Главные вкладки

    Методы и приемы обучения в детском саду.
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Нуртазанова Динара Саяхатовна

    Данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, выбору методов и приемов обучения, в детском саду. Деятельность педагога в детском саду заключается в организации развития, воспитания и обучения детей. Осуществляется эта деятельность при помощи методов и приёмов обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metody_i_priemy_obucheniya_v_detskom_sadu.docx25.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы и приемы обучения в детском саду.

    Определение понятия "метод обучения". Сущность деятельности педагога в детском саду. Классификация методов и приемов обучения дошкольников и методика выбора методов и приемов обучения в детском саду. Характеристика словесных методов и приемов обучения.

    ОБЗОР

    План:

    Введение

    1. Характеристика словесных методов и приемов обучения

    2. Выбор методов обучения

    3. Практическое задание

    Вывод

    Список литературы

    Введение

    Данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, выбору методов и приемов обучения, в детском саду. Деятельность педагога в детском саду заключается в организации развития, воспитания и обучения детей. Осуществляется эта деятельность при помощи методов и приёмов обучения.

    Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему либо, способ достижения цели. обучение педагог дошкольник метод

    Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

    Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образуют метод. Методы и приемы обучения дошкольников могут быть практическими, наглядными, словесными и игровыми

    Приемы реализуются благодаря вариантам применения определенного метода. Один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет другой.

    С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. 

    1. Характеристика словесных методов и приемов обучения

    Методы обучения подразделяются:

    Таблица 1.

    Вид метода

    Характеристика метода

    Задача педагога

    Цель в обучении детей

    Рассказ - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.

    Это могут быть рассказы о текущих событиях, о временах года о писателях композиторах и так далее. Используются литературные произведения. Можно сочетать с наглядными методами (предметы их изображение)

    Не перегружать деталями, отчетливо прослеживать главную идею, мысль. Используя мимику, жесты, выразительную речь для повествования.

    Развивать речь, способность понимания, умение слушать, откликаться на содержание, отвечать на вопросы, пересказывать.

    Беседа -диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.

    Выделяют беседы вводные и обобщающие.

    Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы.

    Тематика определяется конкретными воспитательными задачами, их возрастными особенностями. Применяется, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.

    Назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятельности.

    Обобщающая беседа - проводится для уточнения, суммирования знаний, приобретенных по той или иной теме.

    Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность. Добиваться - что бы все дети активно принимали участие в обсуждении поставленного перед ними вопроса.

    Педагогически обосновать содержание и способствовать решению задач всестороннего воспитания.

    Развивать мышление, речь, сдержанность, вежливость. И в целом культуру речевого общения.

    Чтение художественной литературы. Художественная литература - источник знаний об окружающем мире.

    Из книг ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

    Основным методом является чтение воспитателя по книге.

    Используются приемы: вопросы, указания, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

    Подготовить детей краткой беседой, поставить учебно-познавательную задачу.

    Подобрать произведения ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

    Воспитания чувств, развитие мышления, речи, воображения, памяти. Формирование способности к восприятию и осознанию художественного произведения.

    Вывод:

    Словесные методы и приемы в обучении дошкольников применяются, но в силу детского возраста необходим наглядный материал.

    Успех словесных методов обучения напрямую зависит от владения ими самим воспитателем. И от того насколько правильно и в какой форме это преподносится детям.

    Главным инструментом является слово. Все словесные методы и приемы направлены на развитие речи мышления и памяти.

    Для достижения результата в обучении детей, словесные методы и приемы лучше сочетать с наглядными, а так же игровыми и практическими.

    2. Выбор методов обучения

    При выборе метода обучения, воспитателю необходимо соблюдать некоторые правила:

    Вывод: Выбирая тот или иной метод, воспитателю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.

    Прежде всего, выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Затем определяется цель, и ставятся конкретные задачи. Далее оптимальный выбор решения задачи.

    Воспитатель отталкивается от причин влияющий на выбор метода, обозначенный в таблице.

    В детском саду задача воспитателей - передать детям необходимые навыки для последующего развития. Применение различных воспитательных методов позволяет добиться желаемого и учесть при этом индивидуальные особенности каждого члена группы.

    Программа формулирует основные цели и задачи воспитания. А воспитательные методики в детском саду помогают реализовать поставленные задачи.

    3. Практическое задание:

    Провести наблюдение за организованными формами обучения в детском саду (занятие), выделить методы и приемы обучения, которые были использованы на занятии.

    Что наблюдали

    Ход занятия

    Методы и приемы

    Наблюдение проводилось за занятием в старшей группе №5, детского сада №15.

    Занятие проводилось воспитателями Суворовой С.С. и Лоскутова Н.А.

    по теме: «Осень»

    Проводилось занятие 27 сентября.

    Дети 5-6 лет, в количестве 14 человек.

    Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (осень). Сегодня мы поговорим об осени.

    -После, какого времени года наступает осень?

    -Назовите осенние месяцы.

    -Какая сейчас осень ранняя или поздняя?

    -Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?

    -Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

    -Какие деревья растут в лесу? (дубы, берёзы, осины, клёны)

    Используется словесный метод. Пользуется такими приемами как вопросы, требующие констатации, побуждающие к мыслительной деятельности. Расширяют кругозор, развивают познавательную активность.

    -Посмотрите, кто к нам пришел? (сюрпризный момент, приходит заяц, задаёт вопросы)

    -Ребята сейчас я c вами поиграю. Игра называется: «Исправь ошибки». Буду говорить, что я знаю про осень, а если я ошибусь, вы меня поправите!

    -Осенние месяцы - февраль, июнь, март? (нет)

    -Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь? (да)

    -Осенью погода ясная, солнечная, тёплая? (да)

    -Когда бывает такая погода: в начале или конце осени? (в начале)

    -А теперь скажите, какое из двух предложений правильное: «Осенью дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии» или «Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги».

    -Что было бы, если бы вышли на улицу в панамках, футболках, шортах и сандалиях?

    Зайка хвалит детей и показывает письмо.

    Используется игровой метод.

    Внезапное появление зайца, вопросы в игровой форме - приемы. Роль используется как компонент игры. Формируется мышление усидчивость, внимательность, закрепление полученных ранее знаний.

    -Посмотрите, что у меня есть. Это письмо. Его вчера из леса мне прислали лесные жители. Посмотрите кто? Открывает конверт и достает картинки. Назовите их (белка, ёж, медведь, и мышка).

    -Как готовятся к зиме осенью эти звери?

    -Какие запасы делают? (белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу; мышка тащит в норку колоски).

    -Для чего звери делают запасы на зиму?

    -Какого цвета осенью трава и листики? (жёлтые, красные, зелёные, коричневые, оранжевые).

    Зайка хвалит детей и уходит.

    Используется игровой метод дидактическая игра, в сочетании с наглядным методом - картинки в конверте.

    -А теперь ребята мы превратимся в листики!

    Мы листики осенние,

    На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

    Дунул ветер - полетели. (побежали по кругу)

    Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели. (присели)

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял. (встали)

    Закружились, полетели. (покружились, побежали)

    И на землю снова сели. (присели)

    Физкультминутка. Используется наглядный метод, словесный метод, практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей.

    Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

    - О чём мы сегодня с вами говорили?

    - Что вы узнали об осени?

    - Кто приходил к нам в гости?

    - Во что вы сегодня играли?

    Итог занятия. В завершение воспитатель использует словесный метод беседу. Вопросы лежат в приеме словесного метода. Обобщающая беседа для подытоживания полученных знаний, и недавних событий.

    Так можно рассмотреть каждый метод и обнаружить, что любой из них имеет определенные возможности, свою зону влияния. Воспитатель, отталкиваясь от программы соответствующей возрасту детей, реализует деятельность в той форме, которая наиболее легко усвояема детьми. Используется игровая форма обучения.

    Дети получили и усвоили знания по теме осень. В процессе занятия решились задачи запланированные педагогом.

    Методы и приемы были использованы воспитателями, эффективно. Так как они используются, в процессе организованной, разнообразной деятельности.

    Список литературы:

    1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика : [Текст]/Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- M.: Издательский центр «Академия», 1997.-240 с.-ISBN 5-7695-0038-8

    2. И. О. Карелина, Методика обучения и воспитания в области дошкольного

    образования: [Текст]/ курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 68с.

    3. И.П. Подласый, Педагогика. Новый курс: [Текст]/ - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.-Кн.2:Общие основы. Процесс обучения.-576 с.: ил.ISBN5-691-00174-4

    4. М.М.Алексеева, В.И.Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: [Текст]/-2-е изд., исп. - М.: Издательский центр «Академия»,1998.- 400с. ISBN 5-7695-0029-8

    5. Педагогика. [Текст]/Под ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России,1998.- 640с. ISBN 5-93134-001-7

    6. С.А.Козлова, Т.А.Куликова Дошкольная педагогика [Текст]/-3изд., - М.: Издательский центр «Академия»,2001.- 416с.ISBN 5-7695-0 816-7


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"

    Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"...

    Методы и приемы обучения речи в детском саду

    Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей: 1) способности человека заставить работать мус...

    «Методы и приемы адаптации в детском саду»

    Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняютс...

    Консультация для воспитателей "Методы и приемы цветотерапии в детском саду"

    Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья....

    Методы и приемы обучения речи в детском саду

    Закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей: 1) способности человека заставить работать мус...

    Методы и приемы обучения физическими упражнениями в детском саду

    Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.Подготовили воспитатели: Пшеничнова Ирина Александровна        ...