Создание службы сопровождения на базе ДОУ №4 пгт. Кокуй как условие эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
статья по логопедии

Злобина Анастасия Анатольевна

В связи с ежегодным увеличением количества детей с проблемами в развитии,  поступающих в ДОУ, возникла необходимость организовать на базе детского сада № 4 пгт. Кокуй краевую систему междисциплинарного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание службы сопровождения на базе ДОУ №4 пгт. Кокуй как условие эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

Злобина А.А.

учитель-логопед первой квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 4» пгт. Кокуй Сретенского района.

В связи с ежегодным увеличением количества детей с проблемами в развитии,  поступающих в ДОУ, возникла необходимость организовать на базе детского сада № 4 пгт. Кокуй краевую систему междисциплинарного сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Координатором данной системы является ГУ ЦППМСП «ДАР» Забайкальского края. Центр «ДАР» осуществляет информационно-организационные, программно-методические функции сопровождения.  

Для успешной адаптации и социализации ребенка с проблемами в развитии в школе, очень важна диагностика на раннем возрастном этапе. Предложенная ГУ ЦППМСП «ДАР» модель сопровождения детей с ОВЗ способствует их своевременному выявлению и раннему включению в коррекционную работу.  Отбор детей, которым необходимо пройти обследование на ПМПК проходит в несколько этапов. После наблюдения за ребенком в группе воспитатель составляет педагогическую характеристику деятельности и поведения ребёнка, индивидуальных особенностей, трудностей, которые испытывает ребёнок в той или иной ситуации.

По запросу воспитателя или родителя, узкие специалисты детского сада учитель-логопед, педагог-психолог,  проводят первичную психолого-педагогическую диагностику уровня развития детей раннего и дошкольного возраста с проблемами в развитии и выдвигают кандидатуры на психолого-медико-педагогическом консилиум.

Для решения проблем обучения и воспитания детей, на  психолого-медико-педагогическом консилиуме объединяются усилия педагогов и узких специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов физического воспитания, воспитателей и медицинской сестры. Цель консилиума – обеспечение диагностико –коррекционного, психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ, создания условий для их обучения и воспитания. Одна из основных задач ПМПк – подготовка документов на ЦПМПК. Было проведено 2 консилиума, в сентябре по ознакомлению с планом работы и обсуждению мониторинга развития, в январе – по обсуждению результатов работы, достижений воспитанников.

Центр «ДАР» осуществляет в начале учебного года комплексную диагностику детей с проблемами в развитии по запросу и на базе ДОУ № 4. По результатам обследования ребенку устанавливается статус «ребенка ОВЗ», рекомендуется адаптированная образовательная программа, форма и режим обучения, обеспечение архитектурной доступности, получение услуг ассистента, получение услуг тьютора, специальные технические средства обучения, специальные дидактические пособия, наблюдение врача-невролога, врача-психиатра, необходимые направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда. Родители получают возможность проконсультироваться со специалистами по вопросам развития своего ребенка.

 Родители предоставляют копию заключения ЦПМПК в ДОУ. На начало учебного года было 3 ребёнка с ОВЗ. ПМПК на базе ДОУ № 4 обследовала 12 детей, из них 10  - с ограниченными возможностями здоровья. ДОУ осуществляет психолого-педагогическое сопровождение этих детей. Основываясь на данный документ, детский сад №4 создает условия для успешного обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ. Основная задача, которая стоит перед специалистами, это  разработка АОП. Ориентируясь на примерную образовательную программу дошкольного образования «Детство», узкие специалисты и педагоги разрабатывают адаптированную образовательную программу для каждого ребенка с ОВЗ. В тесном контакте и профессиональной взаимосвязи работают следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель, медицинский работник. Центр «ДАР» осуществляет методическую помощь в разработке адаптированных образовательных программ сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью раннего и дошкольного возраста.

      Сотрудники ДОУ (5 воспитателей, 2 музыкальных работника, 2 учителя-логопеда, 2 педагога-психолога) регулярно посещают организованные на базе Центра «ДАР» семинары, консультации, открытые занятия. Обсуждаются проблемные вопросы по особенностям работы в сенсорной комнате, о методах работы с детьми с особенностями развития. Были прослушаны вебинары по следующим темам: «Особенности составления АОП в ДОУ», «Ребёнок с РАС в ДОУ», «Абилитационная компетентность родителей, имеющих ребёнка с РАС». Таким образом, специалисты ДОУ №4 активно включаются в работу по повышению профессиональной компетенции в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. 

Полученные знания и накопленный опыт мы передаём педагогам других дошкольных учреждений Сретенского района. С детскими садами, не имеющими узких специалистов, мы заключили договор о сотрудничестве с целью своевременного выявления детей с ОВЗ. Помимо консультирования по телефону, осуществляем выезды для проведения диагностики, по результатам которой даются рекомендации и консультации. Специалисты детского сада №4 организуют проведение методических объединений, семинаров, практических занятий для специалистов ДОУ  района  и родителей по вопросам воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью. Со специалистами из других детских садов ведётся постоянный обмен опытом, что влияет существенным образом на повышение профессиональной компетенции других специалистов в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

В 2017-2018 учебном году:

- были заключены 2 договора: с. Дунаево, с. Усть-Наринзор.

