Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (средний дошкольный возраст)
методическая разработка (средняя группа)

Крушельницкая Татьяна Николаевна

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.

Рекомендуемые материалы предполагают общую систему оценки детской деятельности по 4-бальной шкале

 4 балла - деятельность соответствует норме,

 3 балла - незначительное отклонение от нормы,

 2 балла - существенное отклонение от нормы,

 1 балл - практическое несоответствие уровню нормы.

 Если по совокупности выполненных заданий диагностирования качества развития образовательных областей, баллы, набранные ребенком, попадают в диапазон от 3, до 4 баллов - его деятельность находится на оптимальном уровне; от 2 до 3 балла - деятельность достаточном уровня; от 1 до 2 балла - деятельность недостаточном уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_estech_srednyaya_gr.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

  1. Умение анализировать постройку по схеме:

Материал: схема постройки.

Задания:

- Какая деталь лежит в основании постройки?

- Какая деталь поставлена на основание?

- Что находится на верху постройки?

  1. Уровень развития способности различать и называть строительные детали:

Материал: строительные детали – куб, пластина, кирпичик, брусок, трехгранная призма.

Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их, объясняя конструктивные свойства (устойчивость, форма, величина).

  1. Уровень развития умения строить разные конструкции по заданию:

Материал: мелкий конструктор.

Задание:

Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома).

  1. Уровень сформированности элементарных умений конструирования из бумаги:

Материал: прямоугольный лист бумаги.

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку сложить прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями с небольшой помощью воспитателя.

2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью воспитателя или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  1. Эмоциональная отзывчивость на музыку:

     - Что ты больше всего любишь делать: петь, танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему?

- Слушание ребенком двух незнакомых музыкальных произведений, давая им название – «Котик заболел», «Котик выздоровел» муз. А.Гречанинова.

Предложить ребенку рассказать о том, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.

Если ребенок затрудняется высказываться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется.

4 балла – у ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание.

3 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке, он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

2 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

1 балл – отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязен и не соотносится с музыкой.

  1. Звуковысотный слух:

Музыкальный руководитель показывает птицу и птенчика и сажает на соответствующие ветки низко и высоко и одновременно знакомит со звучанием их голосов (звуки кварты – ре-соль; в пределах сексты, септимы). Затем ребенку предлагается отвернуться, послушать и сказать: чей голосок звучал?

        Звуки предлагаются в последовательности: высокий, низкий, высокий.

4 балла – ребенок отлично различает выразительные особенности музыкальных звуков.

3 балла – ребенок хорошо отличает звуки по высоте после словесной помощи взрослого (н-р: ребенку показывают птицу и птенчика, проигрывают соответствующие звуки и поясняют: «Птица мама звала тебя низким голосом, а птенчик – высоким. Отвернись, послушай и скажи, кто тебя зовет?»).

2 балла – ребенок различает выразительные соотношения музыкальных звуков после словесной помощи с опорой на двигательную активность (ребенку предлагается посадить птицу маму на нижнюю ступеньку и послушать, как она звучит…).

1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные отношения музыкальных звуков.

  1. Чувство ритма:

Ребенку поясняют, что в гости пришли игрушки (медвежонок и лисенок) и каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляются музыкальные примеры, поясняются, какому гостю они соответствуют. Затем ребенку говорят: «Слушай внимательно: я буду сейчас хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты должен отгадать, для какой игрушки я хлопаю».

«Медвежонок»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Лисенок»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        4 балла – ребенок отлично различает ритмические отношения в музыкальных примерах.

        3 балла - ребенок хорошо различает ритмические отношения  музыкальных звуков после словесной помощи взрослого в виде образной характеристики музыкально-ритмических примеров (с помощью игрушек). Задание повторяется.

        2 балла - ребенок различает выразительные ритмические отношения музыкальных звуков после оказания не только словесной, но и моторной помощи (предлагается еще раз послушать музыку и прохлопать ее самому. Одновременно дается словесная характеристика музыки. Задание повторяется).

       1 балл – ребенок различает со значительными ошибками указанные выше выразительные ритмические соотношения музыкальных звуков.

  1. Динамический слух:

Ребенку показывают картинки-аккордеоны и поясняют, что каждый аккордеон звучит по-разному: большому аккордеону соответствует очень громкое звучание; среднему – громкое звучание; маленькому – тихое звучание.

Теперь послушай, скажи и покажи, какой аккордеон звучит? (Последовательность – очень громко, тихо, громко).

4 балла – ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков.

3 балла - ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков, но после словесной помощи, поясняющей силу звучания.

