Презентация "Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ в игровом взаимодействии"
презентация на тему

Презентация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_stress.ppt2.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ в игровом взаимодействии» ©Горулева Е. Н., воспитатель «МДОУ детский сад №104» г.Ярославль

Слайд 2

Ответственность – стресс - конфликт?

Слайд 3

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - общая реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его устойчивость, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Слайд 4

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущей к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека, возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Слайд 5

Стадии профессионального выгорания ПЕРВАЯ СТАДИЯ: Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; человек неожиданно замечает: вроде бы пока нормально, но…скучно и пусто на душе; Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; Возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь, домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!». ВТОРАЯ СТАДИЯ: Возникают различные недоразумения, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; Неприязнь начинает накапливаться - в начале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень; ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Слайд 6

Симптомы профессионального выгорания ПЕРВАЯ ГРУППА: 1.психофизические симптомы Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и утрам, сразу же после сна; Ощущение эмоционального и физического истощения; Частые беспричинные головные боли; Резкая потеря или резкое увеличение веса; Полная или частичная бессонница; Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня; ВТОРАЯ ГРУППА: 1.социально- психологические симптомы: Безразличие, скука, пассивность и депрессия; Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; Частые нервные срывы; Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет; Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности; Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь». ТРЕТЬЯ ГРУППА: 1.поведенческие симптомы. Ощущение, что работа становится всё тяжелее, а выполнять её- все труднее и труднее; Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); Постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;

Слайд 7

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? 1.Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой, баня, массаж, танцы, музыка, юмор, общение, прогулки, бассейн, культурные мероприятия и т.д.).

Слайд 8

2.Саморегуляция- это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путём воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Слайд 9

День счастливого педагога

Слайд 10

Утро: Бодрость - психологическое состояние субъекта, характеризующееся полнотой сил, активной деятельностью, энергией.

Слайд 11

Прилив бодрости Есть несколько способов испытать прилив бодрости. Если Вас одолевает вялость, попробуйте воспользоваться простыми советами: Холодной водой из под крана умойте лицо, руки, заднюю поверхность шеи протрите мокрыми руками. Растирайте макушку, затем затылок и заднюю часть шеи кончиками пальцев. В середине лба массируйте точку, в начале по часовой стрелке, потом против нее. Помассируйте виски и надбровные дуги. Разотрите уши, места за ушными раковинами энергичными и легкими движениями. Подергайте мочки ушей. Массаж завершайте поглаживанием головы, ушей и лица. Прохладной водой намочите ладони и подносите их к шее, лицу и верхней части груди.

Слайд 12

Акупунктура тела Быстро вернуть бодрость Вам помогут особые точки, которые расположены на теле. Первая точка находится во впадинке между указательным и большим пальцем, на тыльной стороне ладони. Точку массируют сначала по часовой стрелке, потом- против нее. Движения энергичные. На лице находится вторая точка, посередине расстояния между верхней губой и носом. Эту точку массируем аккуратными движениями. Китайцы считают ее скорой помощью. Третья точка находится в области колена. Садимся на стул, колени обхватываем ладонями, пальцы разводим. Безымянные пальцы нащупают углубления в коленных чашечках. Именно в них находятся активные точки, которые носят название от ста болезней. Обеими руками массируем одновременно по часовой стрелке, затем против.

Слайд 13

День: Доброжелательность — свойство характера, характеризующееся устойчивым добрым отношением к людям, выражающимся в желании им добра, благополучия и счастья. Составная часть доброты. Доброжелательность — внутренний настрой человека, жизненный принцип доброго отношения к окружающим.

Слайд 14

Как проявляется доброжелательность умение радоваться чужому успеху; желание добра окружающим; доброе отношение к людям; пожелания добра и благополучия ближним (при поздравлениях на праздники и в другое время);

Слайд 15

Стрессоустойчивость — представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Слайд 16

Как сформировать стрессоустойсивость: Не стоит валить на себя все обязанности сразу. Организуйте свою жизнь таким образом, чтобы оставалось время на отдых и увлечения. Если увлечений нет, срочно заведите их. Проще относитесь к жизни . Научите себя спокойно воспринимать чужие недостатки. Старайтесь находить положительные моменты в любых ситуациях. Столкнувшись с проблемой, не торопитесь впадать в панику. Остановитесь, отдышитесь и постарайтесь посмотреть на нее с разных углов. Обязательно дарите себе небольшие подарки и устраивайте маленькие праздники – покупка ненужной, но так желаемой безделушки, поход с подругами в кафе, прогулка по ночному городу – все это положительные эмоции, которые станут еще одним кирпичиком в вашей защите от стрессов.

