«Организация творческих мастерских в ДОО»
консультация на тему

Рыбкина Ольга Алексеевна

,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_tvorcheskih_masterskih_v_doo.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Организация творческих мастерских в ДОО

Широко распространенная форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей – творческие мастерские. Они развивают у участников творческие и дизайнерские способности, создают положительную эмоциональную атмосферу, воспитывают художественный вкус. Их проведение приурочивается , как правило , к какому-либо событию: празднику Осени, подготовке к Новому году, Рождеству, Светлой Пасхе, тем самым приобщая детей к традициям семьи, общества , государства.

     Родители, бабушки, дедушки – это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе в ДОО, что также продиктовано современными требованиями. В Соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ»Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами.

     Так, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155( далее – ФГОС ДО), для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей в образовательной деятельности.

     Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителе), педагогических и иных работников ДОО) и детей.

      Принципами дошкольного образования, в свою очередь, являются:

      - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

     -  сотрудничество ДОО с семьей;

     -  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

    ФГОС ДО решает ряд важных задач, в число которых включены :

    - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

   - обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОО является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Основная цель работы творческих мастерских – укрепление детско – родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

   Творческие мастерские направлены на решение следующих задач:

    - знакомство детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями для оформления и украшения помещений как в ДОО, так и дома;

    - развитие творческих и дизайнерских способностей;

   - формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваясь друг с другом.

Рекомендуется организовывать творческие мастерские раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш – приглашений, которые раздаются в группах и вывешиваются в холле ДОО. В среднем встреча длится от 40 – 60 минут.

  Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий ( подготовка выступления, заготовка природного материала и т. д.)

    При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы дети и родители имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки.

 Перечень необходимых материалов для организации творческих мастерских:

   - изобразительные материалы (маркеры, краски, кисти разнообразной фактуры и размера, фломастеры и др.)

  - дизайнерская бумага и картон различных фактур, размеров;

   - природные материалы ( сухие цветы, листья, соломка, тополиный пух, семечки, косточки, перья и т.д.)

    - бросовый материал;

   - ткань и другие волокнистые материалы, фурнитура, бисер, пайетки, стразы и др.

    - материалы для творчества: фигурные компостеры ( дыроколы), компостеры края и угла, фигурные ножницы, материалы для квилинга и декупажа, тиснения, штампинга;

   - клей ПВА, клей – карандаш, клеевой пистолет, клей с блестками;

   - скотч ( тонкий, широкий, двусторонний, на вспененной основе, цветной голографический, дизайнерский -  с рисунком.

   - 3D- наклейки.

И, конечно, непременным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

    Традиционно первые мастерские проходят в начале учебного года и направлены на раскрытие красот осени, возможностей использования природного материала в дизайне.

   Последующие встречи посвящаются Новому году Рождеству. В рамках этих встреч участники изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких.

   Последняя творческая мастерская в учебном году связана с праздником Светлой Пасхи. В ходе творческой деятельности участники встречи изготавливают сувениры на пасхальную тематику.

   Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы.

   Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

  Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квиллинг, обращение с полимерной глиной и др. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

   Традиционно творческие мастерские сопровождаются красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

   Следующий этап – непосредственно совместная детско – родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

    На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от творческих мастерских подкрепляются дополнительными подарками -  это может быть , например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

    Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских в ДОО.

1.Предварительная работа

1) Подготовка презентации, которая сопровождает ход творческих мастерских, иллюстрирует их содержание.

2) Оформление буклета, схемы этапов работы и т. д.

3) Выполнение домашнего задания (по необходимости) – знакомство с историей и традициями какого - либо праздника, сбор и подготовка природных материалов и др.

4) Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и др.

5) Подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов.

2. Проведение творческих мастерских.

1) Знакомство участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать.

2) Показ и объяснение этапов работы с материалами.

3) Обсуждение предстоящей деятельности, возможных сложностей, трудностей и путей их преодоления.

4) Непосредственно совместная  детско – родительская деятельность.

5) Заключительный этап:

 - подведение итогов;

 - проведение рефлексии;

 - обмен подарками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация творческой мастерской в рамках проекта «Времена года»

В разработке рассказывается о совместной деятельности детей, родителей и воспитателей при подготовке к праздникам....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «КАЛЯКИ-МАЛЯКИ»

Актуальность: Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой  маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающег...

«Организация творческих мастерских в ДОУ»

    Широко распространенная форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей – творческие мастерские. Они развивают у участников творческие и дизайнерские способности,...

Приобщение детей к художественной литературе посредством организации творческой мастерской «Город Мастеров»

Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение?А главное не принуждать, не за...

Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»

Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...

Самообразование: «Развитие творческих способностей детей через организацию творческой мастерской с бумагой (обрывная, бумагопластика, оригами, квилинги др.)»

Цель: Развивать творческие способности детей посредством нетрадиционных техник аппликации. Задачи:1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликацией.2.Сформировать интерес к выполнен...

Консультация «Организация творческих мастерских в ДОУ общения воспитателя с детьми»

Для развития творческой активности у детей, необходимо создать в группе атмосферу, способствующую развитию любознательности ребенка. Для этого организуются творческие мастерские.  Целью работы в ...