Семинар- практикум для воспитателей "Особенности рисования пейзажей в разных возрастных группах детского сада"
консультация по рисованию

Наумкина Инна Валентиновна

Бесспорно,  изобразительная деятельность для дошкольников является самой интересной. Разрисовав себя  с ног до головы фломастерами или красками, украсив любимую мамину блузку гуашевыми цветами, ребенок понимает – вот в жизни счастье! К сожалению, взрослые не всегда разделяют эти чувства. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Нужно только уметь направить творчество малыша в нужное русло.

Известно, что основы художественного воспитания закладывается в дошкольном детстве. Большое место в этом процессе занимает природа, которую В. Г. Белинский назвал первым воспитателем детей. Так как для полноценного восприятия художественного образа  детям необходим запас наблюдений, опыт положительного  активного  отношения  к  окружающей   природе. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество, способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждает искреннее чувство любви к своему родному краю.

Пейзаж является одним из жанров в живописи. Пейзаж (фр. рaysage от рays - местность, страна) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей художника как представителя определенной эпохи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать в нашем СП «Гармония»!

Сегодня мы с вами поговорим о рисовании. Обратимся к истории. Все артефакты, добытые исследователями, говорят нам о том, что человечество всегда стремилось украсить свой быт: посуда, одежда, украшения… Мастерство художников росло, и на сегодняшний день в мире существует множество богатых музейных коллекций: Лувр, Эрмитаж, краеведческие музеи, частные коллекции. Все это говорит нам о том, что творчество актуально вчера, сегодня и завтра. Чтобы не происходило в мире, тяга человека к прекрасному не иссякает. Вы со мной согласны?

Как отмечают психологи, В.С.Мухина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, творчество – это деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира.

Большинство  исследователей детского творчества сходятся во мнении, что обучать рисованию детей необходимо и начинать обучение нужно как можно раньше с целью закрепления и обогащения приобретенного опыта. Согласитесь: если дошкольник владеет способами изображения и при этом не боится поисковой деятельности, тогда детское желание объединяется с возможностью и в этом случае ребенок испытывает радость от деятельности.

На современном этапе рисование по новым стандартам дошкольного образования относится к образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Бесспорно,  изобразительная деятельность для дошкольников является самой интересной. Разрисовав себя  с ног до головы фломастерами или красками, украсив любимую мамину блузку гуашевыми цветами, ребенок понимает – вот в жизни счастье! К сожалению, взрослые не всегда разделяют эти чувства. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Нужно только уметь направить творчество малыша в нужное русло.

Известно, что основы художественного воспитания закладывается в дошкольном детстве. Большое место в этом процессе занимает природа, которую В. Г. Белинский назвал первым воспитателем детей. Так как для полноценного восприятия художественного образа  детям необходим запас наблюдений, опыт положительного  активного  отношения  к  окружающей   природе. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество, способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждает искреннее чувство любви к своему родному краю.

Пейзаж является одним из жанров в живописи. Пейзаж (фр. рaysage от рays - местность, страна) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей художника как представителя определенной эпохи.

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, морской, индустриальный пейзаж.

В сельском пейзаже  художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Морской пейзаж  - марина  (от итальянского marina, от латинского marinus - морской)  - произведение живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале 17 века, в Голландии.  Художники, изображающие море, называются маринистами.

Архитектурный пейзаж близко соприкасается с  городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий.

Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

Элементами пейзажа могут быть деревья, растительный покров, водоемы, небо, земля, воздух и свет. Несомненно, важной частью пейзажа являются растительный покров и деревья. Именно с них мы начинаем учить детей основам рисования пейзажа. Дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи в средней группе. А в младшей мы учим рисовать первое дерево.

Можно выделить следующие общие задачи обучения дошкольников изображению деревьев разных пород в предметном рисовании:

- Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

- Познакомить детей с характерными особенностями деревьев разных пород.

- Формировать представление детей об изменении внешнего вида деревьев разных пород в различное время года.

- Способствовать овладению различными способами изображения деревьев.

- Учить применять разную технику рисования.

- Учить использовать разные изобразительные материалы при рисовании деревьев.

Для каждой возрастной группы дошкольников постановка задач при обучении предметному рисованию имеет свою специфику.

Детей не нужно принуждать, они любят рисовать.

А вы любите рисовать? Есть ли среди вас те, кто умеет рисовать на профессиональном уровне? Может быть, кто-то из вас неплохо срисовывает?

В детский сад дети приходят с разным потенциалом, кто-то  проявляет интерес к математике, кому-то интересней музыка, рисование или двигательная деятельность. Но часто бывает так, что ребенок хочет нарисовать что-то, но не знает как.

Согласитесь, алгоритм рисования предмета упрощает работу ребенка над созданием сюжетного рисунка.

Давайте поподробнее остановимся на этапах рисования деревьев в разных возрастных группах.

Рисование елей

Младшая группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской зелёного цвета, широкой кистью.

Объяснение:

Обозначаем, где растёт ель – провожу ровную, прямую линию слева-направо зелёной краской. Затем рисую прямой и красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. На макушке веточки короткие и смотрят вверх на солнышко. Рисую остальные ветки, начинаю сверху – веду линию от ствола вниз с одной стороны и с другой, наверху они короткие, а потом растут, растут (ведём линию ветки), а эта ветка ещё длиннее (растёт, растёт, растёт).

