Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (младший дошкольный возраст)
методическая разработка (младшая группа)

Крушельницкая Татьяна Николаевна

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.

Рекомендуемые материалы предполагают общую систему оценки детской деятельности по 4-бальной шкале

 4 балла - деятельность соответствует норме,

 3 балла - незначительное отклонение от нормы,

 2 балла - существенное отклонение от нормы,

 1 балл - практическое несоответствие уровню нормы.

 Если по совокупности выполненных заданий диагностирования качества развития образовательных областей, баллы, набранные ребенком, попадают в диапазон от 3, до 4 баллов - его деятельность находится на оптимальном уровне; от 2 до 3 балла - деятельность достаточном уровня; от 1 до 2 балла - деятельность недостаточном уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познавательное развитие»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Раздел «Формирование целостной картины мира.

Предметное и социальное окружение»

  1. Уровень знаний о предметах ближайшего окружения:

А) Дидактическая игра «Разложи картинки»

Материал: предметные картинки посуды и одежды.

Задание:

- Рассмотри картинки, расскажи, что на них нарисовано и разложи на две группы.

- Что это? (посуда)

- А эти картинки назови одним словом (одежда).

Б) Дидактическая игра «Что из чего?»

Материал: игрушки, изготовленные из следующих материалов: дерево, бумага, ткань, глина (деревянная лошадка, игрушка-оригами, мягкая кукла, глиняная игрушка).

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть игрушки и сказать, из какого материала они сделаны.

- Какая игрушка самая твердая? (из дерева)

- Какая игрушка самая мягкая? (из ткани)

- Какие игрушки прочные? (из дерева, ткани). А какую, быстрее всего сломать? Почему? (бумага рвется, а глину можно разбить, если уронишь)

В) Дидактическая игра «Помоги бабушке Федоре разобрать посуду»

Материал: предметные картинки с чайной (чашка, блюдце, чайник заварочный), столовой (глубокая и мелкая тарелка, ложки) и кухонной посудой (кастрюля, сковородка).

Задание:

- Бабушка Федора всю посуду перемыла и теперь хочет расставить ее по своим местам, давай поможем разделить посуду на такие группы: чтобы пить чай, обедать и готовить на кухне.

- Это какая посуда, если из нее можно пить чай?

- А если посуду в обед ставим на стол, как называется такая посуда?

- Кастрюля, сковородка – это какая посуда? (кухонная)

Критерии оценки:

4 балла – ребенок быстро и самостоятельно называет предметы, знает их назначение, называет признаки, доступные для восприятия и обследования; проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

3 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, но затрудняется соотнести предмет и материал, из которого сделан этот предмет; проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

2 балла – ребенок называет предметы, знает их назначение, но не может соотнести предмет и материал, из которого сделан этот предмет, даже с помощью воспитателя; проявляет недостаточный интерес к предметам и явлениям.

1 балл – ребенок называет самые разные предметы, затрудняется рассказать об их назначении, не называет признаки, доступные для восприятия и обследования предметов, которые его окружают

2. Уровень знаний детей о ближайшем окружении:

 Дидактическое упражнение «Что здесь находится?»

Материал: сюжетные картинки с изображением дома, улицы, магазина, больницы, парикмахерской, детского сада.

Вопросы:

- Как называется наш поселок?

- Что это? (рассматривание сюжетных картинок)

- Кто работает в магазине? (продавец)

- Кто работает в больнице? (врач)

-  Кто следит за порядком на улице, чтобы машины правильно ездили? (полицейские)

- Кто может сделать красивую прическу? (парикмахер)

- Кто работает с детьми в детском саду? (воспитатель)

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно и достаточно быстро определяет название нашего поселка,  зданий на картинках, знает их назначение, называет профессии по представлению; проявляет интерес к объектам и людям ближайшего окружения, которые он имел возможности видеть.

3 балла – ребенок определяет название нашего поселка, зданий, знает их назначение, но затрудняется назвать профессии, с небольшой подсказкой воспитателя справляется самостоятельно.

2 балла – ребенок называет здания, знает их назначение, но затрудняется назвать, как называется наш поселок и профессии даже после помощи воспитателя.

1 балл – ребенок называет наугад, что находится в этих зданиях, затрудняется рассказать об их назначении, допускает много ошибок при определении профессий.

Раздел «Формирование целостной картины мира.

Ознакомление с природой»

  1. Уровень знаний о растениях:

А) Дидактическая игра «Собери урожай»:

Материал: 3 корзинки разной формы или цвета, предметные картинки                        с изображением овощей (помидор, огурец, морковь, репа), фруктов (яблоко, груша, апельсин, банан) и ягод (малина, смородина, земляника, вишня).

Задание:

- Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть и назвать картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты,                         в другой – овощи, а в третьей - ягоды.

- Назови одним словом, что у тебя в корзинке? (овощи, фрукты, ягоды)

Б) Дидактическое упражнение «Узнай растение по картинке»

Материал: картинки с изображением деревьев (ель, береза, рябина, клен), цветущих травянистых растений (одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, колокольчик).

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть и назвать растения, изображенные на картинках.

В) Дидактическое упражнение «Найди и покажи в группе комнатное растение (3-4 вида)»

Материал: уголок природы с программными комнатными растениями (бальзамин – ванька мокрый (огонек), бегония, колеус (крапивка), фикус, пеларгония зональная и душистая (герань), амариллис,

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку найти соответствующее возрасту и постоянно находящееся в группе комнатное растение.

Г) Беседа «Что нужно, чтобы растения красиво росли?»

- Что нужно сделать, чтобы посадить растение?

- Где лучше будет расти цветок: на окошке или в открытом шкафу? Почему?

- Чем можно покормит цветок?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок правильно выполняет задания, самостоятельно определяет их классификацию, быстро называет растения и находит в группе комнатные растения по заданию воспитателя, имеет представление, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

3 балла – ребенок правильно выполняет задания, называет все картинки, определяет их классификацию, имеет представление, что для роста растений нужны земля, вода и воздух, находит комнатные растения после словесной подсказки воспитателя.

2 балла – ребенок знает и правильно называет все картинки,  но распределяет их в соответствии с заданием только по показу воспитателя, ошибается                        в классификации и нахождении комнатного растения в группе, называет                         1 условие для роста растений.

1 балл – ребенок ошибается и в назывании предметных картинок, не может классифицировать и найти комнатное растение даже с помощью воспитателя. Не имеет представлений об условиях роста растений.

  1. Уровень знаний о жизни диких и домашних животных:

А) Дидактическая игра «Где мама?»

Материал: карточки с изображением домашних животных (собака, кошка, корова, коза, лошадь, овца, курица) и их детенышей (щенок, котенок, теленок, козленок, жеребенок, ягненок, цыпленок), предметные картинки (молоко, зерна, трава, косточка).

Задание:

- Воспитатель ребенку дает карточки с изображением домашних животных и их детенышей, просит найти каждому малышу маму.

- Затем просит выбрать картинку, чтобы накормить кошку (молоко), собаку (косточка), курицу (зернышки) и корову (трава).

Б) Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Материал: предметные картинки или игрушки (медведь, лиса, заяц, волк, белка, еж, лягушка).

Задание:

- Представь, что мы с тобой в лесу. Посмотри на картинки (игрушки) и расскажи, кого мы встретили в лесу.

В) Дидактическое упражнение «Кто это?»

Материал: предметные картинки с изображением насекомых (бабочка, майский  жук, божья коровка, стрекоза).

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки, назвать, кто на них изображен, и назвать обобщающее слово – насекомые.

Г) Дидактическая игра «Посади птицу на ветку»

Материал: на фланелеграфе или доске – ветка дерева, предметные картинки                    с изображением птиц (воробей, ворона, сорока, голубь).

- Посади на ветку воробья (ворону, голубя)?

- Какая птица осталась? (сорока)

Критерии оценки:

4 балла – ребенок знает и называет диких и домашних животных, их детенышей, птиц и насекомых, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни домашних животных (особенностях поведения и питания).

3 балла – ребенок знает и называет диких и домашних животных, их детенышей, птиц и насекомых, умеет их классифицировать, имеет представление о жизни домашних животных (особенностях поведения и питания), но только с наводящими вопросами воспитателя.

2 балла – ребенок знает и называет некоторых диких и домашних животных, детенышей, умеет их классифицировать только с помощью воспитателя, ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни  домашних животных, путает названия птиц и насекомых.

1 балл – ребенок знает и называет некоторых домашних и диких животных, но допускает ошибки в их классификации и затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни домашних животных, называет наугад насекомых и птиц.

  1. Уровень представлений детей о свойствах воды, песка и снега:

Беседа «Расскажи о воде, песке и снеге»

Материал: вода в стакане, пустой стакан, песок, лейка, картинка                                     с изображением снега.

Задание:

- Что это такое? (вода) Что с водой можно сделать? Перелей воду в пустой стакан. Что ты сделал? (перелил). А вода что делала? (лилась  в стакан). Если воду налить в чайник и поставить на огонь, что будет с водой? (нагреется).                А если воду поставить в холодильник? (станет холодной и превратиться в лед).

