«Образовательный проект»: «Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
методическая разработка на тему

Курбатова Ольга Алексеевна

«Образовательный проект"

Гипотеза: Основная задача состоит во введении педагогов в проблемную ситуацию, для решения которой  ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (тьютора), партнеров по взаимодействию, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом  смысле

Проблема: Внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия педагогической деятельности с одной стороны,  и традиционные формы работы с педагогами с другой стороны 

Цель: Освоение, внедрение и распространение современного педагогического опыта по технологии активных методов обучения, обеспечивающего решение приоритетных направлений системы образования, включая эффективную реализацию  ФГОС дошкольного образования,  обеспечение  профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательный проект27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Рябинка» г.Петровск Саратовская область

Образовательный проект

«Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Автор разработки:

Курбатова О.А., старший воспитатель

МБДОУ д/с №12 «Рябинка»

2019г.

Гипотеза: Основная задача состоит во введении педагогов в проблемную ситуацию, для решения которой  ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (тьютора), партнеров по взаимодействию, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом  смысле

Проблема: Внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия педагогической деятельности с одной стороны,  и традиционные формы работы с педагогами с другой стороны 

Цель: Освоение, внедрение и распространение современного педагогического опыта по технологии активных методов обучения, обеспечивающего решение приоритетных направлений системы образования, включая эффективную реализацию  ФГОС дошкольного образования,  обеспечение  профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.

Задачи:

  • Сформировать интерес и мотивацию к самообразованию;
  • Повысить уровень активности и самостоятельности педагога;
  • Развить навыки анализа и рефлексии своей деятельности,  стремление к сотрудничеству, эмпатии.

Прогнозируемый результат: Грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,  творческий поиск новизны  и работа в инновационном режиме позволит достичь стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей  и сплотит коллектив педагогов  в достижении поставленных целей;

Участники проекта: педагогический коллектив

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный (от 6 мес. – 12 мес.)

Актуальность: Качество образования и его эффективность - одна из  актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

        Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

        Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Одной из таких форм реализуемых в нашем ДОУ является технология АМО.

Активные Методы Обучения - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Данная технология   обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности  на протяжении всего образовательного мероприятия. Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельном подходе к обучению и рефлексии. По структуре, в соответствии с технологией, все образовательные мероприятия делятся на логические взаимосвязанные этапы. Начало любого образовательного мероприятия разделено на несколько этапов.

I ЭТАП - начало мероприятия

1. Инициация (приветствие, знакомство)

2. Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)

3. Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла мероприятия).

II ЭТАП – работа над темой

Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания, если оно было)

Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)

Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой)

III ЭТАП – завершение образовательного мероприятия

Эмоциональная разрядка (разминки)

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка мероприятия)

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают участников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение руководителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение педагогами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, чтобы  обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда у каждого педагога ДОУ. Познавательная активность и познавательная самостоятельность  проявляются и развиваются в деятельности. Вот почему только широкое использование активных методов развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.   

      Использование  интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения — необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Перед старшим воспитателем,  зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?  Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

В нашем детском саду №12 «Рябинка» в период  2017-2018 года для  активизации  творческой деятельности педагога мною использовались в методической работе  нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы: индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

В ноябре, 2017г.  на педагогическом совете коллективу педагогов была предложена проблема «Экологическое воспитание дошкольников в рамках реализации  ФГОС  ДО»  в форме деловая игра. Рубрика «Экспресс-вопросы», дискуссия «Что мы знаем об экологии» позволило каждому педагогу высказать своё мнение,  доказать свою  точку зрения по формам преподнесения материала для детей в вопросе экологического воспитания.

В феврале, 2018г. в д/с прошёл педагогический совет на тему «Интерактивные образовательные технологии при взаимодействии с семьёй».  В начале заседания провела  вводную рефлексию «Дерево ожиданий». Далее,  используя «Беседу-интервью» с педагогами уточнили самые актуальные формы вовлечения родителей в образовательный процесс д/с.  Тренинг «Конкурс хвастунов» /похвали соседа/ - позволил педагогам отметить достоинства и положительные черты характера, по новому взглянуть на своего коллегу.

 «Квик-настройка»: это приём применяю в самом начале методического семинара, что позволяет  положительно настроить  педагогов на работу семинара.

«Образовательный салон»  или  «Педагогическая гостиная» - эту форму работы в основном применяю на итоговом педагогическом совете /май 2018г./, где педагоги представляли свой опыт работы по темам самообразования, над которыми работали в течении всего учебного года. Темы встречи были определены заранее, используя форму анкетирования.

Большое место в содержании педагогических советов занимает обмен опытом работы. Вместо доклада воспитателя из опыта работы мы  используем «Творческий отчёт» с широким применением наглядного демонстрационного материала: выпуск «ЛЭПБУКА» - «Вот оно какое наше лето», «Взаимодействие с родителями»:  занятия – панорамы, видеоролики, метод «Лонгэтюдное исследование», выставки, информационный стенд  и т.д.  

Когда несколько воспитателей делятся опытом работы на семинаре,  организую  обмен опытом под рубрикой «Творческие находки года»/апрель, 2018г./ или «Круговая панорама творческих дел»/сентябрь, 2018г./. Если идёт обсуждение заимствованного опыта из других детских садов, то  разворачивается  дискуссия «Панорама опыта»,  /пед.совет №2 ноябрь, 2018г/ , где педагоги ДОУ посетившие  региональный семинар, представляют обзор передового опыта работы, услышанного или увиденного на курсах повышения квалификации или семинаре.

С целью показать творческие возможности педагогов, детей и родителей в  нашем детском саду с 2017г. публикуется информационно-познавательный вестник «INFO-NEVS «Рябинушка». Интересная форма работы, объединяющая сотрудников ДОУ. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки. Работа в данном направлении стимулирует педагогов на творческий поиск, неординарное представление опыта, привлекаются родители воспитанников для распространения семейного опыта воспитания.

Использование заключительной рефлексии на методическом семинаре или педагогическом совете позволяет подвести итог. Особенно зарекомендовали себя в нашем д/с рефлексии:  «Синквейн», «Заверши фразу», «Шесть шляп», «Чемодан, корзина, мясорубка», «Плюс, минус, интересно», «Цепочка желаний».

Следует признать, что выше перечисленные активные методы обучения реализуются через интерактивное обучение (взаимодействие). То есть, в нашем детском саду мы создаём комфортные условия обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Как старший воспитатель,  организую процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

В  ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.  

Таким образом, результатом образовательного проекта является:

  • значительное повышение  мотивации профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности;
  • реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития;
  • приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Используемые интернет источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Школа педагогического мастерства»

Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя следующие инноваци...

«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Всероссийская профессиональная олимпиадаработников дошкольного образования«Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....

Совершенствование профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС ДО, ПСП через трансляцию опыта на различных уровнях

ВведениеАктуальность. Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Современное состояние образования - реформирование. Изменения претерпевают вс...

Профессиональное мастерство педагогов в условиях реализации ФГОС

Жизнь – как вождение велосипеда.Чтобы сохранить равновесие,ты постоянно должен двигаться...