Средняя группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои.

Объяснение:

Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт ель, провожу ровную прямую линию слева-направо. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые веточки. У ели есть макушка. Рисую 2 маленькие веточки, которые смотрят вверх, на солнышко. Теперь рисую остальные ветки, начинаю сверху. Ветки вверху маленькие и смотрят вниз с одной и другой стороны, ниже ветки подлиннее, ещё длиннее и самые длинные. Теперь тонкой кисточкой зелёной краской рисую иголки на ёлке. Они растут на ветках с одной и с другой стороны.

Зимой можно рисовать ель покрытую снегом и украшенную огоньками на новогодний праздник.

Старшая группа

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои.

Объяснение:

Мы не обозначаем, где растёт ель, сразу рисуем ствол. Беру широкую кисть и коричневой краской провожу ровную прямую в конце с нажимом линию, из верхней точки провожу ещё такую же линию рядом и так несколько раз, чтобы получился красивый, прямой ствол. Теперь средней кистью рисую ветки. Техника та же, как в средней группе. Вверху 2 маленькие вверх, остальные длинные в стороны. На ветках у ели есть «лапки» - маленькие ветки, нарисую их под большими (показ). Теперь зелёной краской тонкой кисточкой рисуем хвою.

Новогоднюю ёлку украшаем гирляндой и рисуем под нею подставку. В этой группе даём изображение елей вблизи и вдали. Обратите внимание, здесь не рисуются отдельно коричневой краской ветки, а сразу же зелёной краской раскидистые лапы.

Подготовительная группа

Рисуем на тонированной бумаге, гуашь, палитра - на ней мы будем создавать разные оттенки зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкая для хвои.

Объяснение:

Методика рисования не меняется. Только при изображении хвои обращаем внимание на то, что верхние ветки молодые, упругие и зелень на них яркая, книзу хвоя на ветках старая, тёмного цвета.

Рисование   деревьев

Младшая группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, чёрной краской, широкой кистью.

Объяснение:

Обозначаем, где растёт дерево – провожу ровную, прямую линию слева-направо чёрной краской. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. У дерева есть макушка – рисую 2 маленькие веточки вверх. У ели ветки растут вниз, а у дерева-вверх к солнышку. Поднимите свои ручки вверх, вот так же и веточки у дерева будем рисовать, кисть будет показывать, куда растёт веточка – она растёт от ствола вверх (провожу линию), теперь рисую веточку с другой стороны – она растет, растет.

Средняя группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого цвета. Даём 2 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток.

Объяснение:

Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт дерево, провожу ровную, прямую линию слева-направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу вертикальную линию сверху-вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые ветки. Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушки, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки.

Обратить внимание на то, чтобы дети смотрели работу товарища, обменивались мнениями.

В средней группе можно рисовать дерево в разное время года: зимой покрытое снегом, весной, летом, осенью – с листьями, их мы рисуем примакиванием.

Старшая группа

Будем рисовать разновидности деревьев. Особое внимание обратить на то, что если дети старшей группы даже после многократных наблюдений, прорисовки рисуют плохо, то эту работу перенести на подготовительную группу, так ка для детей этот материал очень сложен.

Сосна

Если дети хорошо овладели техникой рисования елей, можно обучить рисованию сосны.

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкую для хвои.

Объяснение:

У сосны красивый, ровный ствол светло-коричневого, золотистого цвета, потому что сосна очень любит свет, солнце. Создаём такой цвет на палитре. Техника рисования ствола такая же, как и ели. Обращаем внимание на ветки, они растут в стороны от ствола, поочерёдно с одной и другой стороны, вверху ветки короткие, книзу длиннее. Внизу тоже были ветки, но всем не хватило света, солнца, и они обломились, остались только маленькие сучки. Хвоя у сосны изумрудная, длинная и пушистая. Тонкой кисточкой делаем длинные от ветки в разные стороны мазки.

Берёза

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, белой и чёрной краской. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.

Объяснение:

У берёзы красивый ствол – широкой кисточкой белой краской рисую ствол, так же как мы рисовали ствол у других деревьев. У берёзы на стволе есть чёрные крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска. Берёзу называют кудрявой. Ветки у неё красивые, упругие, наклонились вниз. Беру среднюю кисточку и чёрной краской рисую толстые ветки от ствола с одной и другой стороны, начинаю сверху. А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз. Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными точками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу ствол сильно чёрный, сверху точек меньше.

Рисуем берёзу в разное время года: заснеженную зимой и зелёную весной (рисуем по-сырому контур кроны и точками листья).

Яблоня

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.

Объяснение:

Широкой кистью тёмно-коричневой краской рисую ствол. Техника рисования та же. Теперь средней толщины кисточкой буду рисовать крону. Крона у яблони похожа на чашу. Из чаши растут большие ветки вверх к солнцу, а на них маленькие. Оттого, что у яблони такая крона её называют развесистой. Листья у яблони рисую примакиванием, конец кисти смотрит вверх.