- Что это такое? (песок) Песок какой? (сухой). Если песок сухой, то можно из него лепить пирожки? Почему? (сухой песок рассыпается). Что нужно сделать, чтобы можно было лепить из песка? (полить водой). Предложить полить немного песок и попробовать слепить из песка. Какой теперь стал песок? (влажный). Влажный песок лепится или нет? (лепится)

- Что нарисовано на картинке? (снег). Вспомни зиму и скажи, какой снег? (холодный, белый). А если снег с улицы занести в дом, что случится? (снег от тепла растает).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок имеет хорошие представления о свойствах воды, песка и снега. Охотно делится своими познаниями.

3 балла – ребенок имеет достаточно хорошие представления о свойствах воды, песка и снега. Делится своими познаниями, только со словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок правильно определяет воду, песок и снег, но познания                      об их свойствах  немногочисленны.

1 балл – односложные ответы по каждому вопросу; значительные затруднения при выполнении задания.

4. Уровень знаний детей о сезонных изменениях в природе:

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Материал: сюжетные картинки с изображением осени (собирают урожай овощей и фруктов), лета (дети купаются и собирают ягоды и цветы), весны (сажают  овощи на грядки, дети пускают кораблики), зимой (дети катаются на санках, подкармливают птиц).

Задание:

- Посмотри внимательно на картинки и скажи, какое время года на ней изображено.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок имеет хорошие представления о сезонных изменениях в природе. Охотно делится своими познаниями.

3 балла – ребенок имеет достаточно хорошие представления о сезонных изменениях в природе. Делится своими познаниями, только со словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок правильно определяет времена года, но познания                      о сезонных изменениях  немногочисленны.

1 балл – односложные ответы по каждой картинке; значительные затруднения при выполнении задания.

Образовательная область «Познавательное развитие»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ  ГРУППА

Формирование элементарных математических представлений

  1. Уровень знаний о количестве:

А) Дидактическое упражнение «Сколько на картинке предметов?».

Материал: картинки с изображением предметов (много, один) ни одного).

Задания:

- Покажи картинки, на которых ты видишь много предметов.

- А теперь покажи картинки, где нарисован один предмет. Что это?

- Сколько предметов нарисовано на пустых карточках? (ни одного)

Б) Дидактическое упражнение «Грибочки и кружочки».

Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены грибы (5 штук). Рядом на подносе лежат кружочки                      (5 штук).

Задания:

- Как можно узнать: чего больше (меньше) грибов или кружочков?

- Возьми с подноса кружочки и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько грибочков в верхнем ряду. А как еще можно положить кружочки?

- Чего больше (меньше)?

- Как правильно сказать, если кружочков и грибочков одинаково? (поровну)

- Добавь еще один кружок. Чего стало  больше (меньше)?

В) Дидактическое упражнение «Назови, что общее»

Материал: игрушки, разделенные на три группы по одному общему признаку (мячи разных размеров и цветов – все они КРУГЛЫЕ,  флажок, карандаш, машина – все они КРАСНЫЕ, БОЛЬШИЕ мягкие игрушки).

Задание:

- Посмотри внимательно на эти игрушки (предметы) – отдельно на каждую, и скажи, что есть у них одинаковое.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок понимает и отвечает на вопросы: «Сколько?», «Чего больше (меньше)?»; при ответе пользуется словами - много, один, ни одного; умеет сравнивать две равные (неравные) группы предметов, используя приемы наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; умеет отвечать на вопросы, пользуясь предложениями: «Я на каждый грибок положил кружок. Кружков больше, а грибов меньше) или «Кружков столько же, сколько и грибов – поровну»; самостоятельно умеет выделять общий признак предметов группы.

3 балла – ребенок понимает и отвечает на вопросы: «Сколько?», «Чего больше (меньше)?»; при ответе пользуется словами - много, один, ни одного; умеет сравнивать две равные (неравные) группы предметов, используя один из приемов: наложения или приложения предметов одной группы к предметам другой; умеет отвечать на вопросы, пользуясь предложениями: «Я на каждый грибок положил кружок. Кружков больше, а грибов меньше) или «Кружков столько же, сколько и грибов – поровну»; умеет выделять общий признак предметов группы., но только после дополнительной словесной подсказки взрослого.

2 балла – ребенок понимает и отвечает на вопросы: «Сколько?», «Чего больше (меньше)?»; при ответе пользуется словами - много, один, ни одного;  но затрудняется сравнивать количество предметов путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции); не может определить общий признак группы предметов.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

  1. Уровень знаний об эталонах величины:

А) Дидактическая игра «Три квадрата»

Материал. Три квадрата разной величины.

Задание:

- Покажите самый большой квадрат, поменьше, самый маленький квадрат.

- Постройте из квадратов башни. Показывает, как это делается: снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. Сделай такую башню.

Б) Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».

Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик (или др.).

Задания:

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

- Покажи длинную дорожку (короткую).

