ПРОГРАММА КУРСОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
рабочая программа
Общеизвестно, что характер дошкольника, его система ценностей и отношений с окружающим миром, людьми закладываются в семье родителями. Семья на протяжении длительного времени играет определяющую роль в формировании личности ребёнка. На детей оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной степени особенности поведения родителей. Отсутствие знаний в педагогике и психологии как основе грамотного воспитания и развития ребенка порой приводит родителей к растерянности и беспомощности во взаимоотношениях со своими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2017-2018_kursy_dlya_roditeley.docx | 226.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
| УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Золушка» от «___» _____2017 года № ____ |
ПРОГРАММА КУРСОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
ПО ОСНОВАМ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Когалым-2017год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...……3
Цели и задачи………………………………………………….………………………..3
Организационные принципы деятельности курсов.....................................................4
Основные направления деятельности курсов для родителей………………….……5
Этапы реализации работы курсов……………………………………………….…….6
Используемая литература………………………………………..….………….…..….9
Введение
Общеизвестно, что характер дошкольника, его система ценностей и отношений с окружающим миром, людьми закладываются в семье родителями.
Семья на протяжении длительного времени играет определяющую роль в формировании личности ребёнка. На детей оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной степени особенности поведения родителей. Отсутствие знаний в педагогике и психологии как основе грамотного воспитания и развития ребенка порой приводит родителей к растерянности и беспомощности во взаимоотношениях со своими детьми. В следствия этого стиль родительского воспитания происходит по типу авторитарный, либеральный или индифферентный. Эмоциональное состояние детей с таким типом воспитания имеют низкое эмоциональное благополучие, и приводит к развитию таких типов личностного ребенка как пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка) или агрессивный (тирания, лицемерие).
ДОУ, выполняя социальный заказ общества, призваны помогать семье в реализации ее воспитательной функции. Новый закон об образовании подчеркивает важность объединения усилий семьи и ДОУ в решении задач воспитания дошкольников. Курсы по основам психологии и педагогике помогут родителям строить детско-родительские отношения на основе знаний о психологических особенностях развития, психических процессах, психологии личности, а также педагогически грамотно воспитывать* ребенка.
Цель: создание условий для повышения родительской компетентности в области детской психологии и педагогики.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития, психических процессах, психологии личности ребенка.
__________________________________________________________________________________________
*Воспитание (в широком смысле) как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.
2. Ознакомить родителей с основами педагогики.
3. Создать образовательное пространство «Детский сад - СЕМЬЯ».
4. Способствовать развитию отношений сотрудничества и партнерства родителя с ребенком.
5. Развивать способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми.
6. Способствовать согласованному взаимодействию ДОУ и семьи в развитии и воспитании дошкольника.
Форма организации курсов - очно/дистанционная. Дистанционное - это самостоятельное изучение родителями тематических модулей (6 часов), размещенных на сайте МАДОУ «Золушка» на страничке «Школа родительских наук».
Очная - это организация и проведение встреч (продолжительностью 1ч. 30 мин., всего 6 часов), цель которых:
- получение знаний по основам педагогики;
- практическое использование изученных материалов модуля в области психологии и педагогики;
- консультирование родителей в формате «Вопрос-ответ».
По окончании Курсов родителям будут вручены сертификаты о прохождении курсов по психологии и педагогики.
Организационные принципы деятельности курсов.
1. Правовой основой организации курсов по вопросам детской педагогики и психологии для родителей являются:
- Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Перечень поручений Президента РФ от 12.12.2014 г. № ПР-2876 по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»;
- Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;
- Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 01.02.2017г. №194 «Об организации курсов для родителей законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогики»;
- Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 20.02.2017 №111 «Об организации курсов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогики в образовательных организациях города Когалыма».
2. Ответственным за организацию и проведение курсов является старший воспитатель?
3. К работе курсов возможно привлечение воспитателей групп и специалистов ДОУ: учитель-логопед, медицинская сестра.
Основные направления деятельности курсов для родителей
Содержание работы | Приобретение для семьи | |
1 этап | Информирование родителей о деятельности курсов по педагогике и психологии, о целях и задачах:
| Убеждение в том, что знания в области психологии и педагогики являются одним из основных условиях гармоничного развития ребенка в семье.
|
2 этап | Просвещение, информированность родителей по основным вопросам детской психологии и педагогики в очно/дистанционной форме. | Приобретут знания:
|
3 этап | Подведение итогов. | Понимание значимости знаний в области психологии и педагогики, а также необходимости грамотного подхода в воспитании и развитии ребенка. Использование знаний в области психологии и педагогики в воспитании и развитии ребенка, гармонизация детско-родительских отношений. Осознание необходимости сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ в целенаправленном воздействии на ребенка. |
Этапы реализации работы курсов
1 этап (сентябрь) – организационный: привлечение родителей к участию в курсовой подготовке по основам детской психологии и педагогике, анкетирование родителей с целью изучение потребностей воспитательного характера по образовательным областям.
2 этап (октябрь - апрель) – основной: повышение грамотности родителей (законных представителей) воспитанников посредством дистанционного изучения материала по разделам психологии и организации и проведения встреч на которых родители получают знания о педагогике.
3 этап (май) – подведение итогов, вручение сертификатов.
