Сказкотерапия
консультация

Ахметгареева Гузалия Фанировна

Консультация для коллег о пользе сказкотерапии в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками.

Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.

Доступными для понимания словами в увлекательной форме сказка представляет окружающую жизнь, людей и их поступки, их судьбы. За короткое время показывает, к чему приводят те или иные поступки героя. Дает возможность примерить на себя и испытать чужую судьбу, чужие радости и несчастья.

Сказкотерапия для дошкольников – это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши проникают в мир бессознательного, и на внутреннем уровне могут разглядеть свой собственный мир переживаний и чувств.

Эта особенность ставит сказку в один ряд с самыми результативными способами воспитательной и  образовательной работы с дошкольниками.

В каких случаях необходимасказкотерапия для дошкольников?

«Лечение сказкой» уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность, страхи, неуверенность в себе и застенчивость. Сказкотерапия используется в работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций: нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, и с детьми с заболеваниями аутистического спектра. Работать с детьми этой категории могут только педагоги, психологи и логопеды.

Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому и нормально развивающемуся малышу. С помощью сказок родители могут корректировать поведение не совсем послушного ребенка.

Когда стоит обратиться за помощью к сказкотерапии?

 Тогда, когда родители не могут справиться самостоятельно с возникшими проблемами у дошкольника. Тогда, когда привычные методы перепробованы, но значимого результата они не принесли.

Сказкотерапия это не просто способ воспитания, а прежде всего методика психологической коррекции. И если родители не имеют должного опыта и образования в данной области, то лучше доверить эту работу специалисту – сказкотерапевту.

Виды сказок, применяемых сказкотерапевтами:

1) Медитативные (используются для освобождения от психоэмоционального напряжения). Как правило, в сюжете медиативных сказок отсутствуют отрицательные герои и конфликты.

2) Дидактические, в форме учебной задачи. Используются для передачи новых для детей знаний.

3) Художественные (народные). В них заключена мудрость народа. А простой, доступный сюжет способствует нравственному воспитанию.

4) Психотерапевтические. Характерная особенность данных сказок – счастливый конец. Дети рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, изготавливают игрушки по образам главных героев.

5) Психокоррекционные. Рассказываемые сказки мягко и ненавязчиво влияют на поведение дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая малышу возможность подумать наедине с самим собой.

Сказкотерапия для дошкольников организуется с учетом следующих правил:

  • дозированность информации. Первое знакомство с новой сказкой ограничивается простым прочтением и рассматриванием иллюстраций;
  • сказка должна соответствовать возрасту, потребностям и возможностям малыша;
  • в дальнейшем чтобы сказка оказывала терапевтический эффект следует проинсценировать, обыграть сюжет, проанализировать и сделать выводы вместе с ребенком;
  • в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона. Передача знаний ребенку и правил поведения должна проходить ненавязчиво, в дружественной обстановке;
  • после прочтения и инсценирования сказки необходимо активизировать дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его личное отношение к сказке.

Терапевтическая сила сказок

Интеллектуальное воспитание дошкольников характеризуется развитием образного мышления. Сказка является для ребенка не просто фантазией, но особой реальностью.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет на эмоциональном и вербальном уровне постигнуть, что такое «хорошо» и «плохо». Примерить роли и обидчика и обиженного, слабого и сильного, равнодушного и заботливого. Примерить роль родителя, чтобы взглянуть на свой поступок со стороны. А также позволяет малышу другими глазами взглянуть на близких людей и окружающий мир.

Сказкотерапия помогает раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт, упорядочить внутренний мир. Чтение и инсценировки помогают преодолеть возникшие проблемы и корректировать поведение; либо просто воспитывают ребенка, обогащая его знания. Сказка для ребенка является учебником жизненных идуховных знаний.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Дюймовочка» г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Семинар-практикум «Арт терапия как средство укрепления здоровья дошкольников»

Подготовила и провела                                                                                            воспитатель высшей                                                                                       квалификационной категории                                                                                             Асылаева Г.Ш.



