Циклограмма работы руководителя структурного подразделения УДОД
статья (младшая группа) на тему

Миркина Лилия Константиновна

Работа посвящена рассмотрению   вопроса выбора наиболее оптимального метода либо совокупности методов оперативного руководства учебным процессом в учреждении дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsiklogramma_rukovoditelya.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Нормативно-правовые основы деятельности

 образовательных организаций»

Аттестационная работа

«ЦИКЛОГРАММА

работы руководителя

структурного подразделения УДОД»

Авторы:

Архипова Любовь Ивановна,

заведующая отделом

 художественного творчества

ЦВР Центрального района СПб;

Миркина Лилия Константиновна,

        заведующая хореографическим      

        отделом ГБУ ДО «На Ленской»

   

Виды циклограмм в инструментарии заведующего в УДОД

Обозначив данные проблемы, стало возможным говорить о следующем этапе – выстраивании работы, то есть целого комплекса мероприятий, оформленных в виде циклограммы как элемента стратегического планирования.

В работе можно использовать следующие уровни циклограммы:

  • диагностический
  • аналитический
  • организационный
  • методический
  • технологический
  • теоретический

В.И. Зверева, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяков, предлагают различные циклограммы деятельности руководителя образовательного

учреждения и его административного аппарата, в которых сгруппированы периодически повторяющиеся виды деятельности, определена их продолжительность и последовательность в течение всего учебного года. В практике УДОД используется циклограмма деятельности на учебный год, календарный месяц и неделю.

Непродолжительность недели определила характер построения ее циклограммы по дням недели. Каждый день труда руководителя в этой циклограмме ограничен содержательным аспектом таких видов деятельности, которые концентрируют в себе два или три направления. Творческое применение циклограмм деятельности руководителя в практике значительно сокращает непроизводительные расходы времени руководителя, стабилизирует его труд, способствует синхронности работы всего коллектива отдела, росту эффективности и качества труда.

Цели организационно-педагогической деятельности заведующего отделом определяются планом ее работы, а формы и средства их реализации непременно должны найти свое отражение в циклограмме его работы. Задача планирования личного труда заключается в том, чтобы сосредоточить силы на главных направлениях.

Выбор оптимального варианта циклограммы  личной работы заведующего осуществляется с позиции удобства пользования им, возможности перспективного планирования с учетом годового плана УДОД, соотнесенности его разделов с основными видами деятельности руководителя.

Технологические схемы планирования личного труда руководителя отдела, предложенные В.И. Зверевой, позволяют предельно облегчить, довести до автоматизма чисто технические операции планирования. Причем очень важно, чтобы избранные руководителем метод, техника оперативного планирования применялись постоянно. Лишь в таком случае они станут привычным, действенным средством в борьбе за экономию времени руководителя.

Процесс организации личного труда заведующего структурным подразделением УДОД -  творческий процесс, включающий использование тематических каталогов научной литературы библиотеки заведующего,

нормативных документов и материалов, вошедших в постоянно действующий личный фонд руководителя, разнообразных картотек, памяток для контроля; сбор, накопление и использование документов и других материалов, составленных руководителем и его заместителями в ходе управления отделом.

Ниже рассмотрим основные виды циклограмм, применяемых с целью оптимизации производственного процесса в отделе.

Ежедневная циклограмма деятельности заведующего отделом

  Циклограмма, в форме которой будет предложен примерный план рабочего дня руководителя, представляет собой как можно более детальное описание действий специалиста. В процессе обсуждения циклограммы разговор затрагивает самую суть работы людей, когда множество разных рутинных действий сводится в единые категории их полезной деятельности.

Основная структура ежедневной циклограммы руководителя отдела:

1.Повседневная работа с педагогами дополнительного образования отдела по вопросам образования и воспитания обучающихся.

2.Повседневная работа с обучающимися учебных групп по вопросам обучения и воспитания.

3.Работа с документацией отдела.

4.Учет режима работы штатных работников.

5.Корректировка расписания учебных занятий (по необходимости),

6. Корректировка планов.

7.Работа по самообразованию.

8.Решение текущих и перспективных задач отдела (по запросу администрации).

9.Оперативное решение возникающих проблем в отделе в течение дня.

10.Составление служебных документов отдела и УДОД (по необходимости).

2.2. Еженедельная циклограмма деятельности заведующего отделом

1. Посещение учебных занятий с образовательными и воспитательными целями, сизучением их образовательного уровня, творческой активности педагогов и обучающихся, воспитательного потенциала

2.Консультации для педагогов дополнительного образования по различным проблемам образования и воспитания обучающихся.

 3. Встречи с обучающимися, их родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания.

4. Планерка педагогов и сотрудников отдела по текущим вопросам.

5.Дежурство по УДОД (по графику дежурства администраторов).

6. Планирование работы отдела.

2.3. Ежемесячная циклограмма деятельности заведующего отделом

Циклограмма работы заведующего отделом на месяц позволяет руководителю каждый раз, прежде чем составить его вновь, обратиться к годовому плану работы УДОД, проанализировать все его разделы на планируемый период. Циклограмма на месяц служит эффективным инструментом борьбы с текучкой.

Приведем пример структуры ежемесячной циклограммы заведующего отделом:

1. Участие в заседаниях различных советов и комиссий УДОД.

2. Организация и участие в работе семинаров.

3. Организация и проведение совещаний, педагогических советов, производственных совещаний, творческих советов в отделе.

4. Посещение заседаний детского и родительского советов отдела.

5. Проверка учебных журналов.

6. Корректировка расписания учебных групп отдела.

7. Посещение учебных занятий.

8. Встречи, консультации с педагогами отдела.

9. Проверка сохранности контингента в учебных группах отдела.

10. Подготовка и проведение малых педагогических советов, общих педагогических кругов и других совещаний в отделе.

11.Организация досуговых форм деятельности с обучающимися в отделе, в том числе организация каникулярного времени обучающихся.

12. Проверка кабинетов по организации образовательного процесса в отделе.

 Годовой цикл (согласован с должностными обязанностями заведующего отделом)

1.Составление программы деятельности отдела.

2. Организация итогового педагогического совета отдела.

3. Участие в педагогических советах  УДОД (по плану учреждения).

4. Организация, проведение и участие в педагогических конкурсах.

5. Проведение анкетирования по вопросам образовании и воспитания педагогов и обучающихся в отделе.

6. Проверка тематических планов, образовательных программ педагогов дополнительного образования отдела, помощь в составлении.

7. Составление расписания учебных групп отдела.

8. Проверка личных дел педагогов и сотрудников отдела.

9.Составление общих  списков обучающихся в отделе.

10. Помощь в подготовке педагогов к аттестации, оформление документов, ходатайств.

11. Собеседования по итогам полугодия, года с педагогами дополнительного образования и другими сотрудниками отдела.

12. Составление различных планов отдела по запросу администрации УДОД

13. Организация мероприятий по безопасности в отделе.

14. Составление документов по тарификации педагогов отдела.

15. Отчеты о работе отдела перед администрацией УДОД, родительской общественностью отдела.

16. Проведение совещаний, творческих советов, заседаний рабочих групп,

организация деловых игр в отделе.

17. Организация и участие отдела в смотрах и других мероприятиях УДОД.

18. Организация итоговой и промежуточной аттестации знаний и умений обучающихся, оформление документации по этим вопросам.

19. Работа с личными делами сотрудников и педагогов отдела, в том числе оформление должностных инструкций и необходимых документов делопроизводства УДОД.

20. Оформление документации отдела для архива УДОД.

