«Методическое сопровождение профессиональной успешности педагогов через активные и интерактивные формы работы»
методическая разработка

Гусева Надежда Витальевна

Теоретическое обоснование:  

В.И. Богословский отмечает:

-         «Методическое сопровождение - это научное сопровождение его рассматривают как систему, представляющую собой целостное взаимодействие следующих компонентов: научно-методического сопровождения, информационного сопровождения, организационно-управленческого сопровождения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie_pedagogov.docx326.76 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»

  1. «Методическое сопровождение профессиональной успешности педагогов через активные и интерактивные

формы работы»

(старший воспитатель Гусева Н.В.)

(2) Теоретическое обоснование:  

В.И. Богословский отмечает:

  • «Методическое сопровождение - это научное сопровождение его рассматривают как систему, представляющую собой целостное взаимодействие следующих компонентов: научно-методического сопровождения, информационного сопровождения, организационно-управленческого сопровождения».
  • И.Я.Лернер 

Творчество как активная форма деятельности педагога, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение».

(3) Цель:  Способствование  профессиональной успешности педагогов   через использование активных и интерактивных  форм методической  работы

Задачи:

        - Определить  уровень компетентности педагогов.

        - Спроектировать систему методической  работы, направленную на профессиональное развитие педагогов.

  •  Создать условия для повышения уровня теоретический знаний  и практических умений педагогов по обучению и воспитанию дошкольников.
  •  Организовать   повышение  компетенции педагогов через разные формы методической работы.

       - Оценить эффективность работы по данному направлению.

    (4) Ведущими  принципами методической работы  безусловно, являются дифференциация, дифференцированный подход к работе с педагогами проявляется в учете  их индивидуальных особенностей и использовании вариативности в работе с педагогами. По принципу  дифференциации определила группы педагогов:

 1 группа Становление мастерства:  у педагогов слабая  научно-теоретическая и методическая база, отрывочные наработки по данному  направлению, затруднения в подведении итогов собственной деятельности, эпизодическое участие в методической работе, находятся на этапе развития педагогического мастерства.

 2 группа Совершенствование профессионального мастерства: владеют теоретическими знаниями, накоплена методическая база, имеются определенные наработки, анализируют недостатки в собственной  педагогической деятельности, участвуют  в методической работе по поручениям, совершенствуют  педагогическое мастерство.

3 группа Высокое профессиональное мастерство: педагог-исследователь, наставник, с высокими педагогическими способностями, умением дать практический совет  начинающим педагогам, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью его передачи, неоднократное обобщение опыта работы на уровне района, области, осознает необходимость в систематической работе над собой, принимает активное участие в методической работе.

     Далее для каждой группы определила  основные задачи, представленные на слайде, акцент сделаю на мой взгляд на самые важные . В первой группе становление мастерства это поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Да мы дадим ему теоретические знания, определим его ресурс, но очень важно  дать педагогу поверить в себя. Во второй группе отдаю предпочтение задаче направленной  на активизацию  участия  в методической работе  и совершенствовать пути их применения, т.е не  ждать старшего воспитателя  и действовать по поручению, а учиться самостоятельно выстраивать свою траекторию развития. И в  третьей  группе очень важная задача  это не допустить  педагогического «выгорания». В основном это группа профессионалов, стажистов. Их всегда хвалят, приводят в пример и важно не упустить ту нить, удержать их успех, чтобы они держали позицию наставника, а не принимали позицию зазнайства и безразличия.

(5) Формы работы с педагогами, направленные на повышение успешности по обучению и воспитанию дошкольников:

    Мне хочется обратить внимание  на формы по определенным группам, в которых создаем  условия  для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций.

1 группа Становление мастерства 

консультации:  по запросу педагогов , индивидуальные , коллективные, привлекаем педагогов из второй группы

проблемные семинары: по выявленным проблемам

повышение квалификации: участие в вебинарах, конференциях и др.

  организуем дискуссии:

-проектная деятельность с предоставлением отчетности

-дни открытых дверей

2 группа Совершенствование профессионального мастерства

Семинары - практикумы: провожу сама, привлекаю педагогов 3 группы

мастер-классы

эстафеты педагогического мастерства

создание банка  педагогических  идей

творческая лаборатория

творческие конкурсы

3 группа Высокое профессиональное мастерство, те педагоги у которых богатый багаж

наставничество: приглашают к себе на занятия 

недели педагогического мастерства. Опытные педагоги демонстрируют свой опыт, отличающийся оригинальностью и индивидуальным стилем

« копилка» педагогического мастерства: опыт  в метод. кабинете

творческие группы, публикации в СМИ.

(6) Наиболее эффективными оказались формы работы с коллективом, основанные на интерактивном общении педагогов, на которых они кроме практических знаний, наблюдений имеют возможность обсуждать различные точки зрения, решать проблемные ситуации, вырабатывать позицию. Такие методы и формы эффективны тем, что помогают быстро вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс

 • Тренинг: быстрое реагирование, быстрое обучение.

