Методический приём для проведения проблемного семинара с воспитателями ДОО
методическая разработка на тему

Акпаева Светлана Эдуардовна

Методический приём  поможет педагогам увидеть проблему в своей педагогической деятельности. Этот приём можно использовать в ходе пед, совета либо другого методического мероприятия, он поможет старшему воспитателю спланировать нужные мероприятия с педагогами на основе проблемного анализа в конкретном учреждении и в конкретном педагогическом коллективе. Приём универсальный, для всех направлений педагогической деятельности в ДОО и может использоваться в любом разделе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_priyom.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методический приём   « Сито » ,

или как организовать проблемный семинар в ДОО.

Автор: Акпаева С.Э. старший воспитатель МДОУ д\с «Солнышко»                     п. Искра Черепановского района Новосибирской области.

   Одним из направлений в методической работы в ДОО является создание условий для профессионального развития педагогов, это требование обозначено в ФГОС ДО п. 3.2.6.  Педагог должен уметь анализировать свою деятельность и это достаточно сложно, но это  умение необходимо для объективной оценки своей деятельности и дальнейшего самосовершенствования.                                                                                                  Методический приём «Сито» поможет педагогам увидеть проблему в своей педагогической деятельности. Этот приём можно использовать в ходе пед, совета либо другого методического мероприятия, он поможет старшему воспитателю спланировать нужные мероприятия с педагогами на основе проблемного анализа в конкретном учреждении и в конкретном педагогическом коллективе. Приём универсальный, для всех направлений педагогической деятельности в ДОО и может использоваться в любом разделе.

Форма работы: групповая.

Привожу пример на основе темы «Организации экологического воспитания старших дошкольников на прогулке» :

1 шаг. «Кейс педагогического опыта». Каждый воспитатель должен записать на листочках свои приёмы используемые на прогулке в целях экологического воспитания, имя указывать не нужно. Листочки нужно сворачивать и опускать в закрытую корзинку, коробочку, контейнер и пр. Именно такой «тайный» способ поможет воспитателю актуализироваться и осмыслить свою деятельность по конкретному направлению при этом не боясь внешней оценки. Для этого понадобиться примерно неделя. Коробочку можно оставить в методическом кабинете.

2 шаг. «Разложи по полкам». На методическом мероприятии ёмкость с записками вскрывается, каждый листок нужно разложить на методической карте. Что представляет собой методическая карта? Нужный вам раздел, направление, образовательная область и пр. разбивается на составные части (компоненты, разделы и пр.) Для этого нужно обратиться к своему опыту, изучить методику, методические рекомендации и пр.  Пример карты по разделу «Экологическое воспитание старших дошкольников на прогулке» см. в Приложении № 1 .

   Таким образом, педагоги сразу увидят, какие разделы в работе реализуются по - максимуму, а какие упущены, возможно, что найдётся и инновационный приём, и это очень хорошо.

3 шаг. Далее проводиться групповой анализ по каждому разделу с одновременным заполнением проблемной карты. В проблемной карте перечислены выделенные разделы и добавлены колонки «Проблема», т.е. по какой причине раздел оказался заполнен по минимуму и что нужно сделать для  того что бы эти проблемы решить. Пути решения проблемы записываются в колонку «Минимизация проблемы». Проблемную карту см. в Приложении № 2. Так, в процессе обсуждения мы выяснили, что в ДОО недостаточно проводится целевых прогулок к объектам природы. Проблема была в том, что педагоги не определяли таковые и в ходе группового поиска решения они были выделены и запланированы. Так же выяснилось, что воспитатели не используют в беседах вопросы познавательного характера, проблема оказалось в том, что педагоги затрудняются в их подборе, постановке, видах вопросах. В целях решения этой проблемы был запланирован семинар для педагогов по данной теме.

Вывод: таким образом, «просеивая» имеющийся педагогический опыт мы выявили проблемы и определили пути их решения. Методический приём «Сито» поможет активизировать педагогов к аналитической деятельности в педагогической практике, повысит качество образовательного процесса в ДОО.

Приложение 1.

Наблюдения в природе

Экспериментирование

Экскурсии и целевые прогулки

Труд в природе

Мероприятия с детьми по охране природы

Игры

с природным материалом

        Беседы

Любование красотой природы

                                                                                                           Приложение 2.

 

Проблемная карта «Экологическое воспитание на прогулке»

Формы работы с детьми

Трудности и проблемы

Минимизация                  трудностей и проблем

* Наблюдение

- За живыми объектами.

- За не живой природой.

*Любование.

*Беседы с помощью познавательных вопросов.

*Эксперименты

*Игры с природным материалом

*Труд в природе

*Охрана природы

*Экскурсии и целевые прогулки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на проблемном семинаре для воспитателей Тема: «Вреден ли театр дошкольнику»

У педагогов и воспитателей существуют определенные устойчивые стереотипы: принято считать, что театр в детском саду – это всегда хорошо. Так ли это...?...

Проблемно-практический семинар для воспитателей

Развитие звуковой культуры речи в системе работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация»...

Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....

Семинар для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО» в форме проведения «проблемного диалога» и «системного оператора ТРИЗ»

Тема семинара достаточно объемная и актуальная на сегодняшний день, включает три семинарских занятия для педагогов. Первое, позволяет подвести педагогов к понятию компетентности и способствует мотивац...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возраста

Использование игровых приёмов при проведении оздоровительных мероприятий с детьми раннего возрастаРанний возраст – особенный возраст, он во многом определяет, каким будет ребёнок – здоровы...

Методическая разработка «Формирование словаря дошкольников» (семинар для воспитателей)

Методическая разработка «Формирование словаря дошкольников» (семинар для воспитателей)Подготовили: учителя-логопеды ГБДОУ д/с 39 комбинированного видаКалининского района г. Санкт-Петербург...