Приложение. Годовая циклограмма заведующего УДОД

№ п/п

Содержание работы

Сроки проведения

Август

1

Собеседование с педагогами по составлению календарного плана мероприятий  на сентябрь 2018

15-28 августа

2

Комплектование групп 2,3 и последующих годов обучения

до 29 августа

3

Согласование расписания и учебной нагрузки

до 31

4

Уточнение  учебной  нагрузки  педагогов

до 29

5

Составление расписания

до 29

7

Собеседование с педагогами  по составлению планов воспитательной работы

4 неделя

8

Уточнение списков учащихся

4 неделя

9

Уточнение, сверка документов по зачислению и переводу учащихся

3, 4 неделя

Сентябрь

1

Проверка  документации  у педагогов

1 неделя

2

Проект приказа о зачислении  на 1 год обучения

1 неделя

3

Составление плана массовых мероприятий на октябрь 2018

1 неделя

4

Собеседование с вновь принятыми педагогами по тематическому планированию

в течение месяца

5

Подготовка документации  и сверка расписания с педагогами-совместителями

1 неделя

6

Организация обучения для вновь принятых педагогов

1 неделя

7

Уточнение графиков прохождения курсов повышения квалификации педагогов и концертмейстеров в течение 2018-2019 учебного года

1 неделя

8

Инструктаж по ведению  журналов

1 неделя

9

Оформление графика открытых занятий

до 28

10

Составление календарного плана мероприятий на октябрь 2018

2 неделя

11

Оформление необходимой документации, справок

в течение месяца

12

Подготовка документов по запросу педагогов (приказы на выезды)

в течение месяца

13

Проверка документов (договоры в рамках сетевого взаимодействия с образовательными и культурно-досуговыми учреждениями города)

4 неделя

14

Индивидуальная работа с педагогами  по выполнению основных организационных моментов в организации учебно-воспитательного процесса

в течение месяца

15

Осуществление сбора и хранения личных дел учащихся 2ого и последующего годов обучения, контроль  работы педагогов в этом направлении

4 неделя

16

Контроль за наполняемостью сайта учреждения

в течение месяца

Октябрь

1

Посещение занятий с целью проверки организации учебного процесса, учета посещаемости учащимися

в течение месяца

2

Составление плана массовых мероприятий на ноябрь 2018

1 неделя

3

Составление календарного плана мероприятий на ноябрь 2018

2 неделя

4

Посещение занятий  с целью контроля выполнения  программы

в течение месяца

5

Контроль состояния и качества ведения документации (КТП, Планы воспитательной работы)

3 неделя

6

Подведение итогов набора в творческие объединения (справка)

3 неделя

7

Контроль за прохождением программы, проверка журналов

в течение месяца

8

Индивидуальная работа с педагогами

в течение месяца

9

Административный контроль за трудовой дисциплиной сотрудников отдела

в течение месяца

10

Контроль за наполняемостью сайта учреждения

в течение месяца

Ноябрь

1

Составление плана массовых мероприятий на декабрь 2018

1 неделя

2

Составление календарного плана мероприятий на декабрь 2018

2 неделя

3

Контроль за посещаемостью учащимися занятий

в течение месяца

4

Индивидуальная работа с педагогами, контроль за трудовой дисциплиной

в течение месяца

5

Контроль  выполнения программы педагогами, проверка журналов

4 неделя

6

Подготовка документов по запросу педагогов (приказы на выезды)

в течение месяца

7

Контроль за наполняемостью сайта учреждения

в течение месяца

8

Осуществление сбора и хранения личных дел учащихся 1ого года обучения, контроль  работы педагогов в этом направлении

в течение месяца

9

Составления графика отпусков сотрудников отдела на следующий год

4 неделя

Декабрь

1

Предварительные итоги выполнения программ

3 неделя

2

Посещение  мероприятий воспитательной направленности (персональный контроль)

в течение месяца

3

Контроль за посещаемостью учащимися  занятий

в течение месяца

4

Посещение отчетных мероприятий и открытых занятий

в течение месяца

5

Составление плана массовых мероприятий на январь 2019

1 неделя

6

Составление календарного плана мероприятий на январь 2019

2 неделя

7

Составление аналитических справок по результатам работы в I полугодии 2018-2019 уч. года

4 неделя

8

Индивидуальная работа с педагогами (консультирование по составлению портфолио для оценки уровня эффективности деятельности )

4 неделя

9

Контроль за наполняемостью сайта учреждения

в течение месяца

Январь

1

Контроль за выполнением программ (посещение занятий, проверка  журналов, беседы с педагогами)