Можно дать так же тему «Яблоня в цвету» - розовой краской рисуем цветы завиточки, листья не рисуем.

Рисование разновидностей деревьев в старшей группе можно давать лишь в том случае, когда у детей высокие технические навыки. В случае затруднений в старшей группе лучше оставить рисование дерева по методике средней группы и дать рисование берёзы, остальному учить в подготовительной группе.

Подготовительная группа

Продолжаем рисовать разновидности деревьев.

Дуб

Рисуем на тонированной бумаге в две полосы, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины и жёсткую.

Объяснение:

Дуб называют великаном, ствол у него очень толстый, буду рисовать его широкой кисточкой коричневой краской вот так – проведу центральную линию и буду «наращивать» ствол с одной и с другой стороны. Ствол толстый, дуб могучий, он крепко стоит на земле – видны корни. Средней кисточкой коричневой краской рисую ветки. Ветки от времени изогнулись, старые, толстые. У дуба нет такой макушки, как у других деревьев. Наверху ветки изогнуты и от ствола то же отходят изогнутые толстые ветки. От толстых веток отходят маленькие изогнутые, их я рисую кончиком кисточки. Зелень дуба прозрачная, резная, её я буду рисовать жесткой клеевой кистью «тычками».

Сосна

В этой группе можно дать рисование сосны цветными карандашами, но для детей это очень сложно. Так же дети учатся рисовать молодую сосенку.

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, палитра. Даём 2 кисточки: широкую для ствола и средней толщины для хвои.

Объяснение:

Широкой кистью светло-коричневой краской рисую короткий ствол. Техника та же, как при рисовании елей. Особое внимание уделяем на ветки. Рисую 2 маленькие наверху, а далее от ствола рисую 2 веточки вверх к солнцу и отсюда же 2 вниз. Теперь средней кисточкой рисую хвою, верхние ветки молодые – хвоя на них светлая, яркая, нижние старее – хвоя тёмная.

В этой группе можно показать способ рисования кроны без веток – контуром.

Так же в этом возрасте дети с удовольствием рисуют различные сказочные деревья.

Растительный покров

Перспективно правильно изображать растения, расположенные на разных планах, выявлять особенности формы и строения, характерные движения стеблей, листьев, цветов помогает этюд, то есть работа художника непосредственно с натуры. Часто травяной массив условно передают белым фоном бумаги, а редкими штрихами и точками обозначают отдельные растения; жесткую траву рисуют короткими раздельными штрихами, а остролистную осоку - штрихами длинными и параллельными. Длинные и зигзагообразные линии в сочетании с короткими разнонаправленными штрихами помогают художнику изобразить мшистую лесную зелень, а длинные разнонаправленные штрихи - высокое разнотравье; мягкая высокая трава передается длинными штрихами в сочетании с тушеванным тоном, тогда как придорожная травка - короткими зигзагами и штрихами. Этими средствами показываются не только фактурные качества травяного покрова, но и его светлота.

Кустарники, деревья

Выполняя определенную функцию,  каждая часть дерева имеет и определенную форму. Чтобы добиться реалистически правдивого изображения формы дерева, следует учитывать функциональную взаимосвязь его частей. На первом этапе рисования схематически передают облик дерева: отмечают его высоту, положение ствола и массу кроны. На втором - выявляют наиболее типичные для данной породы дерева признаки: показывают изменение толщины ствола от основания дерева к его вершине, рисуют крупные ветви, отмечая их длину, характер и направление движения выделяют в кроне линиями, а затем и тоном форму всей массы листвы крупных ветвей. На третьем этапе выявляют индивидуальные особенности в строении дерева, прорисовывают мелкие ветви, передают фактуру ствола и кроны, моделируя их объемную форму штрихами и тоном. На последнем этапе, сравнив все части и детали, подчиняют их большой форме. Рисунок ветвей и кустарников выполняется в такой же последовательности.

Земля

Первоочередная задача рисующего - показать положения земной поверхности в пространстве, ее движение в глубину. Это движение можно передать линиями, изображающими дорогу, реку, борозды и межи на полях, овраги и холмы. Их границы, уходя в глубину, согласно законам линейной перспективы, сближаются у горизонта и становятся боле тонкими, чем на первом плане. Перспективу ровной земной поверхности можно изобразить рядом горизонтальных линий, а перспективу снижающихся и возвышающихся поверхностей всхолмленной равнины - наклонными штрихами и линиями. Штрихованный или тушеванный тон помогает одновременно передать светлоту и структуру земли. Сыпучую песчаную почву изображают точками; плотный суглинок - частой штриховкой или тушевкой; рыхлый чернозем, комковатую вспаханную землю, каменистую почву - сочетанием всех этих средств. В акварельной технике поверхность земли пишут цветом предметным, общим и обусловленным, однако предметный, ровно окрашивая поверхности, лишает их движения в глубину, поэтому его дополняют линиями и штрихами. При удалении поверхности различные оттенки сливаются в один общий цвет, который получают механическим смешиванием красок, наносимых заливкой. Живописное решение перспективы поверхностей требует воспроизведение обусловленного цвета, который накладывается небольшими  мазками  разных оттенков.

