Главные вкладки

    РППС в ДОУ (комментарии)
    методическая разработка

    Степурка Светлана Юрьевна

    -

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rpps_v_dou.docx25.75 КБ

    Предварительный просмотр:

     Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

    Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка.

    Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда в детском саду:

    содержательно-насыщенная;

    трансформируемая;

    вариативная;

    полифункциональная;

    доступная;

    безопасная.

    Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

    Социально – коммуникативная;

    Познавательная;

    Речевая;

    Художественно – эстетическая;

    Физическая.

    В каждой области имеются свои центры.

    Социально-коммуникативное развитие

    Центры безопасности и ПДД

    В этих центрах находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасностисодержит необходимый по возрасту материал дляизучения и формирования навыков безопасного поведения детей на улице и дома.

    Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр способствует возникновению игры, развивает умение детей выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанныхдействий, развивает социально-коммуникативные навыки детей.Для девочек созданы сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Прачечная»,«Семья». В центре имеется игрушечная мебель: кухонный шкаф, стол и стулья,кроватки для кукол, коляски, стол – трюмо (расчески,фены , пеньюар и другое),сушилка для белья, стиральная машинка, гладильная доска, утюги, куклы , пупсы,одежда для кукол и атрибуты для реализации игры.

    Для мальчиков организованы сюжетно-ролевые игры «Пожарный», «Полицейский», «Строитель», «Гараж» (снабором машин, различных видов конструкторов, наборов инструментов),«Железнодорожная» и «Автомобильная» дороги.

    Игровой модуль «Больница» используется в сюжетно-ролевых играх

    «Аптека», «Магазин», «Супермаркет» (реализация принципа трансформируемости).Игра — основной вид деятельности наших детей. Яркие, насыщенные игровые центры создают условия для творческой деятельности детей, развивают фантазию, формируют игровые навыки и умения, воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми.

    Познавательное развитие

    Центры природы.В этих центрах подобраны комнатные растения в соответствии с возрастом детей и программными требованиями, календари природы и погоды, материал для элементарного труда в природе: лейки, тряпочки, палочки для рыхления. В центрах имеются: емкости для воды, сыпучих материалов, весы, песочные часы, природный материал для исследовательской деятельности детей.Здесь представлен демонстрационный, дидактический материал о животных, овощах, деревьях, фруктах, о природных явлениях, схемы-алгоритмы и т.д. Представлены игры, сделанные своими руками на развитие наблюдательности, на воспитание доброты, бережному, заботливому отношению ко всему живому; на расширение кругозора, представлений об окружающем мире.

    Центры экспериментирования. В них находятся материалы для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п..

    Центры сенсорного развития созданы для обеспечения богатства сенсорных впечатлений, предназначенный также для развития мелкой моторики, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки и др. Оборудование для сенсорного развития: сенсорный коврик (липучки, шнуровка, замки, прищепки, пуговицы); волшебный мешок (различные геометрические формы); палочки Кюизинера (картотека игр и занятий • логические блоки Дьенеша (картотека игр и занятий); шкатулка с мелкими игрушками из Киндер; настольные игры на магнитной основе; различные виды лото, домино; тактильные мешочки (с наполнителем различного характера); • пирамиды; различные виды шнуровок; приспособления для нанизывания предметов на шнур. дидактические игры: «Золотой коврик», «Найди домик» и т.д.

    Центры конструктивной деятельностиорганизованы так, что  дети могут строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.

    Центры математического развитияразнообразныпособиями с цифрами, счетным материалом, дидактическими играми, развивающими играми математического содержания.

    Речевое развитие

    Центры речевого развития«АБВГДЕЙ-КА»

    В центрах предоставлены дидактические игры, наглядные пособия, способствующие развитию речи воспитанников группы: «Расскажи сказку», «Сказочное лото», «Собери картинку», «Противоположности» и др.; пособия для речевого дыхания: мыльные пузыри, султанчики; игры для развития мелкой моторики: различные мозаики, бусы, пазлы, раздаточный материал для развития устной речи. Для прослушивания сказок, потешек, пальчиковых игр собрана совместно с родителями коллекция ауди-кассет и дисков. Рядом с этим центром находится центр «Отдыхайка», который выполняет успокаивающую и расслабляющую функцию. Здесь можно посидеть на диване, креслах, мягких модулях рассмотреть книгу, поиграть в дидактическую игру.

            Центр книги «Мини- библиотека»;

    Центры созданы для формирования навыков восприятия художественной литературы, умение общаться с книгой, расширения кругозора об окружающем мире. Книги подобраны по образовательной программе и возрасту детей.

