Развивающая образовательная среда для детей ОВЗ как ресурс эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения
статья по теме

Чернышова Марина Николаевна

Статья посвящена проблеме организации развивающей образовательной среды для детей ОВЗ как ресурса эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения. В статье рассматриваются вопросы реализации комплексной и парциальной программы АОП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chernyshova_m.n._mbdou_65_-_tsrr.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

М.Н. Чернышова

МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР»

Развивающая образовательная среда для детей ОВЗ как ресурс эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения

Проблема выбора оптимальных путей создания развивающей образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (общим недоразвитием речи, задержкой психического здоровья) остается актуальной при реализации адаптированных программ дошкольного образования. Современные исследования, цели и задачи комплексных и парциальных программ позволяют сделать данную деятельность насыщенной, обогащённой и творческой для каждого педагога.

В группах компенсирующей направленности коррекционная деятельность является основополагающей и служит для выравнивания речевого и психофизического развития детей. Следует отметить, что основными компонентами развивающей среды в группах для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития является ее комплексность и преемственность, как в работе воспитателя, так и узких специалистов групп. Так, основными направлениями предметно-развивающей среды в группах ОНР являются рекомендации «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой. Педагоги средних, старших и подготовительных групп учреждения в начале учебного года, и на всем его протяжении обеспечивают смену объектов развивающей среды, позволяющих на практике эффективно реализовать  «комплексно-тематический подход,… концентрированное изучение материала;…ежедневное многократное повторение,…преемственность в организации коррекционно-развивающей работы;… интеграцию усилий всех специалистов… [2. с. 10]. В средних группах созданы центры «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка!», «Играем в театр», а в подготовительных группах эти центры дополнены и появились новые центры «Наша Родина – Россия», «Здоровье и безопасность».  При этом  материал, оборудование и инвентарь центров максимально обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую деятельность детей, позволяет им  проводить эксперименты с материалами, активизирует двигательную активность, содействует развитию всех компонентов моторной сферы.

Важным условием успешности дошкольного учреждения по решению проблемы развивающей образовательной среды для детей ОВЗ, по мнению Л.Л. Тимофеевой является «…создание предметно-пространственной среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования культуры безопасности...» [1, с.102].

Поэтому, при реализации цели и задач парциальной программы Л. Л. Тимофеевой «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» педагоги групп компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР» создают обогащенную среду, позволяющую воспитанникам проявлять любознательность и пытливость. При этом образовательные ситуации, используемые педагогами, позволяют каждому ребенку самоопределяться в выборе разнообразных видов деятельности, предлагаемых парциальной программой и специально созданных педагогом группы. Основным ориентиром развивающей среды для каждого педагога является утверждение Б.М. Бим-Бада: «Самостоятельное взаимодействие нового растущего человека со средой, в которую заранее заложена необходимость правильного мышления, — вот что дает прочное и глубокое образование» [1. с. 102]. Следует отметить, что эффект развивающей среды группы это высокий уровень мотивации ее использования детьми как в совместной деятельности с педагогом, так и в самостоятельной деятельности. Обязательным условием реализации предметно-пространственной среды для педагогов учреждения является формирование у дошкольника способности самостоятельно находить ответы на вопросы безопасности и безопасной жизнедеятельности.

Реализуя парциальную программу Л. Л. Тимофеевой «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» педагоги групп придерживаются авторского алгоритма создания развивающей среды: «…моделирование образовательной среды с учетом существующего уровня развития ее компонентов и перспектив их совершенствования; конструирование компонентов образовательной среды, определение механизмов их функционирования, выявление эффективности образовательного процесса..» [1., с. 103 ]. При этом особое внимание уделяется поддержанию интереса, расширению сюжетов и обогащение игровой деятельности. Так, в каждой группе для детей с ОНР созданы центры сюжетно-ролевых игр «Пожарная часть», «Бензоколонка», «Дорожное движение», «Кинотеатр», которые на практике позволяют решать те или иные образовательные ситуации жизненного пространства города, природного мира, правил дорожного движения. Постоянно меняющийся иллюстративный материал на  мольберте, помогает ребенку разобраться в ситуации безопасного и небезопасного поведения. Особой популярностью дошкольников пользуются авторские дидактические карточки, демонстрационный материал. Кроме этого использование педагогами групп картотеки литературных и музыкальных произведений, мультипликационных фильмов помогают обогатить развивающую среду, позволяют детям старших и подготовительных групп на основе просмотренного создавать рисунки и плакаты, реализовывать совместно с родителями проекты, посвященные здоровому питанию, безопасности на дорогах и др.

Таким образом, эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР», учет авторских рекомендаций при реализации комплексной и парциальных программ АОП ДО позволяют педагогическому коллективу обеспечить реализацию коррекционно-развивающего процесса; физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников; создают благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Так, куклы и кукольное хозяйство, предметы-заместители являются основой для формирования и развития сюжетно-ролевой игры. Иллюстративный, демонстрационный материал (плакаты, книги, картины) обеспечивают формирование представлений о человеке, животном и растительном мире, безопасной жизнедеятельности и мире искусства. Логические блоки Дьенеша, разноцветные палочки Кьюзенера, математические планшеты, игры Монтессори и Никитина развивают логику, мышление, память и воображение. Песок, вода и предметы к ним, динамические и звуковые игрушки способствуют познавательной активности и детскому экспериментированию. А зонирование групповой комнаты педагогами учреждения дает возможность детям одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу;  выбирать для себя привлекательное дело и сохранять устойчивый интерес к нему благодаря соответствующему материалу и оборудованию; объединяться в микрогруппы, соблюдая правила поведения и общения в них. Таким образом, только при соблюдении всех составляющих развивающая образовательная среда для детей ОВЗ становится ресурсом эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения, ступенькой роста и развития каждого воспитанника.

Список литературы

1. Тимофеева Л.Л.  Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа / Л.Л. Тимофеева // — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 160 с.

2. Проектирование основной образовательной программы (на основе программы Н. В. Нищевой). — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2014/2015 год для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет

Пояснительная записка Данная программа предназначена для работы с детьми  группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.Основой для разработки даной учебной программы предстали:·...

Анализ эффективности реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ «Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи»

    В логопедической группе для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития дет...

Создание службы сопровождения на базе ДОУ №4 пгт. Кокуй как условие эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

В связи с ежегодным увеличением количества детей с проблемами в развитии,  поступающих в ДОУ, возникла необходимость организовать на базе детского сада № 4 пгт. Кокуй краевую систему междисциплин...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность»        (далее...