План - график
проведения курсов для родителей (законных представителей)
по основам детской психологии и педагогики
на 2017-2018 учебный год
Дата проведения | Направление курса | Тема/организация мероприятий | Количество часов | Ответственный |
Сентябрь | 1.Информационная часть (размещение информации на сайте дошкольной организации, на информационных стендах в холле и группах ДОУ). 2.Анкетирование родителей (законных представителей). | 1 | Заместитель заведующего, старшие воспитатели, педагоги-психологи | |
Октябрь-ноябрь | 1.Психология (дистанционно)
| Ознакомление родителей с лекционным материалом по теме: «Психологические особенности детей дошкольного возраста», самостоятельное изучение. |
2
| Старшие воспитатели, педагоги-психологи |
Ноябрь | 2.Педагогика (очно) | Практикум для родителей «Психолого-педагогическая вертушка» (по изученному материалу) | 1,5 | Старшие воспитатели, педагоги-психологи |
Декабрь-февраль | 1.Психология (дистанционно) | Ознакомление родителей с лекционным материалом по теме: «Развитие личности дошкольника». | 2 | Педагоги-психологи |
Февраль | 2. Педагогика (очно) | Тренинг «Перекресток мнений» (по изученному материалу) | 1,5 | Старшие воспитатели, педагоги-психологи |
Март-апрель | 1.Психология (дистанционно) | Ознакомление родителей с лекционным материалом по теме: «Развитие познавательной сферы дошкольника». | 2 | Педагоги-психологи |
Март | 2. Педагогика (очно) | «Устный журнал». Форма организации: короткие, ёмкие, доступные научные сообщения, чередуются диалогом основных ведущих журнала (родителя и педагога) и презентацией (по изученному материалу) | 1,5 | Старшие воспитатели, педагоги-психологи |
Май | «Полный контакт». Подведение итогов, вручение сертификатов. | 1,5 | Заместитель заведующего, педагоги-психологи | |
Итого: | 13 часов |
|
Курс лекций для самостоятельного изучения родителями
Тема: «Психологические особенности детей дошкольного возраста»
| Лекция 1. Психологические особенности детей 3-го года жизни Лекция 2. Психологические особенности детей 4-го года жизни Лекция 3. Психологические особенности детей 5-го года жизни Лекция 4. Психологические особенности детей 6-го года жизни Лекция 5. Психологические особенности детей 7-го года жизни. |
Тема: «Развитие познавательной сферы дошкольника» | Лекция 1. Развитие внимания в дошкольном возрасте Лекция 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте Лекция 3. Развитие мышления у дошкольников Лекция 4. Развитие памяти в дошкольном возрасте Лекция 5. Развитие речи в дошкольном возрасте Лекция 6. Развитие универсальных учебных действий |
Тема: «Развитие общения»
| Лекция 1. Развитие общения со сверстниками Лекция 2. Развитие общения со взрослыми |
Тема: «Особый ребенок»
| Лекция 1. Агрессивность дошкольника Лекция 2. Что такое аутизм? Лекция 3. Гиперактивность Лекция 4. Застенчивость (стеснительность) у детей Лекция 5. Импульсивность Лекция 6. Медлительные дети Лекция 7. Нервный и трудный ребенок Лекция 8. Тревожность у детей Лекция 9. Детские страхи |
Используемая литература
1. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Зажигина, М.А. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010.
2. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. - Серия: В помощь родителям. – Издательство: Учитель, 2011.
3. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Млодик, И. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010.
4. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011.
5. Ратледж, Ребекка Мамина книга. Бесконфликтное воспитание ребёнка от 1 до 4 лет. / Р. Ратледж; пер. с англ. С.В. Шпакова. – Минск: «Поппури», 2010.
6. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. Сурженко, Л. – Издательство: Питер, 2011.
7. Отцы, матери, дети. Практические советы родителям. – М.: Прогресс, 1992.
8. В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии. Родительская библиотека. Хухлаева, О.В.– М.: Генезис, 2009.
9. Психологическая помощь дошкольнику. Яковлева, Н.Г. Книга для родителей и воспитателей. – М.: Сфера, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень программ курсов повышения квалификации пед. работникам.
Данный материал даст разъяснение пед. работникам пункта "2.3.1." экспертного заключения....
Программа курса «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ»
НАСТОЯЩАЯ ПРОГРАММА рассчитана на детей 4-7 лет и направлена на развитие художественного вкуса, развитие умения видеть прекрасное в природе, окружающем мире, предметах, людях и передавать в рису...
Рабочая программа курса "Умники и умницы для дошкольников"
Цель: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной памяти, формирование положительного отношения к школе....
Авторская программа курса Английский язык для дошкольников с поурочным тематическим планированием 2014 г.
Данная программа включает изменения и дополнения к программе курса для дошкольников 2010 г. Адресуется учителям английского языка, преподающим в дошкольных образовательных учреждениях, а т...
Авторская программа курса английского языка для дошкольников 2010 г.
Рекомендуется учителям английского языка, работающим с дошкольниками....
презентация проведения спортивно-игровой программы "Курс молодого бойца" для детей старшей и подготовительной группы и их пап.
Очень интересная спортивно-игровая программа для детей и родителей, где каждый показал свою ловкость, сплоченность. Я проводила это мероприятие на 23 февраля. Цель гармонизировать детско-родител...
Программа курса для родителей "Родительский университет"
Программа курса для родителей...