- Покажи широкую дорожку (узкую).

- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

В) Дидактическая игра «Три медведя»

Материал: три медведя игрушки или картинки, два медведя одинаковые по высоте, высокие), один низкий.

Задание:

- Жили-были три медведя. Как их звали?

- Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? (Высокий).

- А это кто? (Настасья Петровна). Она выше или ниже Михаила Ивановича? (Одинаковая)

-  А какой Мишутка? (Низкий).

Критерии оценки:

4 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные), используя приемы приложения их друг к другу или наложения, самостоятельно обозначает результат сравнения словами.

3 балла - ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные), используя приемы приложения их друг к другу или наложения, обозначает результат сравнения словами, но после дополнительного объяснения взрослого.

2 балла – ребенок сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения, не может рассказать о результатах сравнения словами, иногда путает понятие величины и использует слова – большой-маленький.

1 балл – ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше-ниже, длиннее-короче, шире-уже.

  1. Уровень знаний о геометрических фигурах:

Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».

Материал: два набора фигур (у воспитателя и у ребенка) - круг, квадрат, треугольник.

Задание:

Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок различает и самостоятельно называет круг, квадрат, треугольник, используя зрение и осязание.

3 балла - ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник с небольшой словесной подсказкой взрослого.

2 балла - ребенок различает и называет круг, но путается в названиях квадрата и треугольника.

1 балл – ребенок не может назвать ни одной геометрической фигуры, не понимает задания воспитателя.

  1. Ориентировка в пространстве:

Дидактическая игра «Что находится?».

Задание:

- Что находится у тебя на туловище вверху? (голова)

- Что находится у тебя внизу? (ноги)

- Что находится у тебя впереди? (живот)

- Сзади? (спина)

- Покажи правую и левую руки.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок безошибочно ориентируется в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различает  пространственные  направления                       от себя, различает правую и левую руку; справляется  с заданиями, не сделав ни одной ошибки.

3 балла – ребенок безошибочно ориентируется в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различает  пространственные  направления                       от себя, хорошо различает правую  руку; справляется  с заданиями, не сделав ни одной ошибки, но выполняет все неуверенно, ждет подтверждения взрослого.

2 балла – ребенок после обширных дополнительных инструкций справляется                  с заданиями, но не знает левую и правую руки.

1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже после помощи взрослого.

  1. Ориентировка во времени:

Игровое упражнение «Наш день»

Материал: сюжетные картинки с изображением частей суток.

Задание:

- Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия.

- Затем перемешивает картинки и просит детей показать утро и вечер, а затем день и ночь.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок правильно определяет части суток; может самостоятельно определить в сравнении контрастные части суток (утро-вечер, день-ночь).

3 балла - ребенок правильно определяет части суток; может самостоятельно определить в сравнении контрастные части суток (утро-вечер, день-ночь)                       с небольшой словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок правильно определяет части суток; но затрудняется  определить контрастные части суток в сравнении.

1 балл – ребенок не имеет представления о частях суток.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

  1. Уровень сформированности соблюдения элементарных правил поведения                             в детском саду:

(наблюдения за ребенком в течение дня)

- умение соблюдать элементарные правила поведения в детском саду (играть дружно со всеми детьми, беречь игрушки и книжки, разговаривать спокойно, доброжелательно и др.);

- формирование умения пользоваться зубной щеткой, мылом, полотенцем.

- формирование знаний о том, что врач помогает беречь здоровье: «Если вдруг кто-то заболеет, к кому нужно идти? Как поможет врач выздороветь?».

  1. Уровень сформированности элементарных правил взаимодействии                             с растениями и животными (индивидуально):

Беседа.

Материал:

А) Сюжетные картинки с изображением падающего снега, дождя, сильного ветра, яркого солнца.

Б) Сюжетные картинки с изображением детей и животных, наблюдений детей за растениями на улице.

Задание:

- Посмотри на картинки А и скажи в какую погоду мы любим гулять? Почему?

- Почему собака может укусить, а кошка поцарапать?

- Можно ли ягодки, листочки, собранные на улице брать в рот? Почему?

  1. Уровень сформированности представлений детей о правилах дорожного движения:

А) Дидактическое упражнение «Прогулка на улице города».

Материал: настольное панно с изображением улицы, небольшая машинка, фигурка человечка; картинка со светофором, сигналы светофора, игрушки или картинки – транспортные средства: легковой, грузовой автомобили,  «скорая помощь», пожарная машина.

Задание:

- Представь себе, что мы приехали в город. Посмотри на стол и скажи, где ездят автомобили, а где ходят люди. Возьми маленькую машинку. Если ты сидишь                         в машине, то ты работаешь кем? (шофером). Где поедет шофер на машине, покажи. А теперь ты вылез из машины, возьми человечка, скажи, где люди ходят? (машины ездят по дороге – проезжей части, а люди-пешеходы по тротуару). Что это такое? (показываете тротуар).

- Чтобы не было аварий на дороге, в городе есть удивительный предмет.                   Что это? (показываете картинку со светофором). Что обозначает красный (желтый, зеленый цвет)?

- Как нужно правильно переходить улицу? (переходить со взрослыми, остановиться, посмотреть на дорогу, если нет машин, спокойно, не разговаривая перейти улицу, держа маму или папу крепко за руку. Если машины близко - пропустить,  и лишь потом,  идти).

Б) Дидактическая игра «На какой машине покатаемся».

Материал: игрушки или картинки транспортных средств – легкового и грузового автомобиля, «скорой помощи» и пожарной машины.

Задание:

- Вы решили с мамой и папой поехать на природу отдохнуть. Посмотри и выбери, на какой машине вы поедете. Почему? А  для чего нужны другие машины?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок соблюдает основные правила поведения в детском саду при помощи взрослого, а некоторые самостоятельно, имеет представление                           о правилах взаимодействия с растениями и животными; может объяснить, что может случиться, если разозлить собаку или съесть растение без разрешения взрослых; имеет представление об элементарных правилах дорожного движения и может их обыграть, хорошо умеет различать доступные транспортные средства. Положительно относиться к соответствующим требованиям взрослого, замечает нарушения правил другими детьми и протестует против этого; понимает положительные и отрицательные последствия своих поступков, испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил.

3 балла – ребенок соблюдает основные правила поведения в детском саду при помощи взрослого, а некоторые самостоятельно, но чаще всего ему нужно напоминать; хочет быть «хорошим»;  имеет представление о правилах взаимодействия с растениями и животными; может объяснить, что может случиться, если разозлить собаку или съесть растение без разрешения взрослых; имеет представление об элементарных правилах дорожного движения, хорошо умеет различать транспортные средства, но высказывается неуверенно. При помощи взрослого понимает положительные и отрицательные последствия своих поступков, испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил под влиянием оценки взрослого.

2 балла – ребенок чаще всего соблюдает элементарные правила безопасности, но только под усиленным вниманием взрослого, чаще положительно относиться к соответствующим требованиям, но может проявить негативизм, не обращает внимания на нарушения правил другими детьми; не испытывает чувство стыда, вины при нарушении правил. Имеет представление о видах транспорта, но путает части дороги и сигналы светофора, не может рассказать об опасностях на природе.

1 балл – ребенок действует спонтанно, ситуативно; может выполнять некоторые простые правила, с обязательным воздействием воспитателя, или не выполнять; не обращает внимания на нарушения правил другими детьми; не испытывает чувство стыда и вины при нарушении правил по отношению к себе, к другим людям (животным, растениям).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

( в процессе наблюдений)

А) Самообслуживание:

- умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.).

- воспитание опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи воспитателя.

Б) Хозяйственно-бытовой труд:

- желание и старание выполнять элементарные трудовые поручения (готовить материалы к занятию – кисти, доски для лепки и др.; после игры убирать на место игрушки, строительный материал);

-  формирование привычки соблюдать порядок и чистоту в помещении и на территории детского сада;

- формирование умений, необходимых при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду – раскладывать ложки, расставлять хлебницы без хлеба, тарелки, чашки и т.п.).

В) Труд в природе:

- умение поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук                   (с помощью  воспитателя);

- умение с помощью взрослого собирать овощи;

- умение с помощью взрослого расчищать дорожки от снега, счищать снег                        со скамеек;

- умение видеть изменения, произошедшие  со знакомыми растениями (зацвела сирень, черемуха; появились плоды на яблоне и др.).

Критерии оценки:

4 балла – выполняет самостоятельно.

3 балла – выполняет с помощью взрослого.

2 балла – выполняет в общей со взрослым деятельности.

1 балл –  не выполняет.

«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание  

Воспитание ценностного отношения

к собственному труду, труду других людей и его результатам

А) Формирование положительного отношения к труду взрослых, уважения                к людям знакомых профессий.

Б) Формирование желания принимать участие в посильном труде, умения преодолевать небольшие трудности.

В) Желание и стремление оказывать помощь взрослым, бережно относится               к результатам труда взрослых, к собственным поделкам и поделкам сверстников.

Г) Поощрение рассказов детей о выполнении трудовых поручений.

Критерии оценки:

4 балла – побуждения устойчивые.

3 балла – побуждения неустойчивые.

2 балла – побуждения ситуативные.