- организовано 3 выезда: январь - знакомство и составление плана работы; февраль - проведение диагностики и выявления детей с особенностями развития; март - проведение мастер-класса и консультаций воспитателям и родителям.

- проведена встреча 5 учителей-логопедов Сретенского района по проблемным вопросам и обмену опытом.

- в мае планируется методическое объединение всех специалистов Сретенского района по теме «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ»

На сегодняшний день, при сотрудничестве с ГУ ЦППМСП «ДАР», детский сад №4 пополнил материально-техническую базу: шкафчики, скамейки, зеркальный шар со световым проектором, сухой бассейн, звёздное небо, пузырьковая колба, игровые наборы по диагностике познавательного развития детей (методика Е.А. Стребелевой). Благодаря этому, в учреждении создана сенсорная комната, что способствует созданию  дополнительной среды для отдыха, расслабления и развития детей с ОВЗ.

Таким образом, координирующая помощь специализированного учреждения дает возможность получения всесторонней консультативной поддержки специалистов ДОУ, что способствует разработки адекватной возможностям ребенка системе сопровождения и закрепляет уверенность специалистов в оказании грамотной коррекционно-развивающей помощи. Разработанная модель сопровождения является одним из ресурсов, повышающих качество оказываемых услуг детям с ОВЗ на территории Забайкальского края.

Каждый участник образовательного процесса разрабатывает план сопровождения ребёнка с ОВЗ в коррекционно-развивающей работе.

     Логопедическое сопровождение осуществляется через:

- запрос родителей или воспитателей;

- логопедическая диагностика;

- ПМПк, зачисление на логопункт;

- участие в разработке адаптированной образовательной программы;

- разработка индивидуального маршрута по коррекции речевого развития для ребёнка с ОВЗ;

- подгрупповые и индивидуальные занятия;

- мониторинг эффективности коррекционно – развивающих занятий, ПМПк.

     Сотрудничество с ГУ ЦППМСП «ДАР» позволяет создавать специальные условия для ребёнка с ОВЗ, способствующие освоению ими образовательной программы. Дети с особенностями в развитии зачастую высокочувствительны, со слабой нервной системой, низким уровнем внимания и памяти. Включение сенсорной комнаты в логопедическую работу позволяет повысить мотивацию и познавательный интерес ребёнка. Здесь можно и проговаривать звуки на сенсорных дорожках, или глядя на звёздное небо, придумывать названия звёзд на определённый звук, или называть как можно больше слов с использованием сухого бассейна и много другое.

     Полученные знания мы применяем при проведении различных занятий, мероприятий. Мы стремимся создать условия через взаимодействие всех специалистов. В условиях психолого – логопедического сопровождения детей с ОВЗ проводятся интегрированные занятия. Работу с родителями строим через консультирование, беседу, организацию.

     В настоящее время планируется:

- дальнейшая работа по взаимодействию с другими образовательными организациями, заключение договоров;

- проведение методобъединение по работе с детьми с ОВЗ;

- приобретение методической литературы, дидактических пособий, обогащение среды в сенсорной комнате;

- введение дня открытых дверей для детей с ОВЗ, не посещающих ДОУ;

- работа на дому.

     По результатам проводимой работы, я убеждена, что только комплексная деятельность специалистов может решить задачи коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ.  

     

Литература

  1. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду: Метод рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание службы сопровождения на базе ДОУ № 4 пгт . Кокуй как условие эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования Злобина Анастасия Анатольевна у читель – логопед первой квалификационной категории https://nsportal.ru/zlobina-anastasiya-anatolevna Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 4 пгт . Кокуй Сретенского района

Слайд 2

Договор о сотрудничестве

Слайд 3

Этапы выявления ребенка с ОВЗ Наблюдение за ребенком в группе, первичная диагностика узкими специалистами в ДОУ Обсуждение командой специалистов проблем развития ребенка на ПМПк Комплексное обследование ребенка на ЦПМПК

Слайд 4

Этапы комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ Создание специальных условий для работы с детьми с ОВЗ Разработка АОП Повышение профессиональной компетентности в области коррекционной педагогики

Слайд 5

Центр «ДАР» осуществляет информационно-организационные, программно-методические функции сопровождения Формы сопровождения: - методические объединения; - обучающие вебинары ; - стажировочные мероприятия (консультирование, открытые занятия); - совместные поездки с целью обучения в регионы РФ.

Слайд 6

Стажировочное мероприятие «Особенности работы с детьми с ОВЗ в сенсорной комнате» Стажировочное мероприятие «Методы работы с детьми с РАС»

Слайд 7

Трансляция опыта специалистам ДОУ Сретенского района МО в селе Усть – Наринзор , Сретенского района, Забайкальского края Семинар для специалистов ДОУ Сретенского района, Забайкальского края

Слайд 8

Логопедическое сопровождение Цель – выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений

Слайд 9

Логопедическое занятие в сенсорной комнате

Слайд 10

Интегрированные занятия

Слайд 11

Вывод Создание службы сопровождения в ДОУ № 4 пгт . Кокуй Сретенского района позволяет обеспечить успешное решение поставленных задач в коррекции, развитии, обучении, воспитании и социализации детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа коррекционного образования по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы ко...

Развивающая образовательная среда для детей ОВЗ как ресурс эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения

Статья посвящена проблеме организации развивающей образовательной среды для детей ОВЗ как ресурса эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения. В статье рассм...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы

Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...