«Методическое сопровождение профессиональной успешности педагогов через активные и интерактивные формы работы»
методическая разработка
Теоретическое обоснование:
В.И. Богословский отмечает:
- «Методическое сопровождение - это научное сопровождение его рассматривают как систему, представляющую собой целостное взаимодействие следующих компонентов: научно-методического сопровождения, информационного сопровождения, организационно-управленческого сопровождения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie_pedagogov.docx | 326.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»
- «Методическое сопровождение профессиональной успешности педагогов через активные и интерактивные
формы работы»
(старший воспитатель Гусева Н.В.)
(2) Теоретическое обоснование:
В.И. Богословский отмечает:
- «Методическое сопровождение - это научное сопровождение его рассматривают как систему, представляющую собой целостное взаимодействие следующих компонентов: научно-методического сопровождения, информационного сопровождения, организационно-управленческого сопровождения».
- И.Я.Лернер
-«Творчество как активная форма деятельности педагога, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение».
(3) Цель: Способствование профессиональной успешности педагогов через использование активных и интерактивных форм методической работы
Задачи:
- Определить уровень компетентности педагогов.
- Спроектировать систему методической работы, направленную на профессиональное развитие педагогов.
- Создать условия для повышения уровня теоретический знаний и практических умений педагогов по обучению и воспитанию дошкольников.
- Организовать повышение компетенции педагогов через разные формы методической работы.
- Оценить эффективность работы по данному направлению.
(4) Ведущими принципами методической работы безусловно, являются дифференциация, дифференцированный подход к работе с педагогами проявляется в учете их индивидуальных особенностей и использовании вариативности в работе с педагогами. По принципу дифференциации определила группы педагогов:
1 группа Становление мастерства: у педагогов слабая научно-теоретическая и методическая база, отрывочные наработки по данному направлению, затруднения в подведении итогов собственной деятельности, эпизодическое участие в методической работе, находятся на этапе развития педагогического мастерства.
2 группа Совершенствование профессионального мастерства: владеют теоретическими знаниями, накоплена методическая база, имеются определенные наработки, анализируют недостатки в собственной педагогической деятельности, участвуют в методической работе по поручениям, совершенствуют педагогическое мастерство.
3 группа Высокое профессиональное мастерство: педагог-исследователь, наставник, с высокими педагогическими способностями, умением дать практический совет начинающим педагогам, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью его передачи, неоднократное обобщение опыта работы на уровне района, области, осознает необходимость в систематической работе над собой, принимает активное участие в методической работе.
Далее для каждой группы определила основные задачи, представленные на слайде, акцент сделаю на мой взгляд на самые важные . В первой группе становление мастерства это поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Да мы дадим ему теоретические знания, определим его ресурс, но очень важно дать педагогу поверить в себя. Во второй группе отдаю предпочтение задаче направленной на активизацию участия в методической работе и совершенствовать пути их применения, т.е не ждать старшего воспитателя и действовать по поручению, а учиться самостоятельно выстраивать свою траекторию развития. И в третьей группе очень важная задача это не допустить педагогического «выгорания». В основном это группа профессионалов, стажистов. Их всегда хвалят, приводят в пример и важно не упустить ту нить, удержать их успех, чтобы они держали позицию наставника, а не принимали позицию зазнайства и безразличия.
(5) Формы работы с педагогами, направленные на повышение успешности по обучению и воспитанию дошкольников:
Мне хочется обратить внимание на формы по определенным группам, в которых создаем условия для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций.
1 группа Становление мастерства
консультации: по запросу педагогов , индивидуальные , коллективные, привлекаем педагогов из второй группы
проблемные семинары: по выявленным проблемам
повышение квалификации: участие в вебинарах, конференциях и др.
организуем дискуссии:
-проектная деятельность с предоставлением отчетности
-дни открытых дверей
2 группа Совершенствование профессионального мастерства
Семинары - практикумы: провожу сама, привлекаю педагогов 3 группы
мастер-классы
эстафеты педагогического мастерства
создание банка педагогических идей
творческая лаборатория
творческие конкурсы
3 группа Высокое профессиональное мастерство, те педагоги у которых богатый багаж
наставничество: приглашают к себе на занятия
недели педагогического мастерства. Опытные педагоги демонстрируют свой опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем
« копилка» педагогического мастерства: опыт в метод. кабинете
творческие группы, публикации в СМИ.
(6) Наиболее эффективными оказались формы работы с коллективом, основанные на интерактивном общении педагогов, на которых они кроме практических знаний, наблюдений имеют возможность обсуждать различные точки зрения, решать проблемные ситуации, вырабатывать позицию. Такие методы и формы эффективны тем, что помогают быстро вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс
• Тренинг: быстрое реагирование, быстрое обучение.
• Деловая игра: способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, в нашем случае по патриотическому воспитанию дошкольников, она помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки.
• Педагогический ринг или блиц-опрос: Здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ.
• Дискуссия - один из путей, который поможет учить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения.
• Мастер – класс – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
(7) Остановлюсь на интерактивной форме, как
- Квик-настройка-
В переводе с английского языка quick –означает «быстрый, проворный, живой»
Квик-настройка - это быстрая психологическая индивидуальная настройка педагога на успешную работу.
Такая форма необходима или в начале, или в конце работы с педагогами на педсовете, совещании, на собрании.
Можно подобрать пословицы, фразы, цитаты, шутки, картинки, которые дадут положительный настрой на работу, снимут напряжение, вызовут эмоциональное благополучие.
