Рабочая программа младший возраст
рабочая программа (младшая группа) на тему

Митрофанова Инесса Викторовна

Рабочая программа младший возраст от 3-4 лет. Программа от "Рождения до школы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr_matemat_ml._gr.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное                                                                                              образовательное учреждение д\с №75                                                                                                                     Калининского района. г. Санкт-Петербурга

                                                                                                                                             

Программа кружка «Игралочка»

По авторским методикам

На 2018-2019 учебный год

Составитель

Воспитатель  

Высшая квалификационная категория

Митрофанова Инесса Викторовна

2018г.

Структура образовательной программы.

1.Пояснительная записка

2.Актуальность программы

3. Цели и задачи программы

4. Условия реализации образовательной программы

5. Содержание рабочей программы.

6. Учебно-тематический план.

7. Принципы построения занятий кружка

8. Ожидаемые результаты.

9. Критерии и формы оценки качества знаний.

10. Материальное, методическое обеспечение программы.

11.Список используемой литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Программа  представляет  систему  занятий,  организованных  в занимательной  игровой  форме,  что  не  утомляет  ребёнка  и  способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка  активно  используются  задачи-шутки,  загадки,  задания  на  развитие логического  мышления  детей,  увлекательные  игры  и  упражнения  с  цифрами, знаками, геометрическими фигурами.  Сюжетность  занятий  и  специально  подобранные  задания  способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность  ребёнка  и  направляют  его  мыслительную  активность  на  поиск способов  решения  поставленных  задач.  В  ходе  занятий  используются  загадки математического  содержания,  которые  оказывают  неоценимую  помощь  в развитии  самостоятельного  мышления,  умения  доказывать  правильность суждений,  владения  умственными  операциям.  Много  внимания  уделяется самостоятельной  работе  детей  и  активизации  их  словарного  запаса.  Дети должны  не  только  запомнить  и  понять  предложенный  материал,  но  и попытаться  объяснить  понятое.  Формируются  важные  качества  личности, необходимые  в  школе:  самостоятельность,  сообразительность,  находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная обра­зовательная деятельность различных систем по обуче­нию, воспитанию и разви­тию индивида, где форми­руются процессы самообу­чения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореа­лизация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребно­сти детей.

Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы   умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Игралочка». Название кружка отражает основное направление деятельности и разработана на основе учебно–методического пособия «Игралочка», «Раз - ступенька, два – ступенька…» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е

Актуальность программы.

Развитие  –  это  не  только  объем  знаний, полученных  ребенком,  а  умение  пользоваться  им  в  разнообразной самостоятельной  деятельности.  Это  высокий  уровень  психических  процессов, логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности,  как  любознательность,  сообразительность,  смекалка, наблюдательность, самостоятельность.  Неслучайно,  обучению  дошкольников  элементарным  математическим представлениям  в  современном  дошкольном  образовании  отводится  важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет;  повышением  внимания  к  компьютеризации;  обилием  информации, получаемой  ребёнком,  и  в  связи  с  этим:  стремление  родителей,  как  можно раньше  научить  ребёнка  узнавать  цифры,  считать,  решать  задачи. Работа  по формированию у дошкольников элементарных математических представлений –  важнейшая  часть  их  общей  подготовки  к  школе.  Решая  разнообразные математические  задачи,  дети  проявляют  волевые  усилия,  приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).                    Задача развития  логико-математических представлений в дошкольном детстве актуальна для настоящего времени. В современном мире логико-математические представления  ценится очень высоко. Это обусловлено, прежде всего, социально-экономической жизнью общества – потребностью в людях активных, знающих и умеющих решать различные жизненные ситуации, предвидеть, предполагать, прогнозировать. Поэтому в Концепции модернизации Российского образования до 2020 года, главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В основе современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию педагогического процесса, решаются задачи по воспитанию  логико-математических представлений у дошкольников. Дошкольный возраст является сенситивным, способствующим самовыражению, самоутверждению личности ребенка. Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые логико-математические представления, психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его решать, сравнивать, слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет организация работы кружка «Игралочка».   В процессе мыслительной деятельности ребенок использует специальные приемы и операции. Анализ ,мысленное разложение целого на части, синтез (мысленное объединение частей в единое целое. Сравнение, установление сходства или различия между объектами, абстрагирование, выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных. Обобщение, мысленное объединение объектов по их признакам. Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Цели и задачи программы

Цель программы - развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр. Всестороннее развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, развитие его интеллектуально – творческих способностей

ЗАДАЧИ: 

1. продолжать формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

3. продолжать развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

4. продолжать развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строитьпростейшие умозаключения.

5. побуждать проявлять инициативу в деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждении, в выполнении и достижении результата

6. совершенствовать умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Оригинальность и новизна программы заключается в том, что эти задачи решаются за счет проведения большого количества игровых упражнений, в чередовании активного участия детей в дидактических и ролевых играх с выполнением заданий в рабочих тетрадях. В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов.  Принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира. Принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога. Принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом. Принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора. Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия в младшей группе – (дети 3-4 года) 15 минут.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 

Рабочая программа предназначена для детей от 3 до 4 лет. Формы проведения занятий Формы организации совместной деятельности:  групповая; индивидуально-групповая.

