Сопровождение профессиональной успешности педагогов в условиях реализации технологий эффективной социализации
статья на тему

Чулибаева Олеся Равшановна

В статье представлены результаты изучения профессиональной  компетентности воспитателей на стадии вхождения в инновационную деятельность и реализации задач 1 этапа. Автором представлена модель развития ключевых компетенций по совершенствованию профессионального мастерства воспитателей в условиях активного освоения технологий эффективной социализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rao_chulibaevoy_842_shkola.docx97.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение профессиональной успешности педагогов

в условиях реализации технологий эффективной социализации.

Чулибаева Олеся Равшановна, педагог-психолог. ГБОУ «Школа №842», Москва, Зеленоград. Россия.olesja1980@mail.ru

Ключевые слова: профессиональные компетенции, технологии эффективной социализации, дошкольный уровень образования, мотивация, навык.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 были утверждены, а с 1 января 2014 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций педагога.

Для эффективной реализации ФГОС и освоения современных технологий   необходима готовность педагогического коллектива ДОУ, от которой зависит осознание и внедрение инноваций в практику работы с детьми, их включение в повседневную деятельность учреждения и поддержка со стороны родителей воспитанников.

С 2016 года ГБОУ «Школа № 842» является инновационной площадкой Российской академии образования по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия». Создание инновационной площадки  - это путь современного, более эффективного решения образовательных задач, продиктованных временем, ресурс реализации ФГОС.  Перед педагогами, участниками инновационного проекта стоят сложные задачи осознания и осмысления проблемы, создания единой образовательной среды. В процессе развития проекта важно организовать многоступенчатую структуру повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, позволяющую полноценно и эффективно внедрять современные технологии социализации ребенка.  

В настоящее время актуальным является поиск таких форм работы с педагогами, которые в максимальной степени будут способствовать становлению ключевых компетенций педагогов.

Для развития этих умений в 2016-2017 учебном году был проведен вводный этап. С целью совершенствования профессионального мастерства воспитателей в условиях активного освоения технологий эффективной социализации во внутридошкольной  системе предлагалось реализовать следующую модель развития ключевых компетенций:

  1. Диагностический этап  - серия анкет.
  2. Информационно-мотивационный этап – тренинги.

Данная модель обеспечивается системой организационно-педагогических и психолого-педагогических условий эффективного развития компетенций педагога.

В рамках 1-го этапа проведено исследование профессиональной компетентности воспитателей. Пакет диагностического материала по изучению профессиональной компетентности был составлен старшим воспитателем учреждения Халиковой В.В.  Направленность диагностического инструментария такова:

Показатели

Используемые методики оценки уровня развития

Мотивационный компонент

Анкета «Готовность к саморазвитию»

Ценностно-смысловой компонент

Анкета «Профессиональное мастерство»

Эмоционально-волевой компонент

Тест определения эмпатийных тенденций

Поведенческий компонент

Тест «Общительность»

Готовность работать в инновационном режиме

Анкета «Готовность к инновации»

Целью диагностического исследования являлось изучение субъективного актуального уровня профессиональной компетентности воспитателей в условиях реализации технологий эффективной социализации.

В исследовании приняли участие 41 педагог дошкольного учреждения.

Для определения поведенческого компонента проведена оценка уровня общительности педагогов.  Анализ результатов показал, что у 85% респондентов общительность характеризуется нормативным уровнем. Педагоги не испытывают дискомфорта в общении с участниками воспитательно-образовательного процесса.C:\Documents and Settings\Гостевое\Мои документы\Мои рисунки\Рисунок1.png

Результаты изучения готовности к саморазвитию свидетельствуют о том, что 2/3 педагогов имеют высокую мотивацию к саморазвитию,  а это в свою очередь является позитивным показателем участия педагогов в работе по реализации технологий эффективной социализации.C:\Documents and Settings\Гостевое\Мои документы\Мои рисунки\Рисунок4.png

Для определения эмоционально-волевого компонента компетентности педагогов произведена оценка способностей педагогов к эмпатии. Развитая эмпатия у педагога – ключевой фактор успеха педагогической деятельности. Поэтому эмпатию мы рассматривали как профессионально важное качество педагога, как главный компонент коммуникативной компетентности.C:\Documents and Settings\Гостевое\Мои документы\Мои рисунки\Рисунок5.png

Результаты показали, что в педагогическом коллективе преобладают люди со средним уровнем эмпатийности, нормативный уровень эмпатийности присущ подавляющему большинству.