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Дюймовочка» г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Праздник «День семьи»

  во 2 средней группе, посвящённый  к Году Семьи

Подготовила и провела                                                                                            воспитатель высшей                                                                                       квалификационной категории                                                                                             Асылаева Г.Ш.

                                          2018 год

Сценарий праздника «День семьи»

Цель: формировать первичные ценностные  представления о семье, семейных традициях,  обязанности, сплотить детей и родителей.

Ход праздника

Под музыку несколько детей ( в костюме мамы, папы, бабушки, дедушки, ребёнка)  входят в музыкальный зал и строят из модулей дом.

Ведущий. Эй, друзья, что вы делаете?

 Дети.  Строим дом.

Ведущий. А для кого же построили  этот дом?

Дети. Для нашей большой семьи.

Дети и Воспитатели входят под музыку «Моя семья», становятся полукругом.

Ведущий:  Добрый день, дорогие наши гости! Сегодняшний праздник мы посвящаем Дню Семьи и Году Семьи .

Семья-  самое главное в жизни для каждого из нас.

Как хорошо, ребята, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете! В ваших семьях любят друг друга, весело все вместе живут. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, любовь друг к другу!

Ребенок . Радмилла.

Нас солнца луч смешит и дразнит

Нам нынче весело с утра,

Весна нам дарит звонкий праздник,

И главный гость на нем – Семья!

Ребёнок. Диана.

Семья начинается с дома.

Два дедушки,  две бабушки,

Плюс мама, папа и  я

Сложили? – Получается

Семь человек.  Семь «я».

Ребенок . Элина.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному – невозможно!

Семья – это радость, тепло и уют!

Семья – это дом, где тебя всегда ждут!

Ребенок . Дима.

Как много собралось в этом зале

И родителей, и друзей.

Целый год ребята ждали

Таких важных и почетных гостей!

Ребенок . Элина.

Дорогие бабушки, дорогие мамы,

Дорогие дедушки, дорогие папы!

Дорогие братья, дорогие сестры,

Сегодняшний праздник мы Дню Семьи посвящаем, и концерт веселый для Вас начинаем!

Дети исполняют песню «Семья».

 Ведущий . Ребята, а как вы думаете, кто же в семье главный – мама? Папа? Дедушка? Бабушка?

Дети высказывают свои предположения.

Ребенок. Азалия.

 Ой, ребята, вы не спорьте, мамы очень нам нужны. А вот папочки – важны!!!

Ведущий.Ребята!

Кого всегда с работы ждём?

Он научит гвозди вбить,

Даст машину поводить
И  подскажет, как быть смелым?

Дети. Папа!

 Ребенок. Настя.

Папины  руки, папины руки,

Они никогда не страдают от скуки!

Им в день выходной не бывает покоя,

Знакомо тяжелое  им и большое!

Ведущий: Вам, сильные, мужественные, надежные папы, звучит эта песня!

Песня «Папа может».

Ведущий. А ещё папы очень любят рыбалку.

.

Игра «Поймай рыбку».

Ребенок. Тимур.

Много мам на целом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я – это мамочка моя!

Ведущий: А ещё мама готовит  самый вкусный суп и варит вкусный компот.

Игра «Овощи для супа, фрукты для компота».

Ведущий.

А теперь ребятки, отгадайте-ка загадку…

Кто носки внучатам вяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст  оладушки?

Это наши …. (бабушки!)

Ведущий: Для вас, любимые, добрые бабушки эта песня!

Дети поют песню про бабушку «Испеки , бабушка, оладушки»».

Ведущий: И своим дедушкам  ребята шлют привет.

Ребенок:Рома.

Мой дедуля дорогой, мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету –

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться,

На тебя во всем равняться!

Конкурс для  дедушек «Перетяни канат».

Ребёнок. Соня.

 Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Ребёнок. Мансур.

 Любят тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож .

Ребёнок. Алия.

Что такое семья?

Это ты, это я,

Это теплый наш дом –

Много радости в нем.

Это наша любовь,

И скажу тебе вновь,

Что тебя я люблю,

И родную семью.