 1 балл – побуждения не проявляет.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое  развитие»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

  1. Уровень сформированности словаря:

А) Дидактическая игра «Назови предметы и обобщающее слово»

Материал: по 4-5 картинок для каждой группы – одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, игрушки, животные.

Задание:

- Воспитатель заранее раскладывает картинки по группам.

- Назови, какие предметы здесь лежат (отдельно на каждую группу) и назови, что это одним словом.

Б) Дидактическая игра «Назови детеныша» - выявление умения звукоподражания и названий детенышей домашних животных.

Задание:

- я буду называть домашнего животного маму, а ты ее малыша-детеныша.

- Я – корова, а ты мой… (теленок). Один теленок, а если их много… (телята). Как они мычат? (му-му-му). Обращать внимание на интонацию.

- Я – кошка, а ты мой… (котенок). А если много - … (котята). Как пою ткотята?

- Я – утка, а ты мой… (утенок). А если много -… (утята). Как поют утята?                      А мама-утка? и др.

В) Дидактическая игра «Кто больше увидит и назовёт»

Материал: кукла в нарядном платье с ярко выраженными деталями.

Задание:

- У нас в гостях кукла Оля. Она любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки (детали платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы; цвет одежды) Воспитатель может показывать отдельные детали: «А что это на платье?», но не называть.

Г) Дидактическая игра «Найди похожее».

Материал: предметные картинки сходных по назначению предметов (тарелка-блюдце, стул-табурет, шуба-пальто).

Задание:

На столе картинки разложены в двух местах.

Воспитатель предлагает ребенку взять рассмотреть одну картинку и с другой стороны взять похожую, спросить, что с ними можно делать (на стуле-табурете сидеть, шубу-пальто надевать, с тарелки-блюдца кушать).

Д) Дидактическое упражнение «Определи на ощупь».

Материал: гладкая бумага-картон, кусочек меха, шероховатая поверхность ткани или бумаги.

Задание:

Потрогай на ощупь и скажи, какая бумага (мех, ткань)? (гладкая, пушистая, шероховатая).

Критерии оценки:

4 балла – у ребенка имеется достаточно активный словарный запас о ближайшем окружении, знает название отдельных предметов и обобщающих понятий, умеет различать и называть существенные детали и части предметов, особенности поверхности, местоположение предметов; ребенок умеет достаточно хорошо находить сходные по назначению предметы. Речь спокойная, уверенная.

3 балла – у ребенка имеется достаточно активный словарный запас                              о ближайшем окружении, знает название отдельных предметов и обобщающих понятий, умеет различать и называть существенные детали и части предметов, особенности поверхности, местоположение предметов с небольшой помощью взрослого; затруднение вызывает нахождение сходных по назначению предметов предметы. Речь спокойная, но не очень уверенная.

2 балла – ребенок отвечает на большинство вопросов взрослого, некоторые  вызывают затруднения, обязательно дополнительное разъяснение воспитателя.

1 балл – ребенок выполняет предложенные действия, но почти совсем не может ответить на вопросы или говорит наугад.

2. Уровень сформированности звуковой культуры речи:

А) Дидактическое упражнение «Назови как можно больше предметов»

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и назвать, как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы ребенок правильно и чётко произносил звуки в словах, не повторялся. Когда ребенок не сможет больше ничего назвать сам, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д. Необходимо назвать до 10 слов.

Б) Дидактическое упражнение «Эхо»

Задание:

- Воспитатель громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо. Например, воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. (звуки – у, и, о, э, в сочетании с согласными – па, би, от, ду, ко, га, фи, ав, то, си, за, цэ).

В) Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит»

Материал: бумага, вода и пустой стакан, колокольчик, ширма.

Задание:

Воспитатель за ширмой  издает звуки (мнет, шелестит бумагой, рвет ее; наливает воду в стакан; звенит колокольчиком), Ребенок должен угадать издаваемый предмет.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок достаточно внятно произносит гласные и согласные звуки; темп речи правильный, умеет видеть и четко произносить название знакомых окружающих его предметов; достаточно хорошо развито слуховое восприятие.

3 балла – ребенок достаточно внятно произносит гласные и согласные звуки; темп речи правильный, умеет видеть и четко произносить название знакомых окружающих его предметов с небольшой помощью воспитателя; достаточно хорошо развито слуховое восприятие.

2 балла – ребенок не все звуки произносит внятно и четко; находит и называет в окружающей обстановке лишь 2-3 предмета, пассивен, малоактивен, ошибается в определении звукового эффекта (1 раз).

1 балл – у ребенка невнятная речь, не пытается повторять за воспитателем звуки, нет желания найти и назвать окружающие предметы и услышать звуки.

3. Уровень сформированности грамматического строя речи:

А) Дидактическое упражнение «Один – много»

Задание:

- Я буду называть один предмет, а ты – много. Например, один стол – много… (столов).

