Сценарий семинара-практикума "Создание воспитательной системы ДОО"
материал на тему

Горшунова Оксана Анатольевна

Сценарий семинара- практикума "Создание воспитательной системы ДОУ" будет полезен руководителям, старшим воспитателям ДОО.Данное мероприятие проходило в рамках муниципальной Школы молодого руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_provedeniya_seminara.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения семинара-практикума

в рамках «Школы молодого руководителя»

по теме: «Создание воспитательной системы в ДОУ».

Организационный сбор участников

Демонстрация видео-ролика «Мудрые мысли о воспитании»

Кузьмичева Н.В.: Здравствуйте, уважаемые участники «Школы молодого руководителя». Мы очень рады видеть вас в нашем детском саду.

Горшунова О.А.: Сегодня мы предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в страну под названием «Воспитание».

Кузьмичева Н.В.: И вначале нашего путешествия слово для приветствия участников «Школы молодого руководителя» предоставляется начальнику управления образования администрации округа Муром Ирине Игоревне Раевской.

Видео-интервью воспитанников ДОУ

«Кто такой воспитанный человек?»

Горшунова О.А.: Итак, воспитание? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Я предлагаю вам настроиться на работу и принять участие в игре-настройке «Воспитание». Для удобства работы мы предлагаем вам рабочие блокноты (бортовые журналы), в которых вы по ходу нашего путешествия можете делать записи, формулировать вопросы, на которые мы обязательно вам постараемся ответить. И на стр.3 мы предлагаем вам расшифровать слово воспитание, подобрав на каждую букву то или иное качество личности.

Игра-настройка «Воспитание»

Кузьмичева Н.В.: 

  Процесс воспитания подрастающего поколения для нас имеет особый смысл.

   Одна из задач ФГОС ДО- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

  Сегодняшний детский сад должен стать территорией формирования общей культуры личности детей.

Для выявления потенциала развития МБДОУ был проведен SWOT – анализ, который позволил выявить его сильные и слабые стороны в вопросах повышения общей культуры детей, перспективные возможности и риск  развития ДОУ как территории культуры.

Исходя из проблем, были сформулированы цель и задачи деятельности детского сада, которые нашли свое отражение в «Программе развития», получившей название «Детский сад-территория культуры!»

Решение задач  Программы развития происходит интегрировано в ходе непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми, системы методической работы, взаимодействия с родителями воспитанников, социальными партнерами.

В качестве вариативной части к ООП ДО разработаны педагогическим коллективом и успешно реализуются:

-программа «Здоровье» (цель программы - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,  совершенствование их физического развития);

-программа по приобщению детей 4-7 лет к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства «Добрые дети в добрых руках» ( цель программы- организовать работу по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через проектную деятельность);

-программа по развитию исследовательских способностей детей 4-7 лет «Калейдоскоп открытий» (цель программы- создание модели развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста);

-программа дополнительного образования для детей 4-7 лет «Затейники» (цель программы- развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства).

Каждая из реализуемых вариативных программ, наряду с образовательными и развивающими задачами, решает воспитательные задачи, направленные, в том числе, и на повышение общей культуры дошкольников.

Занимаясь формированием общей культуры детей дошкольного возраста, педагог, одновременно сам развивается как культурная личность.

С этой целью в детском саду в течение двух лет функционирует педагогический клуб «Культурный педагог-культурный ребенок». Разработано положение о деятельности клуба, ежегодно составляется план работы. На страницах с 8 по 10 рабочего блокнота представлено примерное положение и вариант плана на учебный год. Мероприятия, проводимые в рамках заседаний клуба, направлены на:

- ознакомление педагогов с историей родного города, страны (экскурсии в музей, пешие экскурсии, виртуальные экскурсии);

- ознакомление с музыкальными и литературными произведениями (литературные и музыкальные гостиные с приглашением специалистов библиотеки и музыкальной школы);

- ознакомление с правилами этикета и правилами культурного общения;

- презентацию своих увлечений.

    Немаловажное значение при формировании общей культуры дошкольников играют родители. Задача детского сада сделать родителей воспитанников - активными участниками педагогического процесса.

     С этой целью в детском саду развивается клубная деятельность по разным направлениям развития детей:

- «Старт к успеху» по физическому развитию;

- «Почемучки» по познавательному развитию;

- «Школа заботливых родителей» по воспитанию детей раннего возраста;

- «Школа родителей будущих первоклассников» для родителей детей подготовительных к школе групп;

- «Школа будущих дизайнеров» по развитию художественного творчества.

     Ежегодно в детском саду проводится родительская конференция «Быть здоровым – это модно!», в рамках которой семьи воспитанников делятся положительным опытом воспитания привычки к здоровому образу жизни, активных занятий спортом.

    Родители воспитанников принимают активное участие в акциях («Папы могут», «Наши  мамы могут все», «Защитим детей красотой» и др), праздничных и досуговых мероприятиях, конкурсах, выставках.