Формы проведения: игра - занятие

Методы:  Словесные методы обучения: - устное изложение; - беседа.  

                  Наглядные методы обучения - показ способа действия; - работа по образцу. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. - При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информации

2. Репродуктивные методы обучения. - В этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

3. Частично-поисковые методы обучения. - Участие детей в коллективном поиске.

 4. Проблемные ситуации

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 

Содержание рабочей программы для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) включает 4 основных блока:

Блок 1. Сравнение предметов и групп предметов

Блок 2. Числа и цифры

Блок 3. Величины

Блок 4. Пространственно-временные представления

Младшая группа 3-4 года: 

Сравнение предметов и групп предметов 

 Представления о свойствах предметов: цвет (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), оттенки цветов, форма, размер и др.

 Выделение признаков сходства и различия.

 Объединение предметов в группу по общему признаку.

 Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

 Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше).

 Формирование представлений о сохранении количества. Числа и цифры

 Знакомство с понятиями «один» и «много». Число 1. Пара.

 Образование последующего числа путем прибавления единицы.

 Количественный и порядковый счет от 1 до 3. Сравнение предыдущего и последующего числа. Числовой ряд.

 Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3.

 Умение соотносить цифру с количеством. Величины.

 Формирование представлений о длине предмета.

 Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке изменения длины. Пространственно-временные представления

 Формирование пространственных представлений: на – над, под, слева справа, вверху –внизу, посередине и др. Ориентировка в пространстве (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево и т.д.)

 Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

 Знакомство с геометрическими фигурами: круг, шар

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Первый год обучения, 1 занятие в неделю, 32 занятия в год (октябрь-май) (3-4 года, младшая группа.

№ занятия

Тема занятия

Количество занятий

1, 3

«Цвет»

2

2

2

1

1

3

2

1

1

1

2

1

1

1

3

2, 4

« Оттенки цветов»

5, 7

«Большой, маленький»

6

«Цвет и форма»

8

«Один, много»

9, 11, 13

«Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества.»

10, 12

«Числа 1 и 2 . Цифры 1 и 2.»

14

«Пространственные отношения: длиннее – короче. Сравнение по длине.»

15

«Представления о круге. Распознавания круга.»

16

«Представление о шаре. Распознавание шара.»

17, 19

«Счет до 3-х. Число и цифра 3. Представления о треугольниках, их распознавание»

18

«Пространственные отношения: слева-справапосередине»

20

«Пространственные отношения: на-над-под.»

21

«Пространственные отношения: выше- ниже. Сравнение по высоте.»

22 - 24

«Повторение»

Принципы построения занятий кружка.

-Системность.

-Учёт возрастных особенностей детей.

-Дифференцированный подход.

-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

-Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

-Поэтапное использование игр.

-Гуманное сотрудничество педагога и детей.

Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.

Принцип доступности.

Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.

Принцип деятельности ( новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).

Принцип творчества- приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип эмоционального стимулирования(похвала, опора на положительные качества ребёнка).

Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 

К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

При этом у детей формируются следующие основные умения: 

Уровень А (3-4 года):

1. Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.

2. Умение сравнивать группы, содержащие до 3 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.                                              

3. Умение считать в пределах 3 в прямом порядке.

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 3.

5. Умение соотносить запись чисел 1 – 3 с количеством предметов.

6. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 3 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире – уже, длиннее – короче и т.д.).

7. Умение в простейших случаях устанавливать последовательность событий.

8. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.

9. Умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево). 10.Умение показывать правую и левую руку.

КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ.

Для эффективного развития ребенка в познавательной деятельности необходимо отслеживать влияние занятий в кружке «Математика - игралочка» на него. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование.

Это исследование проводится в два этапа:

в начале учебного года с использованием таких методов как беседа, диагностические игровые упражнения;

 в конце учебного года; Подведение итогов осуществляется на основе следующего:

 для детей младшего (3-4 года) дошкольного возраста 4 основных блока:

Блок 1. Сравнение предметов и групп предметов

Блок 2. Числа и цифры

Блок 3. Величины

Блок 4. Пространственно-временные представления

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 

Рабочие тетради, цветные карандаши, клей, листы бумаги, демонстрационный и раздаточный материал по Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е.; фланелеграф или магнитная доска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации «Игралочка» Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.

2. «Игралочка». Математика для детей 3-4 лет. Часть 1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.

3. Демонстрационный и раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа младшего возраста ( 2 мл. группа)

Рабочая программа составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №8Рабочая прог...

Рабочая программа - младший возраст

1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно-правовые основы разработки программы В      условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.0...

Презентация рабочей программы младший возраст (3-4 года).

Презентация рабочей программы младший возраст (3-4 года)....

Рабочая программа Младший возраст

Рабочая программа с тематическим планированием...

рабочая программа младший возраст

Речевое развитие Продолжить развивать интерес к художественной литературе, прививать чуткость к художественному слову. Беседы:«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»«Сде...

Рабочая программа, младший возраст

Планируемые результаты освоения Программы Обязательная частьПланируемые результаты освоения программы - Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Г...

Рабочая программа младший возраст

Рабочая программа младший возраст...