Вода

Известно, какую красоту придают пейзажу река, озеро, зарастающий пруд, болотце или лужица среди дороги. Цвет чистой воды - синий, изменяющийся в зависимости от освещения, точки зрения наблюдателя, качестве воды, цвета неба и среды, населенности водоема.

Небо

Голубое днем небо утром и вечером меняет свою окраску: приобретает желтые, оранжевые и красные цвета вблизи солнца и зеленоватые, синие, серо-синие, темные оттенки в зените. В рисунке ясное небо условно обозначают цветом бумаги и плавным с осветлением тоном, нанесенным штриховкой, тушевкой или заливкой. Облачное небо рисуют легкими редкими или частыми линиями и штрихами в зависимости от его светлоты. Часто детально прорабатывают форму облаков, особенно на первом плане, показывают их особенности и движения. Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь все это передать и выразить производимое ими впечатление помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры. Другое выразительное средство живописи - рисунок (линия и светотень) - ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы. Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции.

«Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»

   На развитие и проявление творческих  способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.

   Одной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которых - развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное и услышанное.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

   Обучение изображению пейзажа начинаем со средней группы. Рисуя пейзаж по началу, дети стремятся к отражению лишь характерных признаков и особенностей. Например, в средней  группе, когда дети рисуют ель или дерево, они передают лишь главные признаки дерева: ствол и ветки, а в старшей и подготовительной группе мы стараемся подводить детей к тому, чтобы они выделяли старые и молодые деревья, маленькие и большие, рисовали деревья различных пород, стройные или с изогнутыми стволами; использовали различные оттенки красок при окраске листвы, стволов, а также неба, снега, земли.

   Одной из особенностей проявление творчества в пейзажном рисунке детей следует считать их умение изображать фон. В средне группе мы знакомим детей с фоном пейзажного рисунка, с линией «дружбы» неба и земли — горизонт. В старших группах учим рисовать фон по— разному, составляя и используя различные оттенки цветов. Окраска фона выполняет важную смысловую функцию — она способствует передаче настроения, чувств маленького художника. Фон учим закрашивать с помощью поролонового тампона, используя толстые кисти, размыванием краски водой, наложением одной краски на другую.

   Также обучаем детей по— разному изображать в рисунке пространство: в виде одной линии, широкой полоски земли, земли и неба, рисуя пригорки, широкое или узкое пространство неба; располагать отдельные образы природы рядом, подчеркивая их различия по величине (низкий куст, высокое дерево). Показываем, как располагать предметы на всем листе бумаги, а не на одном уровне, рисовать перспективу (далеко, близко).

   Также, для того чтобы рисунки детей были более выразительны, учим рисовать линией разной интенсивности, создаваемой разным нажимом на карандаш, мелок или использовать различные кисти (толстые, тонкие). Закрепляем у детей умение хорошо насыщать кисть краской, держать ее наклонно при рисовании широкой линии  (толстый ствол, большие ветки) и вертикально, кончиком кисти — при рисовании узких линий, точек (тонкие веточки, лучи солнца и пр.).

   Знакомство с пейзажной живописью, начиная со средней группы, осуществляется в разных сферах и видах деятельности: знакомство с произведениями искусства, изобразительную деятельность, развитие речи, музыкальную деятельность, ознакомление с окружающим миром (наблюдение, экскурсия).

   В своей работе по воспитанию эстетических чувств через пейзажную живопись используем различные методы и приемы: индивидуальная работа, наблюдения, экскурсии, беседа, рассказ, рассматривание картин о природе, художественное слово, игровые приемы. Все они между собой взаимосвязаны и дают положительные результаты.

   Организуя работу с детьми по ознакомлению с пейзажной живописью, проводим экскурсии в парк, лес, улицам города. Эти экскурсии подготавливают детское восприятие к определенному знакомству с пейзажем. А также воспитывают у них любовь к своему родному краю.

   Стремясь сформировать у каждого ребенка умение чувствовать красоту природы, ее совершенство используем при наблюдениях стихи и произведения поэтов: И. Сурикова, С. Есенина, Е. Тургенева, А. Толстого и др.                       Живое наблюдение природы, восприятие ее в стихах конкретизирует восприятие детей, делает его более осмысленным.

   Рассматривая картины о природе, знакомим детей с пейзажной живописью. Подчеркивая, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, используя разные средства выразительности. Рассматривая картины, беседуем с детьми, обращаем внимание на то, как изобразил природу художник, как нарисовал деревья, кусты, небо и т. п.  Все это способствует созданию в рисунке детей развернутого пейзажа, т. е. помогает  не только воспроизвести им отдельные образы природы с индивидуальными способностями,   но и раскрыть взаимосвязи между ними, расположить предметы в определенных отношениях, четко показать  признаки того или иного времени года и, наконец, выразить чувства.

   Детям пятого года жизни следует предлагать стихотворения с описанием одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления природы. Восприятие слуха должно обязательно опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе. Для работы с детьми этого возраста  трудно найти законченные поэтические произведения на темы, которые можно изобразить. Поэтому допустимо выбирать законченные строчки, строфы, в которых описывается доступная детям среднего возраста картина природы. Желательно, чтобы описанный в них образ отличался конкретностью, несложными для изображения признаками.

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

   К старшей группе дети приобретают умение  воспринимать художественные произведения различного содержания, т. е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи. Проявляя творчество,  воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения. Восприятие  представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социо- эмоционального развития наблюдателя.

   С детьми шестого года рекомендуется проводить занятия по рисованию на темы двух произведений, в которых описана природа в одно и то же время года. До  занятия целесообразно  провести беседу об их содержании и средствах выразительности. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, с ними целесообразно  рассмотреть картины или иллюстрации, которые выделяют основные моменты текста, т. е. обеспечивают взаимодействие зрительного и слухового восприятия. Художественные иллюстрации знакомят детей с различными  способами изображения природы. В свободное время можно организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды. Для изображения пейзажа дети могут использовать гуашь, акварель, в старших группах им доступны применение угольных карандашей, сангины, ваксовых мелков, пастели. Они уже знают, что на темном фоне светлые тона кажутся светлее, а на светлом темнее.

Дети шестого года жизни уже имеют некоторый опыт восприятия природы и художественного ее описания в стихах. Они уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений или образов природы, давать им точную характеристику.

   Продолжая знакомить детей с пейзажными произведениями, воспитатель нацеливает их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких ее образах. Этому  способствует и использование не только иллюстраций к определенному стихотворению, но и репродукции с картин выдающихся художников, усиливающих впечатления. Беседы о поэтических произведениях проводятся уже до занятий по рисованию, поскольку дети рисуют на темы более сложных по сравнению с предыдущей  группой стихотворений. В старшей группе перед живым наблюдением можно организовать рассматривание иллюстраций к стихотворению, в котором описан определенный пейзаж. Дети наглядно убедятся, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности.

   В старшей группе постановка темы должна настраивать детей не только на изображение ряда предметов, но и на передачу в рисунке определенной ситуации, направлять на поиск различных вариантов ее исполнения.

   С детьми старшего дошкольного возраста  рекомендуется проводить рисование пейзажей с натуры, привлекая и к этому процессу лирические произведения.

Последовательность выполнения пейзажа

детьми дошкольного возраста

Для того чтобы научить детей правильно рисовать природу воспитателю необходимо научить детей соблюдать последовательность выполнения пейзажа:

1. Начинается с выбора уголка природы, который дети хотели бы изобразить в своей картине.

2. Пейзаж обычно рисуют с натуры (на пленере, но есть один способ, который позволяет это делать и дома (этюды).

Этюд – это зарисовка отдельных элементов будущей картины (прорисовка цветов, трав, неба, деревьев, зданий, земли, воды).

На примере этих этюдов можно создать пейзаж.

3. Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали)

4. Делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта. Есть пейзажи, где линия горизонта высокая (широкая полоса земли и узкая– неба, и пейзажи, где линия горизонта– низкая (узкая полоса земли и широкая – неба).

5. В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива.

Перспектива от латинского – «ясно вижу».

Смотря куда-либо, мы видим, что удаленные предметы (деревья, дома) кажутся маленькими, а ближние- большими, поэтому на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой.

Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух художник использует закон воздушной перспективы, поэтому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.

При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.

При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь.

Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа, начиная с переднего плана, а затем рисуется задний план.

Результат обучения способам изображения и работы по развитию художественного творчества детей ярко проявляется в самостоятельной деятельности. Дети смело смешивают краски, добиваясь передачи желаемого настроения рисунка. Владеют способами изображения и при этом не боятся поисковой деятельности.

В результате приобретенных навыков и умений, детское желание объединяется с возможностью, и, в этом случае, ребенок испытывает радость от деятельности.

На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.

По средствам пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства, перед ними раскрывается богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся c новыми для них предметами и явлениями.

Надеюсь, сегодняшняя встреча помогла Вам понять, структуризировать и запомнить методику обучения рисования пейзажей в разных возрастных группах.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

   Дети шестого года жизни уже имеют некоторый опыт восприятия природы и художественного ее описания в стихах. Они уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений или образов природы, давать им точную характеристику.

   Продолжая знакомить детей с пейзажными произведениями, воспитатель нацеливает их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких ее образах. Этому  способствует и использование не только иллюстраций к определенному стихотворению, но и репродукции с картин выдающихся художников, усиливающих впечатления. Беседы о поэтических произведениях проводятся уже до занятий по рисованию, поскольку дети рисуют на темы более сложных по сравнению с предыдущей  группой стихотворений. В старшей группе перед живым наблюдением можно организовать рассматривание иллюстраций к стихотворению, в котором описан определенный пейзаж. Дети наглядно убедятся, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности.

   В старшей группе постановка темы должна настраивать детей не только на изображение ряда предметов, но и на передачу в рисунке определенной ситуации, направлять на поиск различных вариантов ее исполнения.

   С детьми старшего дошкольного возраста  рекомендуется проводить рисование пейзажей с натуры, привлекая и к этому процессу лирические произведения.

Последовательность выполнения пейзажа

детьми дошкольного возраста

Для того чтобы научить детей правильно рисовать природу воспитателю необходимо научить детей соблюдать последовательность выполнения пейзажа:

1. Начинается с выбора уголка природы, который дети хотели бы изобразить в своей картине.

2. Пейзаж обычно рисуют с натуры (на пленере, но есть один способ, который позволяет это делать и дома (этюды).

Этюд – это зарисовка отдельных элементов будущей картины (прорисовка цветов, трав, неба, деревьев, зданий, земли, воды).

На примере этих этюдов можно создать пейзаж.

3. Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали)

4. Делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта. Есть пейзажи, где линия горизонта высокая (широкая полоса земли и узкая– неба, и пейзажи, где линия горизонта– низкая (узкая полоса земли и широкая – неба).

5. В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива.

Перспектива от латинского – «ясно вижу».

Смотря куда-либо, мы видим, что удаленные предметы (деревья, дома) кажутся маленькими, а ближние- большими, поэтому на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой.

Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух художник использует закон воздушной перспективы, поэтому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.

При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.

При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь.

Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа, начиная с переднего плана, а затем рисуется задний план.

ДО  «Гармония», 2018

Семинар по изо- деятельности

Zolotaya-osen-v-lesu.jpg

«Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»

   На развитие и проявление творческих  способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.

   Одной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которых - развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное и услышанное.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

   Обучение изображению пейзажа начинаем со средней группы. Рисуя пейзаж по началу, дети стремятся к отражению лишь характерных признаков и особенностей. Например, в средней  группе, когда дети рисуют ель или дерево, они передают лишь главные признаки дерева: ствол и ветки, а в старшей и подготовительной группе мы стараемся подводить детей к тому, чтобы они выделяли старые и молодые деревья, маленькие и большие, рисовали деревья различных пород, стройные или с изогнутыми стволами; использовали различные оттенки красок при окраске листвы, стволов, а также неба, снега, земли.

   Одной из особенностей проявление творчества в пейзажном рисунке детей следует считать их умение изображать фон. В средне группе мы знакомим детей с фоном пейзажного рисунка, с линией «дружбы» неба и земли — горизонт. В старших группах учим рисовать фон по— разному, составляя и используя различные оттенки цветов. Окраска фона выполняет важную смысловую функцию — она способствует передаче настроения, чувств маленького художника. Фон учим закрашивать с помощью поролонового тампона, используя толстые кисти, размыванием краски водой, наложением одной краски на другую.

   Также обучаем детей по— разному изображать в рисунке пространство: в виде одной линии, широкой полоски земли, земли и неба, рисуя пригорки, широкое или узкое пространство неба; располагать отдельные образы природы рядом, подчеркивая их различия по величине (низкий куст, высокое дерево). Показываем, как располагать предметы на всем листе бумаги, а не на одном уровне, рисовать перспективу (далеко, близко).

   Также, для того чтобы рисунки детей были более выразительны, учим рисовать линией разной интенсивности, создаваемой разным нажимом на карандаш, мелок или использовать различные кисти (толстые, тонкие). Закрепляем у детей умение хорошо насыщать кисть краской, держать ее наклонно при рисовании широкой линии  (толстый ствол, большие ветки) и вертикально, кончиком кисти — при рисовании узких линий, точек (тонкие веточки, лучи солнца и пр.).

   Знакомство с пейзажной живописью, начиная со средней группы, осуществляется в разных сферах и видах деятельности: знакомство с произведениями искусства, изобразительную деятельность, развитие речи, музыкальную деятельность, ознакомление с окружающим миром (наблюдение, экскурсия).

   В своей работе по воспитанию эстетических чувств через пейзажную живопись используем различные методы и приемы: индивидуальная работа, наблюдения, экскурсии, беседа, рассказ, рассматривание картин о природе, художественное слово, игровые приемы. Все они между собой взаимосвязаны и дают положительные результаты.

   Организуя работу с детьми по ознакомлению с пейзажной живописью, проводим экскурсии в парк, лес, улицам города. Эти экскурсии подготавливают детское восприятие к определенному знакомству с пейзажем. А также воспитывают у них любовь к своему родному краю.

   Стремясь сформировать у каждого ребенка умение чувствовать красоту природы, ее совершенство используем при наблюдениях стихи и произведения поэтов: И. Сурикова, С. Есенина, Е. Тургенева, А. Толстого и др.                       Живое наблюдение природы, восприятие ее в стихах конкретизирует восприятие детей, делает его более осмысленным.

   Рассматривая картины о природе, знакомим детей с пейзажной живописью. Подчеркивая, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, используя разные средства выразительности. Рассматривая картины, беседуем с детьми, обращаем внимание на то, как изобразил природу художник, как нарисовал деревья, кусты, небо и т. п.  Все это способствует созданию в рисунке детей развернутого пейзажа, т. е. помогает  не только воспроизвести им отдельные образы природы с индивидуальными способностями,   но и раскрыть взаимосвязи между ними, расположить предметы в определенных отношениях, четко показать  признаки того или иного времени года и, наконец, выразить чувства.

   Детям пятого года жизни следует предлагать стихотворения с описанием одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления природы. Восприятие слуха должно обязательно опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе. Для работы с детьми этого возраста  трудно найти законченные поэтические произведения на темы, которые можно изобразить. Поэтому допустимо выбирать законченные строчки, строфы, в которых описывается доступная детям среднего возраста картина природы. Желательно, чтобы описанный в них образ отличался конкретностью, несложными для изображения признаками.