Первый блок изучения показал 100%-ую психофизическую готовность к деятельности со стороны воспитателей, которая характеризуется силой, подвижностью нервных процессов. Это природная предпосылка становления профессионального мастерства. C:\Documents and Settings\Гостевое\Мои документы\Мои рисунки\Рисунок6.png

Второй блок изучения профессионального мастерства определял ведущие свойства психики, способности, склонности поведения личности воспитателя, что является социально-психологической основой совершенствования профессионального мастерства. Результаты, полученные в ходе самооценивания, характеризуются нормативными показателями.C:\Documents and Settings\Гостевое\Мои документы\Мои рисунки\Рисунок7.png

В третьем блоке изучения профессионального мастерства респондент отмечает наличие качеств личности высоко профессионального педагога у себя. 90%-ам опрашиваемых эти качества свойственны.C:\Documents and Settings\Гостевое\Мои документы\Мои рисунки\Рисунок8.png

Более подробно хотелось бы остановиться на результатах анкетирования среди воспитателей с целью определения наиболее важных проблем эффективной социализации дошкольников, готовности педагогов к инновационной деятельности (Использовалась анкета «Готовность к инновации», описанная в книге Гришаевой Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной ОО» (стр.116):

1. Опрошенные проблему социализации детей дошкольного возраста считают актуальной и правильно определяют задачи для ее нивелирования.

2. На данном этапе наблюдаются затруднения со стороны воспитателей в ранжировании значимости задач социального развития ребенка в ДО.

3. Респонденты осознают необходимость выстраивания субъет-субъектных отношений, активизации инициативы ребенка, наличии выбора и свободного перемещения для территориального освоения, но испытывают серьезную  потребность в обучении новым современным практико-ориентированным технологиям в работе с детьми.

4. Половина анкетируемых демонстрирует готовность заниматься инновационной деятельностью, а другая половина не определились с ответом. Можно предположить, что такие результаты обусловлены начальным периодом вхождения в инновацию, у данной категории есть вопросы и опасения, которые в процессе инновационной деятельности трансформируются в ответы и компетенции.

Таким образом, результаты проведенного диагностического исследования показывают, что  ресурсный потенциал и уровень профессионального мастерства кадрового состава достаточен для реализации технологий эффективной социализации на среднем и высоком уровнях.

Анализ результатов данного исследования показывает, что основным ведущим мотивом и для педагога, и для коллектива является “стремление к профессиональному росту”, что особенно важно для коллектива, работающего в инновационном режиме.

В целом педагоги дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 842» положительно относятся  к  новым  формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Главным условием перехода признается мотивационная готовность, а  основным затруднением – позиция традиционного обучения, авторитарного подхода. Воспитатели нуждаются в практической помощи,  в повышении  уровня профессионализма и педагогической компетентности,   в создании  необходимых условий для творческой деятельности.

 Для решения описанного круга проблем был организован информационно-мотивационный этап  в виде цикла тренинговых занятий, проводимых педагогами-психологами дошкольных групп. Цикл состоял из 10 занятий длительностью 1 час во время дневного сна воспитанников. Встречи организовывались 1 раз в неделю с педагогическим составом каждого дошкольного отделения. Целью таких встреч являлось создание благоприятного психологического климата, обучение навыкам работы в форме «круга», «погружение в детство» для актуализации личного опыта и выработки  участниками эффективных стратегий по отношению к детскому сообществу, построение модели взаимодействия, обеспечивающей эффективную социализацию детей и грамотного вовлечения родителей к участию в инновационной деятельности, создание психологического климата, позитивных отношений, между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом, содействие повышению уровня самосознания, саморазвития и психологической компетентности педагогов ДОУ как условие успешной реализации современной технологии эффективной социализации детей в ДОУ, практическое обновление содержания образовательного процесса по социальному развитию детей (совместная взросло-детская партнерская деятельность, свободная самостоятельная деятельность детей в реализации технологий эффективной социализации).