- Одна ленточка – много… (ленточек). Одна матрешка – много … (матрешек). Одна книга – много… (книг). Одна груша – много… (груш). Одна слива – много…(слив).

Б) Дидактическая игра «Прятки»

Материал: мелкие игрушки, расставленные заранее (цыпленок в коробке, мячик на полу, машина под столом, за дверью мишка, около воспитателя пирамидка).

Задание:

- Воспитатель говорит ребенку, что игрушки в нашей группе решили поиграть в прятки и спрятались. Ты их поможешь найти?

- Кто-то спрятался в коробке. Найди. Где спрятался цыпленок?

- Что-то лежит на полу. Что это? Где мячик лежал?

- Ой, под столом кто-то гудит. Посмотри, что это? Где стояла машина?

- За дверью в спальную кто-то спрятался. Давай посмотрим. Где спрятался мишка?

- Посмотри, здесь есть еще игрушка – это пирамидка. Где она спряталась? Молодец, все игрушки нашел, давай мы их уберем, а потом с ними поиграем.

В) Дидактическая игра на словообразование «Добавь слово»

Задание:

- Я буду называть большой предмет. А ты маленький, например: стол – столик.

- Дом - … (домик). Шар - … (шарик). Комар - … (комарик). Мяч - … (мячик).

Г) Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Задание:

Воспитатель говорит ребенку предложение и просит продолжить его.

- Мы пойдем в зоопарк и … что там сделаем? (увидим слона, тигра…)

- У медвежонка сегодня день рождения и …что ему подарят?

-  В детском саду ты любишь играть и… еще что делать?

Критерии оценки:

4 балла – ребенок достаточно грамотно согласовывает слова в своей речи                       в роде, числе и падеже; умеет употреблять существительные с предлогами и                   в форме единственного и множественного числа, обозначающих домашних животных и их детенышей, в форме множественного числа существительных                в родительном падеже. Проявляет элементы словотворчества и дополняет простые предложения однородными членами и дополнениями.

3 балла – ребенок достаточно грамотно согласовывает слова в своей речи                       в роде, числе и падеже; умеет употреблять существительные с предлогами и                   в форме единственного и множественного числа, обозначающих домашних животных и их детенышей, в форме множественного числа существительных                в родительном падеже. Проявляет элементы словотворчества и дополняет простые предложения однородными членами и дополнениями, но                                  с дополнительной помощью взрослого.

2 балла – ребенок достаточно активен во время выполнения заданий, но речь не во всех случаях является ведущим средством общения, часто использует вместо слов мимику и пантомимику, не всегда может правильно подобрать слова.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий, речь пассивна и бедна.

4. Уровень сформированности связной речи:

Дидактическое задание «Описание игрушки».

Задание:

- воспитатель предлагает ребенку игрушку на выбор и предлагает рассказать                           с его помощью (воспитатель задает вопросы, а ребенок отвечает) о том, какая игрушка по цвету, форме, величине, назвать ее детали, из чего сделана и как                 с нею можно играть, то есть составить совместный небольшой описательный рассказ.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок хорошо вступает в диалог, поддерживает его, ярко проявляет потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослым, отвечает на вопросы, используя ранее полученные знания, имеет представление о том, что все увиденное и интересное можно рассказать другому.

3 балла – ребенок поддерживает диалог, но инициативу проявляет редко, испытывает потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми, отвечает на некоторые вопросы, поддерживает непродолжительную беседу со взрослым.

2 балла – диалогическое общение вызывает затруднения, не инициативен                        в диалогическом общении.

1 балл – не всегда откликается на инициированное взрослым диалогическое общение, не выявляет желания вступать в него или очень редко.

Образовательная область «Речевое развитие»

Художественная литература

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

  1. Дидактическое упражнение «Перескажи сказку».

Материал: иллюстрации к сказке «Три котенка» В.Сутеева.

Задание:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации и услышать историю про трех котят, затем самому рассказать историю про котят, опираясь на картинки                  (с помощью воспитателя).

  1. Дидактическое упражнение «Послушай и вспомни, как называется»

Задание:

- Воспитатель читает или рассказывает небольшой отрывок из знакомого детям литературного программного произведения, ребенок должен (в произвольном изложении) вспомнить название или о чем там говорится.

Например (или др. на выбор воспитателя):

- Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил… Что обронил дедушка? Кто в рукавичке решил жить? (Рус. нар.сказка «Рукавичка»)

- Однажды большая тучка занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света. «Куда это солнышко девалось?» - говорят. «Нужно его поскорее на небо вернуть». «Где же вы его найдете?» - закудахтала наседка. «Разве вы знаете, где оно живет?». «Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим» - ответили цыплята. Что случилось                              с солнышком? (оно не проснулось) Вернулось ли солнышко на небо? Кто помог цыплятам разбудить солнышко? (сорока, заяц, еж, утка). (Сказка «У солнышка в гостях»)

- Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» У меня секретов нет, - слушайте детишки, - папы этого ответ помещаю

в книжке. Что делать хорошо, а что плохо? (В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»).

