Игровой стрейчинг «Именно сегодня…» по профилактике эмоционального выгорания педагогов
методическая разработка на тему

Махалкина Ольга Георгиевна

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи:

1. Создание условий, способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания».

2. Снятие эмоционального напряжения посредством проведения игротерапии и освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

3. Развитие групповой сплочённости, повышение самооценки педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_streyching.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение педагогов-психологов

Игровой стрейчинг «Именно сегодня…»

по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Махалкина Ольга Георгиевна  

педагог-психолог МАДОУ  Детский сад №9  «Кленок»,

Митрофанова Оксана Николаевна

педагог-психолог МАДОУ  Детский сад №48  «Родничок»,

Мусина Анна Александровна

педагог-психолог МАДОУ  Детский сад №32  «Золотая рыбка»

Соликамск, 2015

Игровой стрейчинг «Именно сегодня…»

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи: 

1. Создание условий, способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания».

2. Снятие эмоционального напряжения посредством проведения игротерапии и освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

3. Развитие групповой сплочённости, повышение самооценки педагогов.

Необходимое оборудование: стулья по количеству участников и один стул свободный, ИКТ, коробки разного размера, музыкальное сопровождение,  мячи по количеству педагогов, игрушка-сердце, конусы, ориентиры, скакалка, разнообразный бросовый материал, клей, ножницы, скотч, один готовый талисман, небольшой столик, банка, горох, камни, песок, вода, емкость для воды, свеча, спички, бейджи, памятки.

Ход:

Слайд 1

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наша сегодняшняя встреча посвящена теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания», но перед тем как мы начнём, проведём небольшую разминку.

Слайд 2

Игра «Трамвайчик».

Представьте, что мы с вами на воображаемом трамвайчике. И вот наш трамвайчик начал своё движение.

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит:  «А я зайцем», а четвёртый заявляет: «А я с…» (называет имя любого участника). Тот, чьё имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и всё по аналогии повторяется сначала.

Слайд 3

Педагог-психолог: Замечательно. Переходим к нашей теме.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Увеличивается не только трудовая нагрузка, вместе с ней растёт и нервно-психическое напряжение личности, возникает переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Эмоциональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 4

Причины эмоционального выгорания:

  • Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций.
  • Отсутствие близких, доверительных отношений и поддержки.
  • Загруженность рабочего дня.
  • Пессимистический взгляд на себя и окружающий мир.
  • Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
  • Недостаточно времени для отдыха и общения.
  • Принятие на себя слишком большого количества обязанностей, и недостаток  помощи от других.
  • Недостаток сна.

Слайд 5

Существует китайская пословица: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму».

Вот и мы с вами «именно сегодня» в ходе практической деятельности попробуем оптимистически посмотреть на себя и окружающий мир.

Упражнение «Поза Наполеона».

Педагог-психолог: Коллеги, сейчас по моей команде: «Раз, два, три» вам необходимо всем одновременно показать одно из трёх предложенных мною движений (какое понравится).

Показ движений

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперёд с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего каждый участник показывает одно из 3-х движений. Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий психолога:

 Это упражнение показывает не только то, насколько вы готовы к работе, но и может быть поводом для размышления в рамках нашей темы.  Если большинство показали ладони, значит, вы готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Спасибо, уважаемые коллеги. Мы пришли сегодня к вам не с пустыми руками. А приготовили для вас подарок. Он внутри этой замечательной коробки. Давайте дружно её раскроем.

Слайд 6

Упражнение «Подарок».

Педагоги сидят в кругу (стоят). Ведущий включает музыку и передаёт большой свёрток с призом одному из сидящих рядом участников. Тот, получив свёрток, тут же передаёт его по кругу следующему игроку, тот – следующему и т.д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свёртком в руках начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С началом звучания музыки подарок снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Приз достаётся тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Педагог-психолог: Посмотрите внимательно на самого важного в вашей жизни человека – самого себя. На вас смотрит самый симпатичный, удачливый, ответственный, жизнерадостный, полный оптимизма человек.  

(Получится, что каждый их педагогов увидит собственное отражение в зеркале, а значит самого себя).

Именно вы являетесь тем резервом, который способен справиться с любыми трудностями. Поэтому чаще смотрите в зеркало на себя любимую. Чаще улыбайтесь своему отражению, говоря приятные слова.

В течение дня мы часто хвалим детей, родителей, а себя любимых?

