ПОЛОЖЕНИЕ о педагогической диагностике в дошкольных отделениях
методическая разработка на тему
ПОЛОЖЕНИЕ о педагогической диагностике в дошкольных отделениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_diagnostike_2018.docx | 55.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 34 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА ЗАХАРОВА»
ПОЛОЖЕНИЕ
о педагогической диагностике в дошкольных отделениях
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №34 имени Героя Советского Союза
Николая Дмитриевича Захарова»
ПРИНЯТО На педагогическом совете МБОУ «ЦО № 34» Протокол №____от ________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ЦО № 34» ______________Л.В. Лазарева Приказ №____от____________ |
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее - Положение) в дошкольных отделениях (далее - ДО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Цент образования № 34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова» (далее - Учреждение) разработано в соответствии с:
- Конвенцией о правах ребенка ООН,
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 "Об образовании",
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»,
- Образовательной программой дошкольного образования Учреждения (далее ОПДО).
1.2. Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности.
1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОПДО и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей:
- Физическое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.
1.5. Оценка физического развития проводится инструктором по физической культуре ДО. Оценка здоровья детей всех возрастных групп проводится старшей медицинской сестрой, закрепленными за ДО детской городской поликлиникой в соответствии с договором.
1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) квалифицированными специалистами (педагогом-психологом).
1.7. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводится логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом. При необходимости (при обращении родителей или педагогов) диагностика может проводится ранее для своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции.
1.8. Участие ребенка в психологической, логопедической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
1.9. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников дошкольных отделений Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором.
2. Основные цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования.
2.2. Задачи педагогической диагностики:
- Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);
- Оптимизация работы с группой детей.
- Совершенствование организации образовательного процесса.
2.3. Принципы педагогической диагностики:
- Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
- Принцип доступности результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет, экспертные комиссии).
- Принцип прогностичности - проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
- Принцип научности (диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования).
- Принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм и правил);
- Принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации).
- Принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду).
- Принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет в установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику).
2.4. Педагогическая диагностика:
- позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
- позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
- учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах два раза в год – в начале и в конце учебного года. Фиксация результатов (входная и итоговая диагностики) проводятся в сентябре (последние 10 дней месяца) и апреле (последние 10 дней месяца).
3.2. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
- старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;
- специалисты дошкольных отделений проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физическому воспитанию) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции;
- воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.
3.3. Оценка индивидуального развития осуществляется:
- при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев)
- в начале (сентябрь) и в конце учебного года (апрель) – в целях определения динамики развития ребенка;
- в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
3.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации.
3.5. Фиксация показателей развития выражается в форме:
- показатель сформирован (достаточный уровень «+») - наблюдается в самостоятельной деятельности ребѐнка, в совместной деятельности со взрослым;
- показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному «0») - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребѐнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даѐт аналогичные примеры;
- показатель не сформирован (недостаточный уровень «-») - не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребѐнок не даѐт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии ребенка.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребѐнком по данному направлению с учѐтом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьѐй по реализации Образовательной программы.
3.6. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.7. В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с учётом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами.
3.8. По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) заполняются индивидуальные карты развития ребенка и предоставляются воспитателями
всех возрастных групп и специалистами ДО старшему воспитателю.
4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДО используются:
- наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок;
- специально организованные диагностические занятия в период, определенный образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга;
- изучение продуктов деятельности детей;
- беседы с родителями.
4.2. Обследование проводится обязательно в игровой форме.
4.3. Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в ДО и ухода из него.
5. Методологическая основа педагогической диагностики
5.1. Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет (Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.)
6. Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую диагностику
6.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДО, несет
ответственность за:
- тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
- ознакомление с итогами обследования воспитанников, соответствующих должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
- соблюдение конфиденциальности;
- качество проведения обследования воспитанников;
- доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников;
- оформление соответствующей документации по итогам проведения диагностических мероприятий в установленные сроки
7. Контроль
7.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заместителем директора по ДО и старшим воспитателем посредством следующих форм:
- ежедневный текущий контроль;
- тематический контроль;
- оперативный контроль;
Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.
8. Документация
8.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику:
- заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и конец учебного года;
- проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а также обобщающую справку по результатам диагностирования;
- справки в установленные сроки предоставляются старшему воспитателю, который обобщает результаты диагностирования по ДО.
- на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные траектории развития или программы работы с одаренными обучающимися и обучающихся с особыми образовательными потребностями.
8.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический материал - в методическом кабинете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"
Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осущ...
Консультация для родителей детского сада "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"
Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"...
Положение о педагогической диагностике (мониторинге) индивидуального развития воспитанников дошкольных групп
Настоящее положение определяет порядок проведения педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития воспитанников дошкольных групп в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, п...
Педагогическая площадка воспитателей дошкольных отделений по обмену опытом: представление авторских разработок дидактических игр и пособий по развитию звуковой культуры речи у дошкольников
Мероприятие носит конкурсный характер, проводится согласно "Положению о конкурсе на лучшую разработку дидактической игры, пособия по развитию звуковой культура речи дошкольников"...
Фестиваль педагогического мастерства в дошкольном отделении «Сказка –мюзикл Репка» (Сценарий инсценировки с детьми средней группы)
формировать у детей интерес к игре-драматизации....
Технология психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста
В данном материале дано подробное описание современного подхода к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен педагогам-психологам, учителям-дефекто...
Положение о педагогической диагностике (мониторинге) достижений планируемых результатов Образовательной программы
Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимод...