ПРОГРАММА КУРСОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
рабочая программа

Аверьянова Руфина Шамилевна

Общеизвестно, что характер дошкольника, его система ценностей и отношений с окружающим миром, людьми закладываются в семье родителями. Семья на протяжении длительного времени играет определяющую роль в формировании личности ребёнка. На детей оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной степени особенности поведения родителей. Отсутствие знаний в педагогике и психологии как основе грамотного воспитания и развития ребенка порой приводит родителей к растерянности и беспомощности во взаимоотношениях со своими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017-2018_kursy_dlya_roditeley.docx226.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Золушка»

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  города Когалыма  «Золушка»

от  «___»  _____2017 года  № ____

ПРОГРАММА КУРСОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

ПО ОСНОВАМ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

                                                                       

                                                          Когалым-2017год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...……3

Цели и задачи………………………………………………….………………………..3

Организационные принципы деятельности курсов.....................................................4

Основные направления деятельности курсов для родителей………………….……5

Этапы реализации работы курсов……………………………………………….…….6

Используемая литература………………………………………..….………….…..….9

Введение

Общеизвестно, что характер дошкольника, его система ценностей и отношений с окружающим миром, людьми закладываются в семье родителями.

Семья на протяжении длительного времени играет определяющую роль в формировании личности ребёнка. На детей оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной степени особенности поведения родителей. Отсутствие знаний в педагогике и психологии как основе грамотного воспитания и развития ребенка порой приводит родителей к растерянности и беспомощности во взаимоотношениях со своими детьми. В следствия этого стиль родительского воспитания происходит по типу авторитарный, либеральный или индифферентный. Эмоциональное состояние детей с таким типом воспитания имеют низкое эмоциональное благополучие, и приводит к развитию таких типов личностного ребенка как пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка) или агрессивный (тирания, лицемерие).

ДОУ, выполняя социальный заказ общества, призваны помогать семье в реализации ее воспитательной функции. Новый закон об образовании подчеркивает важность объединения усилий семьи и ДОУ в решении задач воспитания дошкольников. Курсы по основам психологии и педагогике помогут родителям строить детско-родительские отношения на основе знаний о психологических особенностях развития, психических процессах, психологии личности, а также педагогически грамотно воспитывать* ребенка.

Цель: создание условий для повышения родительской компетентности в области детской психологии и педагогики.

Задачи:

1. Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития, психических процессах, психологии личности ребенка.

__________________________________________________________________________________________

*Воспитание (в широком смысле) как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

2. Ознакомить родителей с основами педагогики.

3. Создать образовательное пространство «Детский сад - СЕМЬЯ».

4. Способствовать  развитию отношений сотрудничества и партнерства родителя с ребенком.

5. Развивать способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми.

6. Способствовать согласованному взаимодействию ДОУ и семьи в развитии и воспитании  дошкольника.

Форма организации курсов - очно/дистанционная. Дистанционное - это самостоятельное изучение родителями тематических модулей (6 часов), размещенных на сайте МАДОУ «Золушка» на страничке «Школа родительских наук».

Очная - это организация и проведение встреч (продолжительностью 1ч. 30 мин., всего 6 часов), цель которых:

  • получение знаний по основам педагогики;
  • практическое использование изученных материалов модуля в области психологии и педагогики;
  • консультирование родителей в формате «Вопрос-ответ».

По окончании Курсов родителям будут вручены сертификаты о прохождении курсов по психологии и педагогики.

Организационные принципы деятельности курсов.

1.  Правовой основой организации  курсов по вопросам детской педагогики и психологии для родителей являются:

  • Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г.  № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Перечень поручений Президента РФ от 12.12.2014 г. №  ПР-2876  по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»;
  • Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;
  • Проект «Стратегии  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 01.02.2017г. №194 «Об организации курсов для родителей законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогики»;
  • Приказ управления образования Администрации города Когалыма от 20.02.2017 №111 «Об организации курсов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогики в образовательных организациях города Когалыма».

