимо определить используемый  метод ТРИЗ.

1 команда

2 команда

1 задание - Разгадайте название сказки:

  1. «Зелёный платочек» -…
  2. «Мышь в лаптях» -…
  3. «Солнечная крестьянка» -…
  4. «Собачья конура» - ….
  5. «Знайка в солнечной деревне» -…
  6. «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» -…
  7. «Один из Молоково»

1 задание - по предложенным описаниям восстановить первоначальную фразу.

1.Быстрей стоишь – ближе не будешь 2.Курица кабану – подружка

 3.Наша Маша тихо смеётся

 4.Дылда- дочь от мамы ушла

 5.У орла раз чёрт украл палку колбасы

6.Чужие ботинки дальше от ног

7.Подумай о неделях снизу

Метод синектика

Задание №2

 Решить задачу:

Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

Решить задачу:

Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?

Метод Мозгового штурма

оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике

Задание №3

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

записать как можно больше слов ассоциаций, возникающих с заданным понятием

зима

записать как можно больше слов ассоциаций, возникающих с заданным понятием

весна

Технология «Кластер»

применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

  1. Рефлексия

Упражнение Изменения

Все участники педсовета получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На педсовете мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на педсовете, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после педсовета».

  1. Тренинг «Сосулька».
  2. Решение педагогического совета
  • В целях совершенствования условий для интеллектуального развития дошкольников  в группах пополнить развивающую среду  в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей (отв.: все воспитатели)
  • Систематически применять технологии ТРИЗ в педагогическом процессе. (отв. все воспитатели)
  • Информировать родителей о возможном применении  технологий ТРИЗ в организации взаимодействия с детьми дома (отв все педагоги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)

Нерсесова Н.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 22 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы) 1. Информационный...

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...

Использование технологии ТРИЗ- в речевом развитии дошкольников 5 года жизни

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия - все это формируется у р...

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников

Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых соб...

«Использование технологии ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников»

Ребенок воспитывается разными  случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.           В. Ф.Одоевский...