Слайд 7

Упражнение «Хвалю себя за то, что…»

Педагог-психолог: Уважаемые педагоги. Сейчас мы будем хвалить себя. Необходимо продолжить фразу: «Я хвалю себя за то, что..»

(Педагоги продолжают фразу.)

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!», «Я отлично справилась!», «Как я люблю себя!».

Вы похвалили себя, а мы хвалим вас. Слайд 8 МОЛОДЦЫ! 

Педагог-психолог: Каждый человек важен не только сам по себе, но и в команде. Сейчас мы вам это докажем. Отгадайте загадку:

С неких пор у нас живёт,

В огороде тихоход.

Удивительной раскраски,

У него есть рот и глазки.

Если очень повезёт,

Скоро бабочкой вспорхнёт.

(Гусеница)

Слайд 9

Игра «Гусеница».

Педагоги встают цепочкой друг за другом. Между спиной и животом каждой пары мяч. Задача «гусеницы» - преодолеть все заранее приготовленные препятствия, не уронив мячи.

Я большая и цветная,

Гусеница озорная.

Мне на месте не сидится,

Буду с вами веселиться.

Педагог-психолог: «Наша гусеница начала свое движение медленно, не спеша двигается гусеница и тут на ее пути встречаются несколько маленьких луж (ориентиры), которые нужно перепрыгнуть, и стала гусеница прыгать, да так чтобы не замочить свои красивые ножки. Лужи остались позади, а дорога  длинная, идти еще долго и решила гусеница бежать (обегать конусы, которые расположены близко друг к другу), побежала все быстрее и быстрее… устала, остановилась, присела отдохнуть…встала, вновь пошла, и тут на пути новое препятствие – бревно, испугалась гусеница и попятилась назад. Пятилась, пятилась, но… решила не отступать и смело пошла вперед на «бревно» (натянутая скакалка) да так ловко, что бревно позади осталось. Гусеница снова пошла вперед, всем улыбается, машет рукой.. левой, правой, всем шлет воздушные поцелуи. Остановилась гусеница.

Педагог-психолог: Какая замечательная гусеница. Как приятно на вас смотреть, как близко вы находитесь друг к другу. И если убрать хотя бы одного из вас – вся гусеничная композиция нарушится. Ведь каждый из вас – частичка коллектива, и каждому из вас в нём есть достойное место и своё признание.

Слайд 10

Упражнение «Талисман».

Психолог: Мы знаем, что в трудной ситуации поддержку нам могут оказать самые неожиданные вещи. Сейчас я предлагаю вам проявить всё своё творчество и изготовить друг для друга талисманы, которые помогут бороться с жизненными неурядицами. Каждый участник создаст для своего коллеги антистрессовый талисман, который может быть каким угодно.  

Психолог: Подумайте, с какими словами вы передадите своё творение коллеге. 

(Участники обмениваются талисманами)

Пусть талисман, который вы получили  в подарок, приносит вам удачу, везение и счастье.

Педагог-Психолог:

Сейчас я возьму стеклянную банку и наполню её камнями. Скажите, пожалуйста: «Полна ли банка?»

(Ответили да, полна).

Сейчас я возьму горох и высыплю его в эту же банку.

(горох занял свободное место между камнями).

А теперь полна банка?

(ответили да, полна)

Тогда я возьму коробку, наполненную песком и высыплю его в эту же банку.

(Естественно песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл).

А теперь полна банка?

(Ответили да, полна, на этот раз однозначно.)

(Тогда я из-под стола достала кружку с водой и вылила её в банку до последней капли, размачивая песок).

Психолог: Банка – это ваша жизнь. Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети – всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горох – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.

Песок – это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же, в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.

Слайд 11

Занимайтесь  тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, что-то починить, вымыть посуду. Занимайтесь прежде всего камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты, остальное – это только песок.

Вы спросите, какое значение имеет вода? Я это сделала просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Слайд 12

Упражнение «До встречи…»

Педагог-Психолог: Коллеги, я попрошу вас встать в круг. У меня в руках горящая свеча. Давайте передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется свеча, может сказать всем нам о том, что принесло ему наше занятие, что он узнал нового.

Как пример: Я хочу, чтобы в ваших руках всё всегда спорилось, горело и получалось как надо.

Далее участники по кругу дают обратную связь. Что нового они узнали, что понравилось, что не понравилось, свои впечатления и т. д.  

Слайд 13

Педагог-Психолог: Большое спасибо за ваши высказывания. И в заключении мы хотели бы сказать вам: «Берегите себя для себя! И спасибо вам за внимание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...