2. Ответственным за организацию и проведение курсов является старший воспитатель?

3. К работе курсов возможно привлечение  воспитателей групп и специалистов ДОУ: учитель-логопед, медицинская сестра.

Основные направления деятельности курсов для родителей

Содержание работы

Приобретение для семьи

1 этап

Информирование родителей о деятельности курсов по педагогике и психологии, о   целях и задачах:

  • посредством сети Интернет, на сайте МАДОУ «Золушка»;
  • на стендовой презентации в группах;
  • распространение листовок.

Убеждение в том, что знания в области психологии и педагогики являются одним из основных условиях гармоничного развития ребенка в семье.

 

2 этап

Просвещение, информированность родителей по основным вопросам детской психологии и педагогики в  очно/дистанционной форме.

Приобретут знания:

  • о психологических особенностях развития;
  • о психических процессах;
  • о психологии личности;
  • педагогическую  грамотность в воспитании дошкольника.

3 этап

Подведение итогов.

Понимание значимости знаний в области психологии и педагогики, а также необходимости грамотного подхода в воспитании и развитии ребенка. 

Использование знаний в области психологии и педагогики в воспитании и развитии ребенка, гармонизация детско-родительских отношений.

Осознание необходимости сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ в целенаправленном воздействии на ребенка. 

 

Этапы реализации работы курсов

1 этап (сентябрь) – организационный: привлечение родителей к участию в курсовой подготовке по основам детской психологии и педагогике, анкетирование родителей с целью  изучение потребностей воспитательного характера по  образовательным областям.

2   этап (октябрь - апрель) – основной: повышение грамотности родителей (законных представителей) воспитанников посредством дистанционного изучения материала по  разделам психологии и организации и проведения встреч на которых родители получают знания о педагогике.

3 этап (май) – подведение итогов, вручение сертификатов.

 План - график

проведения курсов для родителей (законных представителей)  

по основам детской  психологии и педагогики

 на 2017-2018 учебный год

  

Дата проведения

Направление курса

Тема/организация мероприятий

Количество часов

Ответственный

Сентябрь

1.Информационная часть (размещение информации на сайте дошкольной организации, на информационных стендах в холле и группах ДОУ).

2.Анкетирование родителей (законных представителей).

1

Заместитель заведующего, старшие воспитатели, педагоги-психологи

Октябрь-ноябрь

1.Психология

(дистанционно)

 

 

Ознакомление родителей с лекционным материалом по теме: «Психологические особенности детей дошкольного возраста», самостоятельное изучение.

 

2

 

 

 

 

Старшие воспитатели, педагоги-психологи

Ноябрь

2.Педагогика

(очно)

Практикум для родителей «Психолого-педагогическая вертушка» (по изученному материалу)

1,5

Старшие воспитатели, педагоги-психологи

Декабрь-февраль

1.Психология

(дистанционно)

Ознакомление родителей с лекционным материалом по теме: «Развитие личности дошкольника».

2

Педагоги-психологи

Февраль

2. Педагогика

(очно)

Тренинг «Перекресток мнений» (по изученному материалу)

1,5

Старшие воспитатели, педагоги-психологи

Март-апрель

1.Психология

(дистанционно)

Ознакомление родителей с лекционным материалом по теме: «Развитие познавательной сферы дошкольника».

2

Педагоги-психологи

Март

2. Педагогика

(очно)

«Устный журнал».

Форма организации: короткие, ёмкие, доступные научные сообщения, чередуются диалогом основных ведущих журнала (родителя и педагога) и презентацией (по изученному материалу)

1,5

Старшие воспитатели, педагоги-психологи

Май

«Полный контакт».

Подведение итогов, вручение сертификатов.