В жизни каждого из нас бывают моменты, которые нас очень огорчают, приносят боль и заставляют нас страдать. Причин для этого может быть множество: болезнь близких, семейные неурядицы, неудачи в личной жизни, хроническая усталость и т.д. Что помогает человеку справиться с ситуациями в жизни. Позитивный настрой, позитивное мышление - вот ответ на этот вопрос.
Оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Положительный настрой улучшает работоспособность и влияет как на физическое, так и на душевное самочувствие человека. Позитивное настроение рождает уверенность в себе. К позитивно настроенным людям тянутся окружающие. Какие же существуют приемы, помогающие настроить себя на позитив.
ПРИМЕР:
1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
(8) ПРИМЕР: (гиперссылка)
- Начнем с приветствия. Каждый здоровается с группой и продолжает фразу. - Здравствуйте, сегодня прекрасный день, потому что…….
ПРИМЕР:
Упражнение "Яблоко и червячок"
Ведущий: Сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
ПРИМЕР:
- Попробуйте определить, к какой категории относится педагог, выбравший слова из песен:
- Птица счастья завтрашнего дня, выбери меня, выбери меня…
- Какой чудесный день, какой чудесный пень, какой чудесный я и песенка моя!
- Пускай капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой, проснись и пой, проснись и пой, проснись и пой!
(9) ПРИМЕР:
«Волшебная шкатулка», которую использую с педагогами для создания позитивного настроя, снятии эмоционального напряжения.
Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Варианты пожеланий:
- В ближайшее время тебе особенно повезет!
- Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!
- Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!
- Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!
- Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!
- Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
- Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе весна!
- Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!
(10-11) Квик-настройка «Шутка»
(12) ПРИМЕР:
Для положительной настройки используется такая форма как аффирмации.
Аффирмации (от лат. affirmatio"подтверждение")—это убеждающие высказывания, содержащие вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни, способствуя улучшению его психоэмоционального фона.
У меня есть очень много идей, и я успеваю их реализовывать.
На работе ценят мою полную самоотдачу.
В моей работе есть миллионы «плюсов».
Я полна энергии и энтузиазма в отношении к своей работе.
(13) ПРИМЕР: «Тонкая бумага» – 5 мин.
Раздаются тонкие листы бумаги формата А-4. Участникам предлагается взять лист в руки, закрыть глаза и выполнять команды: Сложите листок пополам, разгладьте место сгиба и по линии сгиба вырвите клочок бумаги; Снова сложите листок пополам и повторите процедуру.
И так до тех пор, пока участники смогут складывать лист и вырывать клочки бумаги по линии сгиба. Когда останутся маленькие, многократно сложенные листки, предложите развернуть их и вернуть листки в исходное положение – перед собой. Затем предложите группе открыть глаза.
Обратите внимание участников, что первоначально у всех листы были совершенно одинаковыми, и каждый из них выполнял одни и те же команды ведущего, тем не менее, узор у всех получился разный. Спросите, почему так получилось? Выслушайте ответы.
Рефлексия: Подведите к выводу, что каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других.
(14) ПРИМЕР:
Фантастические гипотезы «Если бы… »
Инструкция: В основе упражнения очень простое и давно известное выражение «Если бы… », именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование.
Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…
- Если бы вы поймали золотую рыбку, то …
- Если бы все люди стали бессмертными, то…
- Если бы у вас был клон, который бы выполнял все ваши команды, то…
- Если бы слоны умели летать, то…
- Если бы я могла летать…
- Если бы я понимала язык животных и растений…
- Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…
(15) ПРИМЕР «Ситуация успеха»
(на фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты»)
Для начала я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как педагог, методист, педагог-организатор или заместитель директора, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.
(16) Анализируя промежуточный результат, хочется отметить, что организация активных и интерактивных форм работы позволила способствовать повышению профессиональной успешности педагогов и повышению профессионального мастерства.
Интерактивные формы обеспечивают создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрывают новые возможности, являются необходимым условием для становления успешного педагога.
ПРИМЕР:
Ведущий: Упражнение «Аплодисменты»
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт «Сопровождение профессиональной успешности педагога посредством использования технологии сотрудничества»
Актуальность данной темы обусловлена, тем что современные условия развития образования побуждают всех сотрудников дошкольной организации к созданию условий, способствующих повышению качества образован...
« Методическое сопровождение профессионального роста педагога"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка – детский сад № 15г.Маркса, Саратовской области ДОКЛАД« Методическое сопровождение професси...
Портфолио как сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ
Данный материал предназначен для старших воспитателей ДОУ...
«Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий».
«Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий».Одним из приоритетных направлений развития сфе...
План мероприятий, посвященных неделе стандарта по теме: «Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»
План мероприятий, посвященных неделе стандартаМария Клочкова План мероприятий, посвященных неделе стандартаУтверждаю:Заведующий МБДОУ д/с №14___С. В. КозловаПлан мероприятий,посвященных неделе ст...
Сопровождение профессиональной успешности педагогов дошкольного отделения
Представлены результаты иследования профессиональной компетентности педагогов дошкольного отделения в 2 этапа: изучение актуального уровня профессиональных компетенций (самооценка) и интерактивные спо...
Сопровождение профессиональной успешности педагогов в условиях реализации технологий эффективной социализации
В статье представлены результаты изучения профессиональной компетентности воспитателей на стадии вхождения в инновационную деятельность и реализации задач 1 этапа. Автором представлена модель ра...