Слайд 17

Повысить стрессоустойчивость можно таким образом: • Учитесь терпению. Привычка выпускать пар во время проблемы может привести к плачевным последствиям, но держать эмоции в себе также неполезно. Поэтому надо приучать себя к спокойной реакции, взгляде на себя со стороны. Отвлекитесь во время конфликта или стрессовой ситуации на что-то постороннее. И порадуйтесь за себя, что вы выше всех проблем. • Учитесь понимать других. В критической ситуации не стоит обвинять всех окружающих. Все люди – разные, с разным характером и воспитанием. Может, они и хотели бы отреагировать иначе, но не могут в силу своего понимания и разных причин. • Растите как профессионал. Профессиональная уверенность повышает силы и возможности. Профессионал не боится сложных задач, новых проектов и ответственности. • Занимайтесь спортом. Любой вид спорта и даже зарядка и пешие прогулки способствуют успокоению нервной системы. • Учитесь расслабляться. Следует научиться дыхательным техникам и приемам медитации, которые помогут в трудной ситуации. • Правильно дышите. В момент эмоционального стресса начните следить за своим дыханием. Сделайте глубокий и медленный вдох (6 секунд), задержите дыхание (6 секунд) и выдыхайте в течение 6 секунд. Повторите несколько раз до стабилизации состояния. • Избавьтесь от вредных привычек. Алкоголь и табак делают человека более подверженным стрессам. • Отдыхайте. Нельзя быть постоянно на пределе. Уставший человек легче ломается во время проблем. Надо хорошо высыпать и устраивать себе периодически разгрузочные мероприятия: рыбалку, прогулки, экскурсии и т.д. • Смотрите на проблему, как на вызов. Каждая проблема – это как барьер, который надо преодолеть. Учите себя, что вы должны взять этот барьер, тогда в другой раз он уже не будет вам страшен. • Учите тайм-менеджмент. Это поможет вам не получать лишних стрессов. Все дела должны быть четко распланированы. Лишние дела и ненужные встречи отсеяны. В течение рабочего дня — несколько коротких перерывов. • Оценивайте критические ситуации : почему возникли и чему учат.

Слайд 18

Остановка потока негативных эмоций Пример: «За окном я вижу летний день. Небо голубое, по нему очень медленно плывут облака. Облака белые, кажутся пушистыми. Слышны звуки улицы: шум автомобилей, голоса людей. За стеной звучит музыка из радиоприемника. Чувствую слабый запах кофе. Вижу рисунок на обоях. Это мелкие голубые цветочки с золотыми листьями…».

Слайд 19

Вечер: Рабочие проблемы оставляем на работе , домашние заботы – дома. Такое разграничение позволит снизить напряжение и сосредоточиться на текущих делах

Слайд 20

Отстранение от ситуации: увидеть ситуацию сверху, снизу, сбоку, издалека, вблизи (но обязательно увидеть себя в этой ситуации). деперсонифицирование своей проблемы: будто ситуацию увидел терминатор, Владимир Путин, Алла Пугачева, Николай Валуев и дру­ гие сильные успешные личности. изменение масштаба (пространственного, временного) проблемы

Слайд 21

Упражнение: «Рама из мишек-тянучек » Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Затем представьте себе тяжелую барочную раму для картины, позолоченную или покрытую серебряной краской, с красивым орнаментом. В эту раму мысленно поместите изображение человека или же символ события или ситуации, которые Вас нервируют. А теперь погрузитесь в это воображаемое изображение, хорошенько рассмотрите его, пока ясно не увидите перед собой все мелочи, пока не поверите, что картина действительно находится перед Вами и при желании Вы можете ее потрогать. А теперь начинайте менять раму. Измените ее цвет, постепенно сделайте ее легче, уже, изящнее. Может быть, Вам захочется округлить углы. Поменяйте все, что кажется Вам слишком тяжелым и помпезным. И, в конце концов, оклейте Вашу воображаемую раму сплошным узором из разноцветных конфет - мишек-тянучек.

Слайд 22

Упражнение: «Сложите свои проблемы в ящик» Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что перед Вашей кроватью стоит большой ящик или деревянный сундук. Вы медленно открываете крышку и начинаете складывать туда все, что на Вас давит…

Слайд 23

Качества, помогающие избежать профессионального выгорания. - хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своём физическом состоянии; - высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. - опыт успешного преодоления профессионального стресса; - способность конструктивно меняться в напряженных условиях; - открытость; - общительность; - самостоятельность; - стремление опираться на собственные силы.

Слайд 24

Больше позитива!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагога"

23 марта 2016 года в МБДОУ детский сад прошел педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни».Одним из актуальных вопросов педагогического совета была профилактика эмоционального...

Игровой стрейчинг «Именно сегодня…» по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Задачи:1. Создание условий, способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания».2. Снятие эмоционального напряже...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...