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

   К старшей группе дети приобретают умение  воспринимать художественные произведения различного содержания, т. е. не только те, где предстает занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину дети теперь воспринимают иначе: о многом они догадываются, многое могут вообразить, с легкостью определяют описываемое время года, характерные признаки осени, весны, зимы, краски, которые выбрал художник для их передачи. Проявляя творчество,  воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения. Восприятие  представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социо- эмоционального развития наблюдателя.

   С детьми шестого года рекомендуется проводить занятия по рисованию на темы двух произведений, в которых описана природа в одно и то же время года. До  занятия целесообразно  провести беседу об их содержании и средствах выразительности. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, с ними целесообразно  рассмотреть картины или иллюстрации, которые выделяют основные моменты текста, т. е. обеспечивают взаимодействие зрительного и слухового восприятия. Художественные иллюстрации знакомят детей с различными  способами изображения природы. В свободное время можно организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды. Для изображения пейзажа дети могут использовать гуашь, акварель, в старших группах им доступны применение угольных карандашей, сангины, ваксовых мелков, пастели. Они уже знают, что на темном фоне светлые тона кажутся светлее, а на светлом темнее.



Предварительный просмотр:

крапинки, их мы нарисуем потом, когда подсохнет белая краска. Берёзу называют кудрявой. Ветки у неё красивые, упругие, наклонились вниз. Беру среднюю кисточку и чёрной краской рисую толстые ветки от ствола с одной и другой стороны, начинаю сверху. А от толстых веток идут тонкие, как гирлянды, опускаются вниз. Ствол у берёзы подсох, теперь украсим его черными точками. Вспомните, когда мы с вами рассматривали его, то отмечали, что внизу ствол сильно чёрный, сверху точек меньше.

Рисуем берёзу в разное время года: заснеженную зимой и зелёную весной (рисуем по- сырому контур кроны и точками листья).

Яблоня

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.

Объяснение:

Широкой кистью тёмно-коричневой краской рисую ствол. Техника рисования та же. Теперь средней толщины кисточкой буду рисовать крону. Крона у яблони похожа на чашу. Из чаши растут большие ветки вверх к солнцу, а на них маленькие. Оттого, что у яблони такая крона её называют развесистой. Листья у яблони рисую примакиванием, конец кисти смотрит вверх.

Можно дать так же тему «Яблоня в цвету» - розовой краской рисуем цветы завиточки, листья не рисуем.

Рисование разновидностей деревьев в старшей группе можно давать лишь в том случае, когда у детей высокие технические навыки. В случае затруднений в старшей группе лучше оставить рисование дерева по методике средней группы и дать рисование берёзы, остальному учить в подготовительной группе.

Подготовительная группа

Продолжаем рисовать разновидности деревьев.

Дуб

Рисуем на тонированной бумаге в две полосы, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины и жёсткую.

Объяснение:

Дуб называют великаном, ствол у него очень толстый, буду рисовать его широкой кисточкой коричневой краской вот так – проведу центральную линию и буду «наращивать» ствол с одной и с другой стороны. Ствол толстый, дуб могучий, он крепко стоит на земле – видны корни. Средней кисточкой коричневой краской рисую ветки. Ветки от времени изогнулись, старые, толстые. У дуба нет такой макушки, как у других деревьев. Наверху ветки изогнуты и от ствола то же отходят изогнутые толстые ветки. От толстых веток отходят маленькие изогнутые, их я рисую кончиком кисточки. Зелень дуба прозрачная, резная, её я буду рисовать жесткой клеевой кистью «тычками».

Сосна

В этой группе можно дать рисование сосны цветными карандашами, но для детей это очень сложно. Так же дети учатся рисовать молодую сосенку.

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, палитра. Даём 2 кисточки: широкую для ствола и средней толщины для хвои.

Объяснение:

Широкой кистью светло-коричневой краской рисую короткий ствол. Техника та же, как при рисовании елей. Особое внимание уделяем на ветки. Рисую 2 маленькие наверху, а далее от ствола рисую 2 веточки вверх к солнцу и отсюда же 2 вниз. Теперь средней кисточкой рисую хвою, верхние ветки молодые – хвоя на них светлая, яркая, нижние старее – хвоя тёмная.

В этой группе можно показать способ рисования кроны без веток – контуром.

Так же в этом возрасте дети с удовольствием рисуют различные сказочные деревья.

ДО  «Гармония», 2018

Семинар по изо- деятельности

detsad-399791-1450544653.jpg

«Методика рисования деревьев с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста»

Рисование елей

Младшая группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской зелёного цвета, широкой кистью.

Объяснение:

Обозначаем, где растёт ель – провожу ровную, прямую линию слева- направо зелёной краской. Затем рисую прямой и красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху- вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. На макушке веточки короткие и смотрят вверх на солнышко. Рисую остальные ветки, начинаю сверху – веду линию от ствола вниз с одной стороны и с другой, наверху они короткие, а потом растут, растут (ведём линию ветки), а эта ветка ещё длиннее (растёт, растёт, растёт).

Средняя группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои.