в течение месяца

2

Индивидуальная работа с педагогами по ознакомлению с результатами работы комиссии по оценке уровня эффективности образовательной деятельности

4 неделя

3

Составление плана массовых мероприятий на февраль 2019

2 неделя

4

Составление календарного плана мероприятий на февраль 2019

3 неделя

5

Подготовка документов по запросу педагогов (приказы на выезды)

в течение месяца

6

Контроль за наполняемостью сайта учреждения

в течение месяца

7

Сверка списков учащихся, контроль за движением учащихся и сохранностью контингента (отчисление, зачисление в течение года)

3 и 4 неделя

Февраль

1

Подготовка документов по запросу педагогов (приказы на выезды)

в течение месяца

2

Составление плана массовых мероприятий на март 2019

1 неделя

3

Составление календарного плана мероприятий на март 2019

2 неделя

4

Контроль за посещаемостью обучающимися занятий

в течение месяца

5

Административные совещания

по графику

6

Контроль за организацией образовательного процесса (совместители)

в течении месяца

7

Контроль за наполняемостью сайта учреждения

в течение месяца

Март

1

Контроль за состоянием образовательного процесса , посещение занятий, проверка журналов

в течение месяца

2

Контроль подготовки к промежуточной диагностике

3-4 неделя

3

Составление плана массовых мероприятий на апрель 2019

1 неделя

4

Составление календарного плана мероприятий на апрель 2019

2 неделя

5

Подготовка документов по запросу педагогов (приказы на выезды)

в течение месяца

6

Индивидуальная работа с педагогами

в течение месяца

7

Административные совещания, заседания, семинары

по графику

8

Контроль за наполняемостью сайта учреждения

в течение месяца

Апрель

1

Подготовка документации  по  оценочным показателям

в течение месяца

2

Индивидуальная работа с педагогами по учебной нагрузке на сл. год, подготовка к собеседованию

в течение месяца

3

Подготовка диагностических материалов, составление графиков проведения итоговой и промежуточной аттестации учащихся, открытых занятий, отчетных мероприятий в творческих объединениях отдела

1 и 2 неделя

4

Составление плана массовых мероприятий на май 2019

1 неделя

5

Составление календарного плана мероприятий на май 2019

2 неделя

6

Контроль за наполняемостью сайта учреждения

в течение месяца

7

Подготовка к отчетному периоду – анализ творческих достижений учащихся, личных достижений педагогов, сбор информации

3 и 4 неделя

Май

1

Контроль за наполняемостью сайта учреждения

в течение месяца

2

Индивидуальная работа с педагогами (консультирование по составлению портфолио для оценки уровня эффективности деятельности за отчетный период )

3 и 4 неделя

3

Подведение итогов выполнения программ (посещение отчетных мероприятий, открытых занятий, проверка  журналов,  протоколов итоговой и промежуточной аттестации учащихся)

в течение месяца

4

Подготовка списков выпускников по результатам итоговой аттестации

3 и 4 неделя

5

Уточнение, сверка документов по отчислению и переводу учащихся

4 неделя

6

Планирование работы на следующий учебный год

в течение месяца

7

Уточнение графика отпусков сотрудников отдела, согласование сроков отпусков

4 неделя

Июнь

1

Проверка готовности журналов к сдаче в архив.

до 5 июня

2

Составление аналитических справок по результатам работы отдела в  течение 2018-2019 уч. года

1 неделя

3

Составление графиков прохождения курсов повышения квалификации педагогов и концертмейстеров на следующий уч. год

1 неделя

4

Перспективное планирование деятельности отдела на следующий уч. год

2 неделя

5

Уточнение учебной нагрузки педагогов на следующий уч. год, составление репертуарных планов, обновление содержания общеобразовательных общеразвивающих программ

в течение месяца

17

Заключение

Развитие учреждения дополнительного образования – это постоянный процесс изменений управляющей системы, целей, содержания, методов, форм организации образовательного процесса, приводящий к достижению качественно новых, более высоких результатов образования и развития обучающихся.