2 балла - ребенок различает динамические отношения музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи.

1 балл - ребенок не различает правильно указанные выше динамические отношения музыкальных звуков.

  1. Тембровый слух:

Ребенку показывают и называют музыкальные инструменты, играют на них. Такие же инструменты лежат за ширмой. Затем объясняют: «Сейчас я буду играть на каком-то инструменте за ширмой, а ты послушаешь, посмотришь, покажешь и назовешь тот, на котором я буду играть».

Последовательность: колокольчик, металлофон, треугольник.

4 балла – ребенок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания инструментов.

3 балла - ребенок хорошо различает тембровые отношения музыкальных звуков после словесной помощи, характеризующей звучание инструмента.

2 балла - ребенок  различает тембровые свойства музыкальных звуков после оказания ему моторной помощи.

1 балл - ребенок чаще не различает вышеуказанные тембровые свойства музыкального звучания инструментов, чем различает их.

  1. Пение:

Предложить ребенку спеть любимую детскую песню (свою или разучиваемую в детском саду).

4 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, передавая характер музыки,  берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет подвижно, согласованно (в пределах ре-си первой октавы).

3 балла – ребенок чисто поет после словесной помощи взрослого.

2 балла – ребенок достаточно чисто поет после активной помощи взрослого (показа).

1 балл – ребенок не проявляет желания петь или не может вспомнить песню даже после оказания помощи взрослого.

  1. Музыкальное мышление:

А) репродуктивное, перцептивное – ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения (по программе средней группы), определить жанр (колыбельная песня, плясовая, марш), рассказать об общем характере музыки или показать характер произведения через движения  (под музыку).

      4 балла – ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения и эмоционально рассказывает о его общем характере.

      3 балла – ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после словесной помощи.

      2 балла - ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после моторной помощи.

      1 балл - ребенок чаще не определяет жанровую характеристику музыкальных произведений, чем определяет.

     Б) продуктивное творческое мышление – сочинить мелодию колыбельной песни, ответить на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?» или «Что ты хочешь, кошечка?» или «Где ты?».

      4 балла – ребенок свободно сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом.

     3 балла - ребенок сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом после словесной помощи взрослого.

     2 балла - ребенок сочиняет, исполняет и отвечает на вопросы, передавая мелодию голосом, после оказания ему моторной помощи.

     1 балл – ребенок отказывается сочинять или делает лишь некоторые попытки.

  1. Музыкальная память:

Ребенку предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Сначала песня пропевается, потом мелодия проигрывается на фортепиано, затем ребенку предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию ребенка).

      4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию.

      3 балла - ребенок правильно воспроизводит незнакомую мелодию или песню после элементарной словесной помощи.

      2 балла – ребенок  правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи (ребенку предлагается пропеть вместе со взрослым 2-4 такта песни, затем проигрывается мелодия на фортепиано. Затем задание повторяется).

      1 балл – ребенок не может правильно воспроизвести мелодию после оказания любой помощи.

  1. Музыкально-ритмические движения:

Детям (парами или группой) предлагается выполнить танцевальные движения (прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, ставить ногу на носок и на пятку, подскоки, ходьба – «торжественная», спокойная, «таинственная», бег – легкий и стремительный).

4 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно выполняет все танцевальные движения, ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

3 балла - ребенок правильно выполняет все танцевальные движения после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок выполняет все танцевальные движения после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок чаще не правильно выполняет танцевальные движения, чем правильно, даже после дополнительного показа взрослым.

  1. Игра на детских музыкальных инструментах:

Предложить ребенку подыграть на металлофоне (барабане) простейшую мелодию на одном звуке (н-р: «Андрей-воробей», муз.Е.Тиличеевой, сл.М.Долинова или др. на усмотрение музыкального руководителя – в соответствии с программой).

4 балла – ребенок самостоятельно и правильно подыгрывает, передавая четкий ритм   в соответствии с характером музыки.

3 балла - ребенок правильно играет после дополнительной словесной помощи взрослого.

2 балла - ребенок играет после оказания ему моторной помощи.

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже после дополнительного показа взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".

В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...

Диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация"

Хочу представить вниманию педагогов детских садов диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация". Мы все испытываем нехватку материала тогда, когда начинаем диагностировань р...

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО 1 Какие нормативно-правовые документы Федерального уровни регулируют деятельность ДО...

Диагностический инструментарий по образовательной области « Социально-коммуникативное развитие»

1. Игровая, коммуникативная деятельность Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно- ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживае...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (младший дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (средний дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...