1,5

Заместитель заведующего, педагоги-психологи

                                      Итого:

13 часов

 

Курс лекций для самостоятельного изучения родителями 

Тема: «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

 

http://dszolushka.caduk.ru/images/d0bad0b0d180d182.png

Лекция 1.   Психологические особенности детей 3-го года жизни

Лекция 2. Психологические особенности детей 4-го года жизни

Лекция 3. Психологические особенности детей 5-го года жизни

Лекция 4. Психологические особенности детей 6-го года жизни

Лекция 5. Психологические особенности детей 7-го года жизни.

 Тема: «Развитие познавательной сферы дошкольника»

http://dszolushka.caduk.ru/images/p155_depositphotos_47951839-stock-illustration-a-family-at-the-amusement.jpg

Лекция 1.  Развитие внимания в дошкольном возрасте

Лекция 2.  Развитие воображения в дошкольном возрасте

Лекция 3.  Развитие мышления у дошкольников

Лекция 4. Развитие памяти в дошкольном возрасте

Лекция 5.  Развитие речи в дошкольном возрасте

Лекция 6.  Развитие универсальных учебных действий

Тема: «Развитие общения»

 

http://dszolushka.caduk.ru/images/p155_depositphotos_32826909-stock-illustration-parents-with-child-talking-by.jpg

Лекция 1. Развитие общения со сверстниками

Лекция 2. Развитие общения со взрослыми

Тема: «Особый ребенок»

 

http://dszolushka.caduk.ru/images/mier

Лекция 1.  Агрессивность дошкольника

Лекция 2. Что такое аутизм?

Лекция 3. Гиперактивность

Лекция 4.  Застенчивость (стеснительность) у детей

Лекция 5.  Импульсивность  

Лекция 6. Медлительные дети

Лекция 7.  Нервный и трудный ребенок   

Лекция 8. Тревожность у детей

Лекция 9. Детские страхи

 

Используемая литература

1. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Зажигина,      М.А. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010.

2. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. - Серия: В помощь родителям. – Издательство: Учитель, 2011.

3. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Млодик, И. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010.

4. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011.

5. Ратледж, Ребекка Мамина книга. Бесконфликтное воспитание ребёнка от 1 до 4 лет. / Р. Ратледж; пер. с англ. С.В. Шпакова. – Минск: «Поппури», 2010.

6. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. Сурженко, Л. – Издательство: Питер, 2011.

7. Отцы, матери, дети. Практические советы родителям. – М.: Прогресс, 1992.

8. В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии. Родительская библиотека. Хухлаева, О.В.– М.: Генезис, 2009.

9. Психологическая помощь дошкольнику. Яковлева, Н.Г. Книга для родителей и воспитателей. – М.: Сфера, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень программ курсов повышения квалификации пед. работникам.

Данный материал даст разъяснение пед. работникам пункта "2.3.1." экспертного заключения....

Программа курса «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ»

НАСТОЯЩАЯ ПРОГРАММА рассчитана на детей 4-7 лет и направлена на развитие художественного вкуса, развитие умения видеть прекрасное в природе, окружающем мире, предметах, людях и передавать в рису...

Рабочая программа курса "Умники и умницы для дошкольников"

Цель: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной памяти, формирование положительного отношения к школе....

Авторская программа курса Английский язык для дошкольников с поурочным тематическим планированием 2014 г.

Данная программа включает изменения и дополнения к программе курса для дошкольников  2010 г. Адресуется учителям английского языка, преподающим в дошкольных образовательных  учреждениях, а т...

Авторская программа курса английского языка для дошкольников 2010 г.

Рекомендуется учителям английского языка, работающим с дошкольниками....

презентация проведения спортивно-игровой программы "Курс молодого бойца" для детей старшей и подготовительной группы и их пап.

Очень интересная спортивно-игровая программа для детей и родителей, где каждый показал свою ловкость, сплоченность. Я проводила это мероприятие на 23 февраля. Цель гармонизировать детско-родител...