В помощь начинающим старшим воспитателям. Оперативный контроль "Состояние игровой деятельности разных возрастных групп в ДОУ"
учебно-методический материал

Чулкова Елена Николаевна

      Данный материал поможет начинающим старшим воспитателям составить справку оперативного контроля по теме "Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп в ДОУ". Желаю Вам успехов. Если данный материал Вам пригодится в  работе буду очень рада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_igra.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 7

Справка по результатам оперативного  контроля.

Тема: «Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп»».

Цель: анализировать работу педагогического коллектива по усвоению инновационных направлений в содержании и практике руководства игровой деятельностью детей.

Возрастные группы: 1 младшая, средняя группа,  старшая группа , подготовительная группа

Отбор содержания контроля:

  • Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.
  • Анализ игровых умений детей.
  • Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.
  • Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.
  • Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.

Сроки контроля: 04.12. – 07.12. 2017 года.

Методы: анализ, наблюдение, выводы.

Оперативный контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры.

В ходе контроля были выявлены следующие результаты.

В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше все зависит от взрослых: если он много играет с малышом его игры становятся все более сложными и интересными. Если же взрослый мало играет с ребенком развитие игровой деятельности обычно останавливается на одной из ранних стадий. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатели меняют свое положение в игре: выполняют сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателями  детской игры, в любое время способными прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.

Так, например, в группе (2 младшая) дети подражают увиденным действиям взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями, что соответствует возрасту детей. Дети играют в такие игры как «укачивание малыша», «вождение машины», «накладывание еды в тарелку». В играх этого возраста еще нет ролевого взаимодействия. Воспитатель группы, организуя игру «Накормим Катю»,  постепенно вовлекла детей в игру, предлагая им покормить Катю, поесть самим, помыть посуду. В ходе игры воспитатель показывает детям новые действия с игрушками. Дети самостоятельно играют в дидактические игры: соберем пирамидку, спрячем мышку.

Дети в средней группе (Ф.И.О. педагога) уже освоили простые ролевые игры «дочки-матери», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине». Дети самостоятельно создают простую игровую ситуацию и берут на себя роли. Мальчики начали  возить строительный материал, на этом игра могла бы закончиться, но воспитатель предложила построить из строительного материала «Зоопарк» с двумя отделениями для диких и домашних животных. В результате сюжетно-ролевая игра плавно перешла в дидактическую.  Далее педагог   берет на себя роль мамы и предлагает детям новые действия с предметами заместителями. Например, постирать белье. После двух ролевых взаимодействия «мама – дочка (сынок)»», воспитатель предложила принять основную роль мамы ребёнку, а сама приняла на себя роль члена семьи. Затем дети выполняли роль: и папы, и мамы, и дочки. Тем самым педагог учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Семью» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.

В старшей группе  (Ф.И.О педагога) дети играют в сюжетно-ролевые игры с четким прослеживающимся сюжетом. Начав игру, « семья» дети готовят обед, идут за продуктами в магазин и т.д. Дети самостоятельно распределяют роли и выстраивают сюжет. В этом возрасте дети учатся выстраивать деловые отношения, но не всегда все получается. Поэтому воспитатель всегда готова прийти на помощь. Также дети в данной группе любят игры – драматизации.

Наблюдая за игрой в старшей группе, необходимо отметить усложнение поставленных целей, ролевых взаимоотношений между партнёрами, включение большего количества ролей в игре. Воспитатель  (Ф.И.О. педагога)  поставила цель провести игру «Магазин». Но для этого возраста можно было усложнить  игру.  Открыть ещё один отдел магазина и принять вторую роль продавца ещё одним ребёнком. При этом игра детей приняла бы более активный характер. Предложив основную роль продавца ребёнку, воспитатель не приняла и не обозначила для детей свою дополнительную роль покупателя. В результате так хорошо начавшаяся игра  закончилась, не завершившись.  Постепенно развернулась игра «Больница», в которой участвовали девочки. Замысел игры был интересен. Дети самостоятельно организовали игру, но игра не получила развития так как игровые действия были однообразными детям не хватило знаний.  

Дети в подготовительной группе (Ф.И.О. педагога)  самостоятельно умеют организовать игру. Играют дружно. Умеют договариваться, находят для себя свободное игровое пространство, не мешают друг другу. В играх используют предметы для ряжания. При наблюдении за игрой не была выражена роль воспитателя. Воспитатель участвовала как наблюдатель,

никоим образом не влияя на процесс развития игры, поэтому действия детей и диалоги были однообразными.

Наблюдение за игровой деятельностью в подготовительной  группе   происходило на прогулке. Дети умеют самостоятельно организовывать, придумывать сюжет и играть. Но, несмотря на это воспитатель  постоянно контролирует процесс игры и ненавязчиво предлагает новую сюжетную линию. Например, девочки от нечего делать начали раскапывать снег и обнаружили под ним замерзшие следы. Педагог сказала им, «как будто» они археологи или палеонтологи и раскапывают следы первобытных животных. В результате к девочкам подключились мальчики, и все вместе сообща они откопали целую вереницу следов, а затем они сравнивали  эти следы со своими.

Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы. Тематика игр разнообразная, при планировании учитывается интерес детей, но не отражено появление в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, президент и т.д. При анализе планов работы за ноябрь и декабрь 2017 года было отмечено отсутствие  системы планирования, постепенного усложнения задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игр атрибутов.

В каждой группе создана предметно-развивающая среда для организации свободной игровой деятельности детей. Воспитатели систематически обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала. В группах детского сада плохо прослеживается  система  работы с родителями по организации игры.

Таким образом, следует сделать выводы: сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в вопросах организации сюжетно-ролевой игры.

Рекомендации:

  1. Воспитателям систематизировать планирование сюжетно-ролевых игр с постепенным усложнением  задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игр атрибутов.
  2. Заместителю заведующего взять на контроль планирование сюжетно-ролевых игр в группах и формулировку задач при организации игр.
  3. Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.

Старший воспитатель ________________/Ф.И. О.     /