Объяснение:

Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт ель, провожу ровную прямую линию слева- направо. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху- вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые веточки. У ели есть макушка. Рисую 2 маленькие веточки, которые смотрят вверх, на солнышко. Теперь рисую остальные ветки, начинаю сверху. Ветки вверху маленькие и смотрят вниз с одной и другой стороны, ниже ветки подлиннее, ещё длиннее и самые длинные. Теперь тонкой кисточкой зелёной краской рисую иголки на ёлке. Они растут на ветках с одной и с другой стороны.

Зимой можно рисовать ель покрытую снегом и украшенную огоньками на новогодний праздник.

Старшая группа

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, краской коричневого и зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток и тонкую для хвои.

Объяснение:

Мы не обозначаем, где растёт ель, сразу рисуем ствол. Беру широкую кисть и коричневой краской провожу ровную прямую в конце с нажимом линию, из верхней точки провожу ещё такую же линию рядом и так несколько раз, чтобы получился красивый, прямой ствол. Теперь средней кистью рисую ветки. Техника та же, как в средней группе. Вверху 2 маленькие вверх, остальные длинные в стороны. На ветках у ели есть «лапки» - маленькие ветки, нарисую их под большими (показ). Теперь зелёной краской тонкой кисточкой рисуем хвою.

Новогоднюю ёлку украшаем гирляндой и рисуем под нею подставку. В этой группе даём изображение елей вблизи и вдали. Обратите внимание, здесь не рисуются отдельно коричневой краской ветки, а сразу же зелёной краской раскидистые лапы.

Подготовительная группа

Рисуем на тонированной бумаге, гуашь, палитра - на ней мы будем создавать разные оттенки зелёного цвета. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкая для хвои.

Объяснение:

Методика рисования не меняется. Только при изображении хвои обращаем внимание на то, что верхние ветки молодые, упругие и зелень на них яркая, книзу хвоя на ветках старая, тёмного цвета.

Рисование   деревьев

Младшая группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, чёрной краской, широкой кистью.

Объяснение:

Обозначаем, где растёт дерево – провожу ровную, прямую линию слева- направо чёрной краской. Затем рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху- вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью. Теперь рисую веточки. У дерева есть макушка – рисую 2 маленькие веточки вверх. У ели ветки растут вниз, а у дерева- вверх к солнышку. Поднимите свои ручки вверх, вот так же и веточки у дерева будем рисовать, кисть будет показывать, куда растёт веточка – она растёт от ствола вверх (провожу линию), теперь рисую веточку с другой стороны – она растет, растет.

Средняя группа

Рисуем на тонированной бумаге, на всём листе или полосе, краской коричневого цвета. Даём 2 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток.

Объяснение:

Беру широкую кисть и коричневой краской обозначаю, где растёт дерево, провожу ровную, прямую линию слева- направо. У дерева прямой красивый ровный ствол – провожу вертикальную линию сверху- вниз, начинаю рисовать кончиком кисти, а потом всей кистью. Беру средней толщины кисточку, ею я буду рисовать коричневые ветки. Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушки, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их всей кистью с одной и с другой стороны ствола. А на толстых ветках есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки.

Обратить внимание на то, чтобы дети смотрели работу товарища, обменивались мнениями.

В средней группе можно рисовать дерево в разное время года: зимой покрытое снегом, весной, летом, осенью – с листьями, их мы рисуем примакиванием.

Старшая группа

Будем рисовать разновидности деревьев. Особое внимание обратить на то, что если дети старшей группы даже после многократных наблюдений, прорисовки рисуют плохо, то эту работу перенести на подготовительную группу, так ка для детей этот материал очень сложен.

Сосна

Если дети хорошо овладели техникой рисования елей, можно обучить рисованию сосны.

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, гуашь, палитра. Даём 3 кисточки: широкую для ствола, средней толщины для веток, тонкую для хвои.

Объяснение:

У сосны красивый, ровный ствол светло-коричневого, золотистого цвета, потому что сосна очень любит свет, солнце. Создаём такой цвет на палитре. Техника рисования ствола такая же, как и ели. Обращаем внимание на ветки, они растут в стороны от ствола, поочерёдно с одной и другой стороны, вверху ветки короткие, книзу длиннее. Внизу тоже были ветки, но всем не хватило света, солнца, и они обломились, остались только маленькие сучки. Хвоя у сосны изумрудная, длинная и пушистая. Тонкой кисточкой делаем длинные от ветки в разные стороны мазки.

Берёза

Рисуем на тонированной в две полосы бумаге, белой и чёрной краской. Даём 2 кисточки: широкую и средней толщины.

Объяснение:

У берёзы красивый ствол – широкой кисточкой белой краской рисую ствол, так же как мы рисовали ствол у других деревьев. У берёзы на стволе есть чёрные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада"

Презентация на тему "Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада"...

Методические рекомендации по теме "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"

Методические рекомендации "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"...

Методика обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.

С статье говорится о методиках , которыми можно воспользовать для обучении рисованию в разных группах....

Основные методы и принципы проведения ОД художественно-эстетической направленности «РИСОВАНИЕ» в разных возрастных группах детского сада

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью.Оно направлено на...

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»...

Методические рекомендации "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"

Методические рекомендации "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"...