ПОЛОЖЕНИЕ о педагогической диагностике в дошкольных отделениях
методическая разработка на тему

Муратова Наталья Владимировна 75

ПОЛОЖЕНИЕ о педагогической диагностике в дошкольных отделениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_diagnostike_2018.docx55.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 34 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА ЗАХАРОВА»

ПОЛОЖЕНИЕ

 о педагогической диагностике в дошкольных отделениях

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №34 имени Героя Советского Союза

Николая Дмитриевича Захарова»

ПРИНЯТО                                     На педагогическом совете МБОУ «ЦО № 34»                      Протокол №____от ________

УТВЕРЖДАЮ                                Директор МБОУ «ЦО № 34»  ______________Л.В. Лазарева

Приказ №____от____________

1.  Общие положения

1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее - Положение) в дошкольных отделениях (далее - ДО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Цент образования № 34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова» (далее - Учреждение) разработано в соответствии с:  

  • Конвенцией о правах ребенка ООН,
  • Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 "Об образовании",                                                                                                            
  • Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»,
  • Образовательной программой дошкольного образования Учреждения (далее ОПДО).

1.2. Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности.

1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОПДО и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей:

  • Физическое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.

1.5. Оценка физического развития проводится инструктором по физической культуре ДО. Оценка здоровья детей всех возрастных групп проводится старшей медицинской сестрой, закрепленными за ДО детской городской поликлиникой в соответствии с договором.

1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) квалифицированными специалистами (педагогом-психологом).

1.7. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводится логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом. При необходимости (при обращении родителей или педагогов) диагностика может проводится ранее для своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции.

1.8. Участие ребенка в психологической, логопедической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

1.9. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников дошкольных отделений Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором.

2. Основные цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики

2.1. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования.

2.2. Задачи педагогической диагностики:

  • Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);
  • Оптимизация работы с группой детей.
  • Совершенствование организации образовательного процесса.

2.3. Принципы педагогической диагностики:

  • Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
  • Принцип доступности результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет, экспертные комиссии).
  • Принцип прогностичности - проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
  • Принцип научности (диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования).
  • Принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм и правил);
  • Принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации).
  • Принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду).
  • Принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет в установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику).

2.4. Педагогическая диагностика:

  • позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;
  • учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
  • позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
  • учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

3. Организация проведения педагогической диагностики

3.1. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах два раза в год – в начале и в конце учебного года. Фиксация результатов (входная и итоговая диагностики) проводятся в сентябре (последние 10 дней месяца) и апреле (последние 10 дней месяца).

3.2. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:

  • старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;
  • специалисты дошкольных отделений проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физическому воспитанию) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции;
  • воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.

3.3. Оценка индивидуального развития осуществляется:

  • при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев)
  • в начале (сентябрь) и в конце учебного года (апрель) – в целях определения динамики развития ребенка;
  • в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.

3.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации.

3.5. Фиксация показателей развития выражается в форме:

- показатель сформирован (достаточный уровень «+») - наблюдается в самостоятельной деятельности ребѐнка, в совместной деятельности со взрослым;

- показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному «0») - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребѐнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даѐт аналогичные примеры;

- показатель не сформирован (недостаточный уровень «-») - не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребѐнок не даѐт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития.

Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии ребенка.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребѐнком по данному направлению с учѐтом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьѐй по реализации Образовательной программы.

3.6. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3.7. В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с учётом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами.

3.8. По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) заполняются индивидуальные карты развития ребенка и предоставляются воспитателями

всех возрастных групп и специалистами ДО старшему воспитателю.

4. Инструментарий педагогической диагностики

4.1. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДО используются:

  • наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок;
  • специально организованные диагностические занятия в период, определенный образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга;
  • изучение продуктов деятельности детей;
  • беседы с родителями.

4.2. Обследование проводится обязательно в игровой форме.

4.3. Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в ДО и ухода из него.

5. Методологическая основа педагогической диагностики

5.1. Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет (Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.)

6. Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую диагностику

6.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДО, несет

ответственность за:

  • тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
  • ознакомление с итогами обследования воспитанников, соответствующих должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
  • соблюдение конфиденциальности;
  • качество проведения обследования воспитанников;
  • доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников;
  • оформление соответствующей документации по итогам проведения диагностических мероприятий в установленные сроки

7. Контроль

7.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заместителем директора по ДО и старшим воспитателем посредством следующих форм:

  • ежедневный текущий контроль;
  • тематический контроль;
  • оперативный контроль;

Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.

8. Документация

8.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику:

  • заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и конец учебного года;
  • проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а также обобщающую справку по результатам диагностирования;
  • справки в установленные сроки предоставляются старшему воспитателю, который обобщает результаты диагностирования по ДО.
  • на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные траектории развития или программы работы с одаренными обучающимися и обучающихся с особыми образовательными потребностями.

8.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический материал -  в методическом кабинете.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осущ...

Консультация для родителей детского сада "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"...

Положение о педагогической диагностике (мониторинге) индивидуального развития воспитанников дошкольных групп

Настоящее положение определяет порядок проведения педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития воспитанников дошкольных групп в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, п...

Педагогическая площадка воспитателей дошкольных отделений по обмену опытом: представление авторских разработок дидактических игр и пособий по развитию звуковой культуры речи у дошкольников

Мероприятие носит конкурсный характер, проводится согласно "Положению о конкурсе на лучшую разработку дидактической игры, пособия по развитию звуковой культура речи дошкольников"...

Технология психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста

В данном материале дано подробное описание современного подхода к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен педагогам-психологам, учителям-дефекто...

Положение о педагогической диагностике (мониторинге) достижений планируемых результатов Образовательной программы

Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимод...