Главные вкладки

    Методические рекомендации по теме "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"
    методическая разработка по теме

    Панкова Татьяна Владимировна

    Методические рекомендации "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx71.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность . Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы.                                                                                                    Виды пейзажа:  Если художник изобразил город или городскую улицу пейзаж называется городским, лесные просторы – это лесной пейзаж,  горы – горный, море – морской.   Известно, что основы художественного воспитания закладывается в дошкольном детстве. Большое место в этом процессе занимает природа, которую В. Г. Белинский назвал первым воспитателем детей. Так как для полноценного восприятия художественного образа  детям необходим запас наблюдений, опыт положительного  активного  отношения  к  окружающей   природе дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи в средней группе. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество, способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждает искреннее чувство любви к своему родному краю. Организуя работу с детьми по ознакомлению с пейзажной живописью проводим экскурсии в парк, лес, улицам города. Эти экскурсии подготавливают детское восприятие к определенному знакомству с пейзажем. А также воспитывают у них любовь к своему родному краю. Работа по ознакомлению с пейзажем присутствует во всех видах деятельности детей. Это и специально организованная деятельность по рисованию, аппликации, познавательно-речевая, музыкальная. С детьми проводятся наблюдения, беседы, рассматривание репродукций и иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений. Главное, чтобы дети научились видеть прекрасное в самом незатейливом и простом уголке природы и захотели передать возникшее от увиденного настроение в своем рисунке.

    Знакомство с пейзажем в средней группе

     Задачи:

    1.развивать у ребят интерес к пейзажной живописи, желание её внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение картины, её красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать своё отношение к воспринимаемому пейзажу;

    2. подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение  реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания.

    3.познакомить с цветом (колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды, настроения; рисунком, передающим характерные особенности формы, композицией – построение картины.

    4.дать представление о пейзаже как жанре живописи и некоторых его видах.

    5. обогатить словарь сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые дети смогут использовать в своих оценках и суждениях о произведении.

     Рисуя пейзаж по началу, дети стремятся к отражению лишь характерных признаков и особенностей. Например, когда дети рисуют ель или дерево, они передают лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. Одной из особенностей проявление творчества в пейзажном рисунке детей следует считать их умение изображать фон. В средне группе мы начинаем знакомить детей с фоном пейзажного рисунка, с линией «дружбы» неба и земли — горизонт. Рисование красками чередуем с рисованием цветными карандашами, мелками, фломастерами, красками.

    Знакомство с пейзажем в старшей группе

    Задачи:

    1. продолжать знакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – пейзажем;

    2. развивать у детей интерес к пейзажной живописи;

    3. познакомить с такими выразительными средствами живописи, как композиция и колорит;

    4. Учить передавать в рисунках характерные особенности деревьев разных пород: берёзы, клёна, ели и др., различать деревья по силуэту и кроне, изображать деревья склонённые под ветром;

    5. формировать умения изображать пейзажи в разное время года и разную погоду, и в разное время суток.

    6. развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость и гордость

     Дети старшей группы старшей рисуя пейзаж учатся выделять старые и молодые деревья, высокие и низкие,  деревья различных пород, стройные или с изогнутыми стволами; используют различные оттенки красок при окраске листвы, стволов, а также неба, снега, земли, намечают последовательность работы. Закрепляют умение изображать картины природы, учатся располагать изображения по всему листу, ближе к нижнему краю и дальше от него, используют разный нажим на карандаш для передачи более светлых и более тёмных частей картины.

    Окраска фона выполняет важную смысловою функцию — она способствует передаче настроения, чувств маленького художника. Фон учим закрашивать с помощью поролонового тампона, используя толстые кисти, размыванием краски водой, наложением одной краски на другую.

    Подготовительная группа

    Задачи

    1. обобщить знания детей о живописи

    2.продожать знакомить детей с пейзажем и его видами

    3.развивать умение изображать пейзаж

    4. развивать умение наблюдать за живой природой

    5. развитие познавательной активности детей

           6.развивать чувство цвета, композиционные умения

     В подготовительной группе работа продолжается. С детьми проводятся занятия по ознакомлению с видами пейзажа. Дети узнают, что пейзаж бывает не только природный, но и городской (огромные архитектурные постройки и городские улочки), сельский (поля, деревенские дома) и морской, показывающий море во всем его великолепии.  После серии подобных занятий у детей формируется четкое представление о том, что где бы человек не жил, в городе или в сельской местности, везде он может найти прекрасное: маленькая сельская речушка, убегающая в даль, или город с его кипучим, напряженным ритмом.

    Также обучаем детей по — разному изображать в рисунке пространство: в виде одной линии, широкой полоски земли, земли и неба, рисуя пригорки, широкое или узкое пространство неба; располагать отдельные образы природы рядом, подчеркивая их различия по величине (низкий куст, высокое дерево). Показываем как располагать предметы на всем листе бумаги, а не на одном уровне, рисовать перспективу (далеко, близко).                                                                                              Также, для того чтобы рисунки детей были более выразительны, учим рисовать линией разной интенсивности, создаваемой разным нажимом на карандаш, мелок или использовать различные кисти (толстые, тонкие). Закрепляем у детей умение хорошо насыщать кисть краской, держать ее наклонно при рисовании широкой линии (толстый ствол, большие ветки) и вертикально, кончиком кисти — при рисовании узких линий, точек (тонкие веточки, лучи солнца и пр.).  Закреплять умение разбавлять акварель водой для получения светлых тонов.                                

    Дидактические игры, как известно, способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Если дидактическая игра включена в процесс обучения изодеятельности, то она совершенствует его . Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами - это помогает эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

    Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».                                                                                        Могут использовать такие дидактические игры, как: «Художественный салон», «Выставка картин», «Найди ошибку», «Жанры живописи».

    д/и «Собери пейзаж»

    Цель: закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времен года.

    По собственному замыслу составить композицию по задуманному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний)

    Материал: цветные изображения деревьев, цветов, трав, гор, озер, и.т. д, отражающие сезонные изменения в природе.

    1. облако, туча, с которой идет дождь, цветы, грибы, кустарник, береза, елка, рябина, кузнечик, бабочка.

    2. зеленая трава, облако, из которого идет снег, лист клена (желтый) рябины, желтая трава, сугробы, болото, солнце, река покрытая льдом, радуга.             д/и «Из чего состоит пейзаж?» (игра с картинками)

    Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Отбирать только те картинки, на которых изображены элементы присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.

    Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

    д/и «Художники - реставраторы»

    Задачи:  упражнять в составлении одного целого из определенных деталей;  развивать эстетическое восприятие; создавать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.

    Материал:Репродукция картины «Аленушка» В. М. Васнецова, «Золотая осень» Поленова, портрет А. С. Пушкина О. Кипренского, фишки.

    Ход игры: Материал лежит перед детьми. Детям предлагается из частей собрать одно целое.

    Правило игры: выигрывает тот ребенок, кто первым справился с заданием.Дополнительную фишку получает тот ребенок, кто называет название репродукции художника.В комплект игры входит три набора.

    д/и «Волшебный круг»

    Задачи:

    систематизировать знания о различных видах живописи, художниках работающих в этих жанрах;закреплять знание об основных и составных цветах, о теплых и холодных; воспитывать умение доброжелательно оценивать ответы своих сверстников.

    Материал: круг – 50 см разделенный на 8 секторов, окрашенных в основные и составные цвета, в центре круга – стрелка, карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов (10х10 см), цветные карточки основных и составных цветов, фишки.

    Ход игры:

    I вариант.                                                                                                                                Перед детьми круг и цветные карточки. Воспитатель вращает стрелку. Дети должны называть цвет, на который указывает стрелка, основной он или составной, показать цветную карточку.

    Правила игры: фишку получает тот ребенок, кто правильно выполнит задание, а также тот, кто первым скажет – из каких 2-х основных цветов составлен составной. Игра проводится 3-4 раза, затем считаются фишки и определяется победитель.

    II вариант.

    На цветовой круг выкладываются карточки с изображением пейзажа, натюрморта, портрета. Дети должны определить жанр живописи художника работающего в этом жанре.                                                                                             Правила игры: Выигрывает тот, кто правильно определил пейзаж, натюрморт, портрет. В комплект игры входит по 4 вида картинок.Игра проводится 3-4 раза, затем определяется победитель.                                                

    Успех ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажем зависит от правильного определения целей и содержания обучения, равным образом и от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у дошкольников знания, умения, навыки.

    Таким образом, в процессе обучения дошкольников изображению пейзажа чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изображению природы, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Главным же учителем в пейзажной живописи всегда остается природа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»

    Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...

    "Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

    Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...

    Методические рекомендации по использованию музыкальных инструментов в разных возрастных группах детского сада

    В современных условиях детским музыкальным инструментам отводится особая роль. В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент музыкальных инструментов. В методических рекомендациях представле...

    Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО

    Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. У совр...

    Методические рекомендации по организации сюжетных игр в разных возрастных группах

    Рекомендации по организации сюжетных игр в разных возрастных группах...