  1. Дидактическое задание «Прочитай наизусть стихотворение».

Задание:

Воспитатель просит ребенка прочитать стихотворение, которое ему нравится.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок с небольшой помощью воспитателя пересказывает знакомое произведение по картинкам; может рассказать о содержании знакомых литературных произведений; умеет выразительно читать наизусть стихотворение.

3 балла – ребенок только с помощью воспитателя пересказывает знакомое произведение по картинкам; может вспомнить не о всех читаемых ранее произведениях, но которые узнает, рассказывает правильно; умеет выразительно читать наизусть стихотворение.

2 балла – ребенок справляется с заданиями только с активной помощью и наводящими подсказками воспитателя, во время пересказа сказки преимущественно пользуется ситуативной речью и жестами.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

ВТОРАЯ  МЛАДШАЯ ГРУППА

  1. Развитие продуктивной деятельности (рисование):

А) Рисование карандашами «Неваляшки гуляют» (проводится всей группой).

Материал: листы бумаги, карандаши, образец рисунка, сделанный воспитателем.

Задание:

Детям предлагается рассмотреть образец рисунка.

- Кто нарисован на рисунке?

- Что делают неваляшки?

- Нарисуй рисунок, как неваляшки гуляют.

Б) Рисование красками «Украшение платочка» (проводится всей группой).

Материал: квадратный лист бумаги, гуашь, кисть, 2 образца украшения платочка (полосатый и клетчатый).

Задание:

Детям предлагается украсить платочек прямыми линиями в разных направлениях.

  1. Развитие продуктивной деятельности (лепка):

Лепка предмета, состоящего из нескольких частей «Пирамидка» (со всей группой).

Материал: пластилин (или глина), стека, клеенка.

Задание:

Воспитатель показывает, а детям предлагается вылепить  пирамидку, используя знакомые приемы (деление целого куска на части, раскатывание круговыми движениями и сплющивание основы, раскатывание прямыми движениями – палочки, соединяя концы полученных палочек (колечки), маленький шарик на верхушке).

  1. Развитие продуктивной деятельности (аппликация):

Аппликация «Узор в квадрате из геометрических кругов» (всей группой).

Материал: шаблон бумажного квадрата, готовые детали (круги и квадраты), клей, кисть, клеенка, салфетка, образцы готовых квадратов (2).

Задание:

Детям предлагается выложить и наклеить узор на тарелке, чередуя геометрические формы.

Критерии оценки:

4 балла –        ребенок самостоятельно справляется с заданием.

3 балла – ребенок справляется с заданием со словесной помощью взрослого.

2 балла – ребенок справляется с заданием с моторной помощью взрослого.

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже с любой помощью взрослого.

  1. Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета) - индивидуально:

Материал: набор карточек (карандашей) 9 цветов: красный, синий, зеленый, желтый, белый, серый, черный, розовый, голубой.

Задание:

Перед ребенком выкладывается набор карточек (карандашей) разного цвета.

- Назови цвет каждой карточки (карандаша).

- Покажи карточку (карандаш) синего (белого, розового…) цвета.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, называет 7-8 цветов.

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого, называет                  6 цветов.

1 балл – ребенок плохо справляется с заданием, называет менее 6 цветов.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

  1. Уровень развития способности различать и называть строительные детали:

Материал: строительные детали – кубик, кирпичик, пластина, цилиндр, трехграннная призма.

Задание: воспитатель показывает детям строительные детали и просит назвать их.

  1. Уровень развития умения строить разные конструкции по заданию:

Материал: мелкий конструктор.

Задание:

А) Построй заборчик с воротами из кирпичиков.

Б) Укрась ворота призмой и сделай забор из кубиков.

Критерии оценки:

4 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданиями с небольшой помощью воспитателя.

2 балла – ребенок справляется с заданиями только с помощью воспитателя или со второй попытки.

1 балл – ребенок не справляется с большинством заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".

В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...

Конспект совместной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» Младший дошкольный возраст Тема: «Испечём каравай»

Конспект совместной деятельности по образовательной области "Художественное творчество". младший дошкольный возраст .Тема "Испечём каравай"...

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)

Проект «Юный пешеход» (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие). (младший дошкольный возраст)...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (средний дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (средний дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» младший дошкольный возраст

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» младший дошкольный возрастТема: «Что в огороде растет» с использованием ...