«Методы и приемы адаптации в детском саду»
материал (младшая группа) по теме

Ручина Татьяна Александровна

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы и приемы адаптации в детском саду».

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются снижение самооценки, рост неуверенности в себе, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность.

Для повышения самооценки и уверенности ребенка в себе проводили игры: «Комплименты», «Волшебные очки», «Похвалилки», «Добрые волшебники»- их цель видеть и подчеркивать положительные качества и достоинство свои и сверстников. Чтобы узнать интересы, желания, умение поступающих к нам детей, предлагаем родителям ответить в анкетах на вопросы:

  1.  дела, которые ребенок делает хорошо;
  2.  вещи, которые он любит;
  3.  людей, которых он любит;
  4.  любимые книги, мультфильмы.

Позже будем предлагать детям упражнение «Расскажи о приятном и хорошем в твоей жизни». Упражнение «Я умею, я могу» проводится так: ребенок шепотом рассказывает педагогу о своих достижениях, умениях: «Я умею играть с сестрой, рисовать, танцевать», затем ответы озвучиваются, дети, говорят о своих достижениях, берут на себя ответственность. Сейчас используем для снятия мышечного и эмоционального напряжения у тревожных детей детские пальчиковые игры: «ворона         кашу         варила»,

«Этот пальчик - дедушка, этот пальчик — бабушка», «Мама, мама — Что-что-что?» «Гости едут»- «Ну и что?...», можно в работе использовать «Истории из семейного альбома», для этого нужно попросить родителей принести в группу семейный альбом, полистать его вместе с детьми.

Если ребенок уже может что - то рассказать о себе и о своей семье, то следует начинать беседу именно с его рассказа. Вы получите представления о семье вашего воспитанника.

Использовать фотографии в адаптационный период можно:

а) при составлении рассказа о себе, семье, игрушке; б) чтение детской литературы;

в) ознакомление с окружающим миром (дети другой национальности, их игрушки, одежда)

г) работа над родословной семьи (маленький папа, дедушка, мама и т.д.).

Используем в работе метод «песочной терапии». Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходит в песочнице. Именно по этому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие, обучающие занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Он имеет свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игры... Подобно богу,

Мы создадим свой мир чудес Пройдя познания дорогу.

Песочница является прекрасной средой для осуществления сказко- терапевчического подхода. Мы собрали набор мелких предметов - человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, дома, машины, все что встречается в окружающем мире. Песочница - прекрасный посредник для установления контактов с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может нам рассказать о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

На этапе адаптации мы используем обучающие игры, направленные на развитие чувствительности и мелкой моторики рук.

а) Отпечатки наших рук - ребенок вместе с воспитателем по очереди делает отпечатки кистей рук - то внутренней, то внешней

стороной. Необходимо слегка вдавить руки в песок, прислушаться к своим ощущениям (песок прохладные, мокрый, ощущаем песчинки),

б) отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом - цветок, солнышко, ежик),

в) скользить ладошками по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения - как машина едет, ползет змея, карусель), г) «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом одновременно),

д) «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на машине (движения «вверх - вниз» - двигается вся кисть),

е) оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (проанализировать: чьи это следы?).

Ценность этих упражнений в том, что наряду с мелкой моторикой мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, происходит формирование инициативности, самостоятельности, умение решать «проблемы» в игре, что очень важно во время адаптации детей. Во время проведения зарядки используем любимую игрушку «Винни - пух», стихотворение про Винни - пуха:

«Винни раненько встает, Винни песенки поет,

Моет ушки, щечки трет, моет ушки и живот,

Один, два, три, четыре, пять Винни сильным хочет стать».

Используем знакомые игрушки, которые дети приносят из дома во время проведения занятий. Эллина укладывала свою куклу спать, соня лепила баранки для мышки. Когда рисовали листочки - дети собирали с родителями букеты из листьев, рассматривали вместе листочки. Родителей информируем о проведенных занятиях, они играют с детьми дома, закрепляют полученные в саду навыки (рисование мазками, раскатывают пластилин между ладонями) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методы и приемы цветотерапии в детском саду"

Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья....

Методы и приемы обучения в детском саду.

Данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, выбору методов и приемов обучения, в детском саду. Деятельность педагога в детском саду заключается в организации развития, воспитания и об...

Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развит...

Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.

В настоящее время в своей работе каждый учитель-логопед использует инновационные технологии с детьми с ОВЗ. Потому что владеть инновационными технологиями это очень важно в современной педагогике...

Статья " Сказочные приемы ТРИЗ в детском саду или метод Золотой рыбки"

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личнос...