ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему

конева марина викторовна

Профессиональный рост педагога, его профессиональная компетентность неразрывно связаны со стремлением познавать новое, совершенствоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _s5_koneva_m._v.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конева М. В.,

МБДОУ № 7 «Золотая рыбка»,

заведующий,

Россия, Московская обл., г. Краснознаменск.

E-mail: lib.83@mail.ru

Аннотация. Актуальность темы неоспорима, так как в современном обществе с неумолимой скоростью появляются инновационные технологии, позволяющие направить обучение, воспитание детей в нужное русло и в итоге добиться поставленной цели.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях так же подвластен нововведениям, но готовы ли к ним педагог и учреждение? Ведь от эффективности освоения инноваций ДОУ зависит качество воспитательно-образовательной деятельности, выполнение ФГОС нового поколения.

Abstract. The relevance of the topic is undeniable, as in modern society with relentless speed there are innovative technologies that allow to direct education, education of children in the right direction, in the end to achieve this goal.

The educational process in the DOW is also subject to innovations, but are the teacher and the institution ready for them? After all, the quality of educational activities, the implementation of the new generation of GEF depends on the effectiveness of the development of innovations of DOW.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности; диверсификация; непрерывное образование; воспитательно-образовательный процесс.

Keywords: psychological safety of the person; diversification; continuous education; educational process.

Первая ступень общей педагогической системы – это дошкольное образование. Как государственный общественный институт дошкольная образовательная организация (ДОО) создается обществом для выполнения конкретных целей и обязано выполнять современный социальный заказ – запрос родителей. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что в помощь семье действует сеть ДОО «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей» [1].

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Реализация этой цели предполагает решение проблемы, в том числе и через создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Совсем недавно педагог дошкольной организации должен был передать ребенку знания, развить навыки, привить определенные умения. Ребенок существовал как «сосуд», в который эти ЗУНы помещали. Сегодня воспитатель должен уметь так построить свою деятельность, общение с ребенком, чтобы он умел задавать вопросы и находить на них ответы, пользоваться имеющимися знаниями для открытия новых, умел сам добывать информацию для решения поставленной проблемы, задачи.

Ребенок – индивид, уникальная личность, инициатор, деятель, творец. Именно к этому должен стремиться современный воспитатель, а не только лишь к тому, чтобы наполнить малыша знаниями, умениями и навыками. Воспитатель должен организовать свой труд так, чтобы у ребенка возникала необходимость и желание задавать вопросы, искать пути решения проблемных ситуаций.

 Утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н профессиональный стандарт педагога устанавливает единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.

Проблема готовности педагогов к профессиональной деятельности, отвечающей потребностям современного общества, является одной из значимых проблем дошкольной организации, призванной оказывать   на высоком уровне образовательные услуги.

Изменение парадигмы педагогического образования означает не только изменение базового профессионального образования с педагогического на психолого-педагогическое, но и необходимость непрерывного повышения квалификации педагогов в процессе профессиональной деятельности. Это предполагает непрекращающееся обучение, ориентированное на развитие самих педагогов, овладение развивающими инновационными технологиями, которые позволят учитывать особенности и всесторонне раскрывать интеллектуальный и личностный потенциал воспитанников.

Какие факторы подталкивают педагога к необходимости постоянно пополнять свои знания, самосовершенствоваться? Перечислим основные:

1) масштабные изменения социально-экономической ситуации в стране;

2) диверсификация системы дошкольного образования;

3) изменение задач образовательной организации и роли педагога (ориентация на социализацию детей);

4) психологическая безопасность образовательной среды, личности;

5) информатизация общества (не всегда положительно влияющая на ребенка);

6) социализация детей, происходящая внутри образовательного учреждения и вне его.

Выделяются три основных вида непрерывного образования.

1. Формальное образование – образование, получаемое в учебных заведениях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с образовательными программами, с последующим предоставлением документа (свидетельство, аттестат, диплом, удостоверение) государственного образца.

2. Неформальное образование – обучающие семинары, мастер-классы, семинары и т.д.

3. Информальное образование – самообразование. Осуществляется в течение жизни: в ходе общения, под влиянием средств массовой информации, просветительских акций, при чтении книг, при осмыслении собственного опыта и опыта других.

Эти три вида непрерывного образования могут осуществляться в течение жизни интегрировано, взаимодополняя друг друга, обеспечивая действительную непрерывность. В настоящее время продолжается поиск и разработка наиболее эффективных путей обеспечения непрерывности образования педагогов, в частности педагогов дошкольного образования.

Структура непрерывного образования в дошкольной организации предполагает все три основных вида. Для получения формального образования педагоги имеют возможность продолжить свое обучение в вузах (заочная и очно-заочная форма), пройти курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку.

