Педсовет "Мнемотехника в работе с дошкольниками"
учебно-методический материал

Селезнева Елена Николаевна

Мнемотехника (мнемоника) –  искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном   непроизвоьный характер.

У детской памяти удивительное свойство -  исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить стихотворение.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами»

Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определённая информация.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

1. Развивать у детей умения с помощью схем-заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки.

2. Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемотаблице.

3. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

4. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, выделять существенные признаки, наблюдательность, умение сравнивать.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению, знакомить с буквами.

6. Преобразование абстрактных символов в образы.

7. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

8. Воспитывать у детей любовь к народным сказкам.

Мнемотаблицы к русским народным сказкам

1. Рассмотреть с детьми таблицы и разобрать, что на ней изображено.

2. Преобразовать из обстрактных символов в образы.

3. После преобразования символов в образы, происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нём мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лисичка-сестричка, волк-зубами щёлк, затем пришёл медведь, он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

Пересказ сказки могут вести дети сами, или прибегая к небольшой помощи взрослого, а также с помощью воспитателя.

4. Мнемотаблицу графически зарисовать.

5. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка? ».

Примечание: Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса- рыжая плутовка, цыплята- жёлтого цвета, у петушка- хохолок красного цвета, мышка- серая, ёлочка- зелёная, солнышко- жёлтое и красное (тёплое) и другие образы.

мнемотаблица

Три медведя

мнемотаблицаКолобок

мнемотаблицаКурочка Ряба

мнемотаблица

Лиса и Заяц

мнемотаблица

Маша и Медведь

мнемотаблицаПетушок и
Бобовое зернышко

Мнемотаблицы в доу

мнемотаблицаРепка

мнемотаблицаТеремок

мнемотаблицаВолк и семеро козлят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Из опыта работы.Применение блочного планирования в воспитательной работе с дошкольниками.

Педагогическим коллективом  разработана система  блочного планирования в работе с дошкольниками. На каждой неделе рассматривается определенная тема, с учетом этой темы планируется  орга...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

Работа с дошкольниками Занятие по нравственному воспитанию дошкольников Тема: «Путешествие в страну добрых дел»

Продолжить формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.Показать, как приятно дари...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...