Более подробно модель воспитательной системы с описанием содержания деятельности представлена в рабочем блокноте на стр.4-7

Результаты реализации воспитательной системы ДОУ:

-90% групп в полной мере отвечают условиям осуществления образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

-установлено взаимодействие с социальными партнерами (заключены договора, утверждены планы работы)

-95% воспитанников успешно осваивают ООП ДО;

- у 87% воспитанников развитие базисных характеристик личности, таких как  компетентность, эмоциональность, произвольность, креативность, инициативность, самостоятельность, ответственность, свобода поведения, самооценка соответствует возрасту;

-35 % воспитанников с 4-7 лет-активные участники конкурсов и фестивалей разного уровня;

-61 %воспитанников 4-7 лет охвачены дополнительным образованием на уровне ДОУ.

-100% педагогов используют нетрадиционные формы взаимодействия с  родителями;

-65% родителей активные участники проводимых в ДОУ мероприятий;

-98% родителей удовлетворены деятельностью ДОУ.

-95% педагогов прошли курсы квалификации для работы по ФГОС ДО;

-74% педагогов - активные участники конкурсов разного уровня;

-37% педагогов- призеры конкурсов педагогического мастерства, методических разработок, авторских программ;

-100% педагогов используют инновационные образовательные технологии при организации взаимодействия с детьми.

Горшунова О.А.:А мы продолжаем наше путешествие. Наш кораблик держит курс из города теоретических знаний к городу практических идей. И для начала я предлагаю вам погрузиться в проблему повышения общей культуры детей дошкольного возраста.

Скажите, пожалуйста, какие компоненты культуры можно выделить в структуре личности ребенка?

Полная информация о компонентах представлена в рабочем блокноте.

Далее наша работа будет организована в мини-группах (по цвету кораблика, на котором вы отправились в путешествие).

Участники, совершающие путешествие на желтом кораблике, отправляются  в методический кабинет на заседание педагогического клуба «Культурный педагог-культурный ребенок»,

путешествующие на синем кораблике остаются в музыкальном зале,

хозяева коралловых корабликов приглашаются в группу № 4 на занятие по познавательному развитию в подготовительной группе.

По итогам просмотров мы предлагаем определить воспитание или развитие  каких компонентов культуры, заложено в содержание мероприятия. Свои ответы записываем в рабочие блокноты на стр.11-13 ( в зависимости от того, какое мероприятие  вы посетили).

Посещение открытых показов

Горшунова О.А.: Уважаемые участники нашего путешествия, пришло время ответить на вопросы по итогам открытых показов.

Ответы на вопросы по итогам открытых показов

Кузьмичева Н.В. В продолжении путешествия предлагаю вам провести форсайт-сессию, созвучную с темой нашего семинара-практикума.

Что такое форсайт? В переводе с английского - это  взгляд в будущее, предвидение.

Задача форсайта-не предсказать будущее, а совместными усилиями договориться о том, каким оно будет

Базовые принципы форсайта

Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать.

Будущее вариативно, оно не проистекает из прошлого, а зависит от решения участников.

Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно: можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Уважаемые участники «Школы молодого руководителя», сегодня я предлагаю вам составить карту будущей воспитательной системы. Ваша карта может включать в себя пункты-цели, к которым вы будете стремиться. Нарисуйте улицы, дороги, по которым выбудете идти к намеченной цели. Как вы будете добираться ? Коротким или обходным путем? На какую помощь вы будете рассчитывать? Какие местности вам придется пересечь? Цветущие или плодородные  края, пустыни, глухие заброшенные места?

Работа в группах (составление карты будущей воспитательной системы)

Презентация карт

Горшунова О.А.: Пришло время проведения рефлексии. Прямо по курсу четыре острова: остров Радости, остров Недоумения, остров Тревоги, остров Просветления. Выбирайте, к  какому  из этих островов причалите вы?

Проведение рефлексии

Видео-презентация «Притча о трех качествах карандаша».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система "Зеленый огонек"

Воспитательная система «Зеленый огонек» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, направленная на активизацию деятельности по обучению детей правилам безопасного поведения на дорога...

Воспитательная система "страна Добронравия"

Данная воспитательная система позволяет наиболее полно формировать духовную культуру дошкольников, развитие гуманистической направленности человека, сформировать образовательное пространство у...

Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней природе человека.

Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только  дети были слушателями...

Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто не заинтересован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы. Но чт...

Воспитательные системы

Контрольная работа по дисциплине Педагогика"Воспитательные системы"...

Особенности воспитательной работы ДОУ № 3 п. Адамовка в рамках модернизации содержания и структуры дошкольного образования (концепция воспитательной системы ДОУ).

Воспитывать- значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушить что либо кому-нибудь.Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс ...

Модель воспитательной системы образовательных учреждений .Воспитательная система «Зеленый дом»

Лауреат XIII областного конкурса моделей воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные системы"...