 Информальное образование (самообразование) – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической науки. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Вопрос профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, в целом совершенствование системы дошкольного образования является еще одним из психологических аспектов обеспечения процесса реализации ФГОС. Исследования показали разный уровень мотивации педагогов на профессиональную переподготовку и освоение современных образовательных технологий, что связано с ежегодным обновлением коллектива молодыми педагогами, педагогами, имеющими большой стаж и опыт работы в дошкольном учреждении, но и педагогами, не имеющими дошкольное образование. Непрерывное образование педагога не сводится только лишь к курсам повышения квалификации или же профессиональной переподготовке, немаловажным компонентом является и самообразование человека.

Генри Форд сказал: «Любой, кто перестает учиться, стареет, и не важно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни – это сохранять свой разум молодым».

Иметь современное мышление, значит шагать в ногу со временем, использовать в работе самые инновационные технологии, самые новейшие идеи.

Формы пополнения багажа знаний педагога в ДОО:

профессиональная переподготовка;

курсы повышения квалификации;

городские методические объединения педагогов по направлениям;

методические мероприятия ДОО (педсоветы, малые педсоветы, семинары-практикумы, конкурсы, мастер-классы, авторские дни);

участие в профессиональных конкурсах различного уровня;

заочное обучение в вузе;

участие в образовательных форумах;

участие в научно-практических конференциях;

аттестация педагогов;

публикации в СМИ;

участие в вебинарах, онлайн семинарах, конференциях.

Современные курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка расширяют круг деятельности педагога, позволяя в рамках дошкольной организации вести дополнительные образовательные услуги, выполняя социальный запрос общества.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен быть личностно ориентированным, с использованием педагогических инноваций- это требование современного мира. От того, насколько эффективно осваиваются инновации в ДОО, зависит качество воспитательной и образовательной деятельности.

Существуют и проблемы внедрения инноваций. Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

1. Барьер творчества – педагоги, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.

2. Конформизм – из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.

3. Личностная тревожность – неуверенность в себе, своих способностях, силах, заниженная самооценка, боязнь высказывать свои суждения открыто.

4. Ригидность мышления – педагоги, имеющие значительный стаж, багаж знаний, не подчиняющийся ФГОС ДО в силу возраста и сложившейся уже (их собственной) системы воспитания и обучения, считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям, неохотно соглашаются на применение в своей деятельности современных информационно-коммуникативных технологий.

5. Отсутствие условий в образовательной организации – педагог готов внедрять современные технологии, но из-за низкого финансирования организация не всегда готова предоставить необходимую материально-техническую базу.

Инновационность педагога не предполагает приспособления, она подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень.  Педагог, преодолевший «комплексы», психологические препятствия, готов стать полноценным участником инновационных преобразований. Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог стремится самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей.  Педагог обязан иметь активную гражданскую позицию, воспитывать у своих подопечных любовь к Отчизне.

Почему стало необходимым внедрение инноваций в детские сады?

В первую очередь они помогают в должном качестве и объеме удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольная организация функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей.

Примеры нововведений в ДОО: проектная деятельность, личностно ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии, исследовательская деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), игровая методика, технология «лэпбук», технологии проблемного обучения, использование элементов дополненной реальности, модульные технологии.

Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Данное понятие является многогранным и синтетическим. В современном мире качество определяется с позиции потребителя.

Современная реальность диктует нам, каким должно быть качество. Помимо выполнения основной образовательной программы педагог должен приложить все свои силы, чтобы удовлетворить запросы современных родителей.

Анализируя современные источники информации можно сделать вывод: качество –соответствие объекта определенным стандартам.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].

Воспитатель – личность, закладывающая основу знаний в ребенке. Требования, предъявляемые к подготовке воспитателя-новатора, направлены на внедрение новых путей обучения, ориентированных на освоение профессиональных навыков.

Как говорил В. А. Сухомлинский, «Педагогическое мастерство и педагогическое искусство является умение познать мудрость сердцем», воспитатель определяет природные качества ребенка, умеет раскрывая и развивая их проанализировать. Только творческий педагог, умеющий строить взаимоотношение с каждым ребенком, сможет формировать предпосылки гражданина общества. Только инициативный, полный идей и знаний педагог способен увлечь за собой подрастающее поколение, научить их учиться, стремиться к новым знаниям.

Список использованных источников

1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. – 2012. – 31 дек.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки. – М. : Сфера, 2014. – 96 с.

3. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – М. : Юрайт, 2013. – 510с.

4. Управление качеством в образовательном учреждении: сборник научных статей и тезисов / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2012. – Вып. 3  – 155с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

Сборник методических разработок из опыта педагогов Курганинского района «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО»

Сборник составлен по итогам работы годичного семинара по теме: «Региональный компонент в работе педагога в контексте ФГОС ДО». В сборник методических разработок вошли проекты, сценарии раз...

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает ...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...