Данный вид планирования (в форме циклограммы) работы руководителя   в том, что касается организации учебного процесса в целом, административного контроля в частности, позволяет представить краткосрочную перспективу развития и функционирования учреждения в течение года как целостную систему действий с четко определенными результатами. Ее основное назначение быть средством интеграции дополнительного и общего образования, сотворчества коллектива педагогов, родителей и социальных партнеров. 

Циклограмма является действенным инструментом оперативного руководства педагогическим коллективом, так как является, с одной стороны, жестко  прописанным запрограммированным  описанием алгоритма работы управленца среднего звена, с другой стороны, позволяет решать текущие проблемы гибко в рамках плана, но с учетом постоянно меняющихся условий.

18

Список литературы

  1. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Трудовой кодекс РФ с изменениями и дополнениями от 14.08.2018
  3. «О национальной доктрине образования в РФ (до 2025 года)»: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751.
  4. Государственная   программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 годы».  Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»: Распоряжение Правительства РФ          от 22.11.2012 г. № 2148-р.
  5. «Об утверждении   государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 295.
  6. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»: Распоряжение Правительства  РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.
  7. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.
  8. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным  программам»:  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г.       № 1008.
  9. «Об  утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным  образовательным программам»: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 г. № 1185
  10. «О межведомственном  совете по дополнительному образованию и

19

 воспитанию детей»: Приказ Министерства образования и науки

  1. Российской Федерации № 16, Министерства культуры Российской Федерации № 26, Министерства спорта Российской Федерации № 6 от 15.01.2014 г.          
  2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» [электронный ресурс]// Сайт Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа:http://минобрнауки.рф/проекты/доступное-дополнительное-образования-для-детей
  3. «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»: Приказ Рособрнадзора от 29.05. 2014 г. № 785.
  4. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14.»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41.
  5. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования и науки в Санкт-Петербурге на период 2013-2018 годов»: Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 г. № 32-рп.
  6. «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы»: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 г. № 453.

20

  1. Об утверждении показателей эффективности деятельности государственных образовательных   организаций дополнительного образования Санкт-Петербурга»: Распоряжение Комитета по  образованию Санкт-Петербурга от 20.08.2013 г. № 1861-р.
  2. «Об утверждении показателей эффективности деятельности руководителей образовательных  организаций, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга»: Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20.08.2013 г. № 1862-р.
  3. «Об утверждении примерных показателей эффективности деятельности педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей государственных образовательных организаций,  находящихся в ведении Комитета по образованию, администраций районов Санкт-Петербурга»: Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 30.09.2013 г. № 2292-р.
  4. Грецкова С.А., Колганова А.И., Якушева Е.Л. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: Методические комментарии. – СПб: ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2017.
  5. Воронина Е.А. Барышников Е.Н. Локальные акты организации дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. – СПб: СПб АППО, 2017.
  6. Оценка качества дополнительного образования детей: методическое пособие для специалистов системы дополнительного образования детей. Издание 2ое, дополненное и переработанное.  – СПб: ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы музыкального руководителя с родителями

Циклограмма работы музыкального руководителя с родителями...

Циклограмма работы музыкального руководителя

Циклограмма работы музыкального руководителя на 0,75 ставки...

Циклограмма работы музыкального руководителя

Представлено планирование работы музыкального руководителя ДОУ....

Циклограмма работы руководителя структурного подразделения УДОД

Работа посвящена рассмотрению   вопроса выбора наиболее оптимального метода либо совокупности методов оперативного руководства учебным процессом в учреждении дополнительного образования....

Циклограмма работы руководителя структурного подразделения УДОД

Циклограмма, в форме которой будет предложен примерный план рабочего дня руководителя, представляет собой как можно более детальное описание действий специалиста. В процессе обсуждения циклогра...

Циклограмма работы руководителя структурного подразделения УДОД

Циклограмма, в форме которой будет предложен примерный план рабочего дня руководителя, представляет собой как можно более детальное описание действий специалиста. В процессе обсуждения циклогра...