    Художественно-эстетическое развитие

    Центрытворчества способствует развитию и совершенствованию умений и

    навыков в свободном экспериментировании материалами для проявления детей в изобразительном искусстве: рисовании, лепке, аппликации.Центры оснащены необходимым материалом для изобразительной и творческойдеятельности детей (альбомы, раскраски, которые меняются в зависимости от темынедели, месяца; трафареты, кисти, краски, карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, пластилин, листы бумаги разной формы и размера, баночки для воды, клей). Материал для нетрадиционных техник рисования ( штемпельные подушечки из поролона, кусочки поролона, пенопласта, пробки). В свободной самостоятельной деятельности дети лепят, рисуют, закрепляютнавыки в аппликации.

    Центры музыкально-театрализованной деятельности представлены напольной и настольной ширмами,шкафчиком – костюмерной. Для развития театрализованной деятельности в группе изготовлены и собраны различные виды театров: кукольный, вязанный, пальчиковый, настольный – плоскостной, картонный, театр –матрешка. Совместно с родителями пополняется шкафчик – костюмерная:костюмами, элементами к костюмам, неоформленным материалом для развития творческого воображения детей.С помощью музыкальных инструментов дети подражают звукам природы, природным явлениям. В центре находятся разнообразные детские инструменты: пианино, металлофоны, барабаны, бубны, дудочки, погремушки, музыкальные открытки, гармошка, «шумелки» (изготовленные совместно с детьми и родителями), демонстрационный материал с изображением музыкальных инструментов. В группах имеется подборка ауди - кассет и дисков со звуками природы, детских песен и мелодий.

    Физическое развитие:

    Центры физического развития «Будь здоров!»предназначены для развития двигательной активности воспитанников, крупной и мелкой моторики и закаливающихупражнений. Центры оснащены массажными ковриками, мешочками для метания, мячами разной величины и фактуры, наборами кеглей, скакалками, флажками, ленточками, платочками, наборами наголовников и атрибутов для подвижных игр.Здесь имеются: дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания, нетрадиционное оборудование.

    Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

    1. Среда  выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она  работает на развитие самостоятельности и инициативы ребенка.

    2. Пространство гибкое и вариативное. Служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

    3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

    4. Элементы декора легко сменяемы.

    5. В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.

    6.Цветовая палитра  представлена теплыми, пастельными тонами.

    7. При создании развивающего пространства в групповых помещениях  учитывается ведущая роль игровой деятельности.

    8. Развивающая среда групп  меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

    Много времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, элементарного экспериментирования, конструирования. На прогулочных участках имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей, теневые навесы, где можно спрятаться от солнца и дождя.  Одно из любимых мест ребят – центр «песок - вода». Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментирование.

    Физкультурно-спортивная площадка – важная часть территории детского дошкольного учреждения. На площадке имеются снаряды для лазанья, разнообразное нетрадиционное оборудование: бревно и пеньки для ходьбы и упражнений для равновесия, выносное оборудование - мячи, скакалки, обручи, мешочки с песком, кегли и т. д.

    Около здания детского сада разбиты цветочные клумбы - традиционные и созданные из автомобильных покрышек, бросового материала.Клумбы детского сада используются для формирования у детей трудовых навыков (малыши трудятся на клумбе - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю, у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе, экологического воспитания (проводятся наблюдения, исследования почвы и растений, дети получают представления об их росте и развитии). Они учатся замечать красоту природы. Видя, ежедневно, ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанники не только получают положительные эмоции, но и учатся оберегать красоту, создавать её своими руками.

            На территории детского сада разбит огород– это одно из важных условий организации работы с детьми по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию. Создание огорода на участке детского сада дает нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия.

    Нами были выбраны следующие растения для посадки на огороде: картофель, свекла, фасоль, кукуруза, укроп. Овощи с огорода особенно вкусны и полезны, потому что выращены своими руками. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться на огороде. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

    Для художественно- эстетического развития огород был окружен заборчиком.

    Вывод

    Организация РП-ПС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комментарии к законопроекту "Об образовании в Российской Федерации"

    Думаю, что будет интересно для руководителей образовательных учреждений...

    Комментарии для родителей «Дорожный язык»

    Комментарии для родителей по ПДД...

    Комментарии к развлечению "Зимний теремок"

    Развлечение «Зимний теремок» проводилось в нашей группе с целью создания у детей положительного эмоционального настроя, способствовало развитию слухового внимания детей и умение сопоставлять музыкальн...

    презентация с планом-комментарием по творчеству А.С.Пушкина для старшей и подготовительной групп

    Презентация: краткая биографическая справка, обзор по творчеству А.С.Пушкина, викторина по сказкам А.С.Пушкина....

    РППС средняя группа (2013г.) и РППС старшей группы,мини-музей "Чудеса со всего света" (лето-осень).2017г.

    1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействииСуть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям  общаться «глаза в глаза...

    «Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»

    laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...