• Деловая игра: способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, в нашем случае по патриотическому воспитанию дошкольников, она  помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки.

Педагогический ринг или блиц-опрос: Здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ.

• Дискуссия - один из путей, который поможет учить  педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения.

• Мастер – класс  – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

(7) Остановлюсь на интерактивной форме, как

  • Квик-настройка-

   В переводе с английского языка quick –означает «быстрый, проворный, живой» 

Квик-настройка - это быстрая психологическая индивидуальная настройка педагога на успешную работу.

    Такая форма необходима или в начале, или в конце работы с педагогами на педсовете, совещании, на собрании.

    Можно подобрать пословицы, фразы, цитаты, шутки, картинки, которые дадут положительный настрой на работу, снимут напряжение, вызовут эмоциональное благополучие.  

    В жизни каждого из нас бывают моменты, которые  нас очень огорчают, приносят боль и заставляют  нас страдать. Причин для этого может быть множество: болезнь близких, семейные неурядицы, неудачи в личной жизни, хроническая усталость и т.д. Что помогает человеку справиться с ситуациями в жизни. Позитивный настрой, позитивное мышление - вот ответ на этот вопрос.

     Оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Положительный настрой улучшает работоспособность и влияет как на физическое, так и на душевное самочувствие человека. Позитивное настроение рождает уверенность в себе. К позитивно настроенным людям тянутся окружающие. Какие же существуют приемы, помогающие настроить себя на позитив.  

ПРИМЕР:

1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

(8) ПРИМЕР: (гиперссылка)

- Начнем с приветствия. Каждый здоровается с группой и продолжает фразу. - Здравствуйте, сегодня прекрасный день, потому что……. 

ПРИМЕР:

Упражнение "Яблоко и червячок"

ВедущийСядьте по удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

 

 ПРИМЕР:

  - Попробуйте определить, к какой категории относится педагог, выбравший слова из песен:

- Птица счастья завтрашнего дня, выбери меня, выбери меня…

- Какой чудесный день, какой чудесный пень, какой чудесный я и песенка моя!

- Пускай капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой, проснись и пой, проснись и пой, проснись и пой!

(9) ПРИМЕР:

 «Волшебная шкатулка», которую использую с педагогами для создания позитивного настроя, снятии эмоционального напряжения.

  Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Варианты пожеланий:

  - В ближайшее время тебе особенно повезет!

- Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!

 - Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!

- Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!

- Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!

 - Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!

 - Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!

 - Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

- Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе весна!

- Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!

(10-11) Квик-настройка «Шутка»

 

(12) ПРИМЕР:

Для положительной настройки используется такая форма как аффирмации.

Аффирмации (от лат. affirmatio"подтверждение")—это убеждающие высказывания, содержащие вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни, способствуя улучшению его психоэмоционального фона.

У меня есть очень много идей, и я успеваю их реализовывать.

На работе ценят мою полную самоотдачу.

В моей работе есть миллионы «плюсов».

Я полна энергии и энтузиазма в отношении к своей работе.

   (13) ПРИМЕР:  «Тонкая бумага» – 5 мин.

         Раздаются тонкие листы бумаги формата А-4. Участникам предлагается взять лист в руки, закрыть глаза и выполнять команды: Сложите листок пополам, разгладьте место сгиба и по линии сгиба вырвите клочок бумаги; Снова сложите листок пополам и повторите процедуру.

И так до тех пор, пока участники смогут складывать лист и вырывать клочки бумаги по линии сгиба. Когда останутся маленькие, многократно сложенные листки, предложите развернуть их и вернуть листки в исходное положение – перед собой. Затем предложите группе открыть глаза.

Обратите внимание участников, что первоначально у всех листы были совершенно одинаковыми, и каждый из них выполнял одни и те же команды ведущего, тем не менее, узор у всех получился разный. Спросите, почему так получилось? Выслушайте ответы.

Рефлексия: Подведите к выводу, что каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других.

 (14) ПРИМЕР:

Фантастические гипотезы «Если бы… »

Инструкция: В основе упражнения очень простое и давно известное выражение «Если бы… », именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование.

 Если бы у вас было дерево, на котором растут деньги, то…

- Если бы вы поймали золотую рыбку, то …

- Если бы все люди стали бессмертными, то…

- Если бы у вас был клон, который бы выполнял все ваши команды, то…

- Если бы слоны умели летать, то…

- Если бы я могла летать…

- Если бы я понимала язык животных и растений…

- Если бы люди сразу (в ту же минуту) получали за свои дела…

(15) ПРИМЕР «Ситуация успеха» 

(на фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты»)

Для начала я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как педагог, методист, педагог-организатор или заместитель директора, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

(16) Анализируя промежуточный результат, хочется отметить, что организация активных и интерактивных форм работы   позволила способствовать повышению профессиональной успешности педагогов  и повышению профессионального мастерства.

Интерактивные формы обеспечивают создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрывают новые возможности, являются необходимым условием для становления успешного педагога.

 ПРИМЕР:

Ведущий: Упражнение «Аплодисменты»

 Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.