Для нас было важно:

- развивать у педагогов способность к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию;

-  развивать коммуникативные навыки педагогов;

- воспитывать у членов педагогического коллектива доверие к себе и другим, умение действовать внимательно по отношению к окружающим;

-  расширять представления педагогов о себе и участниках, помогать им увидеть себя с другой стороны;

- обучать методам снятия мышечного напряжения и расслабления;

- формировать у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи;

- научиться формулировать «Я-сообщения»;

- отказаться от оценок себя и других, своих действий и ситуаций;

- научиться давать «обратную связь» на происходящее, формулировать резюме, рефлексировать.

Было предусмотрено сочетание различных форм работы (индивидуальная, подгрупповая, коллективная, работа в паре). Например, работа с канатом, рисование «дерева жизни», коммуникативные игры, аутотренинг  и т.д., использовались арт-терапевтические техники, обращение к собственному опыту.

Чередовались виды деятельности: демонстрация личной позиции, упражнения, игры, установки, самодиагностика, с последующей рефлексией.

В ходе совместной деятельности педагоги отмечали схожесть личных и групповых интересов. Проигрывание игровых ситуаций помогало снять психическое и мышечное напряжение, формировать доверительное отношение ко всем участникам.

На первых этапах работы ведущим приходилось сталкиваться с сильным сопротивлением со стороны участников, поскольку у последних не было навыков работы «в круге», когда ты, как «на ладони», поверхностностью и демонстрацией видимости выполнения упражнений. Приходилось объяснять цель выбора и выполнения предлагаемого упражнения.  После 3-х занятий доверие к ведущим повысилось, участники стали отмечать положительные моменты данных встреч.

В итоге, данная форма работы нашла положительный отклик у педагогов, поскольку несла в себе помимо повышения мотивационной готовности к инновационной деятельности еще и профилактику профессионального выгорания, выработку навыков коммуникативной компетентности и стрессоустойчивости в условиях выстраивания взаимодействия с родителями.

В целом результат встреч был отмечен как положительный. Участники высказались о необходимости проведения подобных занятий, их пользе для выстраивания взаимоотношений со всеми членами коллектива, взаимодействии с детьми и их родителями.

В 2017-2018 учебном году планируется следующий этап работы по сопровождению профессиональной успешности педагогов ДО, что является перспективой развития инновационного проекта. Запланировано проведение мониторинга профессиональной успешности педагога в условиях инновационной деятельности после раскрытия темы «Педагогическая фасилитация: сущность и пути решения» на теоретическом и практическом уровнях через такие формы как семинары, практические лаборатории и мастер-классы, отработку практических ролей и позиций педагога-фасилитатора на практических упражнениях.

Библиографический список.

  1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образвоательной организации.
  2. Иохим Л. С. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО через организацию творческой педагогической лаборатории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 276–280. 
  3. Панкова Г. В., Лузан М. М., Сергеева М. А. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС (Профстандарта). // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 231–235. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56854.htm.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
  5. Хамдеева Г.Р. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. [Электронный ресурс]. URL:http://www. dohcolonok. ru >cons…kompetentnost…pedagoga-dou (дата обращения 27.10.17)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт «Сопровождение профессиональной успешности педагога посредством использования технологии сотрудничества»

Актуальность данной темы обусловлена, тем что современные условия развития образования побуждают всех сотрудников дошкольной организации к созданию условий, способствующих повышению качества образован...

Портфолио как сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ

Данный материал предназначен для старших воспитателей ДОУ...

Сопровождение профессиональной успешности педагогов дошкольного отделения

Представлены результаты иследования профессиональной компетентности педагогов дошкольного отделения в 2 этапа: изучение актуального уровня профессиональных компетенций (самооценка) и интерактивные спо...

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....

«Методическое сопровождение профессиональной успешности педагогов через активные и интерактивные формы работы»

Теоретическое обоснование:   В.И. Богословский отмечает:-         «Методическое сопровождение - это научное сопровождение его рассматривают...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...