Игра. « У кого есть  сестра?»

Ребёнок. Камиль.

Поздравляю с днем семьи!

Много радости, любви,

Крепких, теплых отношений

Только правильных решений

Счастья реки и моря,

Рядом будет  пусть семья!

Ребёнок. Динар.

 В День Семьи!

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться! 

Ребёнок. Самира.

Скворцы живут в скворечнике,

Лиса живёт в своей норе,

Живут деревья на горе,

И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший,
Моя семья в нём.

Ребёнок. Алан.

Мама папу повстречала-

Это сказочки начало.

Родила для папы сына-

Это будет середина.

Нет счастливее отца!

Нет у сказочки конца.

Ведущий. Поиграем в игру « Кому что нужно?»

Ребенок:Самаль.

Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете.

Мама, папа, ты и я –

Вместе – дружная семья!

Ребёнок. Зарина.

Какое счастье жить на свете,

когда я в мире не одна.

Когда душа теплом согрета

и за спиной стоит СЕМЬЯ.

Ребёнок. Александра.

 На фотографию смотрю

И с гордостью вам говорю:

«Знакомьтесь, вот моя семья.

Здесь папа, мама, кот и я.

Без них прожить никак нельзя,

Моя семья-мои друзья!»

Ребёнок. Альмин.

 Бабушка и дедушка,

Мамочка и папочка,

 Сестренка старшая

И котенок-лапочка.

И еще, конечно, я.

Очень дружная семья!

Ребёнок. Илья.

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Ребёнок. Артём.

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

Ведущий 2: Для всех гостей этот веселый танец!

Танец «Топни ножка моя».

Ведущий: Ни один праздник не обходится без гостей. Пришли они и к нам на праздник. Встречайте !!!

Под музыку входит  домовенок  Кузя.

Кузя:

Здравствуйте ребятишки!

Девчонки и мальчишки!

Я – веселый домовой, а зовут меня Кузьмой!

К вам пришел сегодня я, чтоб поздравить вас, друзья!

Поздравляю с Днем Семьи!

Счастья вам, друзья, любви!

Пусть улыбки и веселье

Наполняют ваши дни!

Вам желаем в мире жить,

И друг другом дорожить!

Ведущий: Кузя, оставайся на нашем празднике!

Кузя:

А теперь поторопитесь, да на стульчики садитесь!

В праздник без стихов — нельзя!

Расскажите их, друзья!

Выходят несколько детей, читают стихи.

Ребёнок . Камилла.

 Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Ребёнок. Айлита.
Начинается семья

С мамы, папы и меня,

Из домашней суеты,

Из стоянья у плиты,

Из прогулок в выходной,

Из чтения  сказок со мной,

Из любви счастливых глаз

И из снимков, что про нас.
Ребёнок. Арнолия.

Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, любовь и медаль.!
Ребёнок. Элиза Х.
В семейном кругу 
Мы с вами растем, 
Начало начал - родительский дом. 
В семейном кругу все корни твои, 
И в жизнь ты выходишь из семьи. 

Ведущий: Кузя, а почему это ты вдруг загрустил?

Кузя: У всех есть семья, а я – один!…

Ведущий 2: Ребята, как же помочь Кузе?

Дети отвечают…

Ведущий:

Ну – ка, Кузя — улыбнись, да вокруг ты оглянись,

Здесь девчонки и мальчишки,

Озорники и шалунишки!

Очень сильные папы , заботливые мамы,

Оставайся Кузя жить в нашей большой семье!

Ведущий :

Дружно за руки беритесь,

И в кружочек становитесь!

И на празднике на нашем ,

Одной Семьей мы дружно спляшем!

Общий танец детей. 

Ребёнок. Азалия.

Всех благ вам в жизни, и здоровья,

Богатства, доброго тепла,

Семья, согретая любовью,

Всегда надежна и крепка!

Желаем мира и добра!

Пусть будет светлою дорога!

Пусть будет дружною семья!

И счастья будет много- много!!!

Ведущий 1: Сегодня самое почетное место на нашем празднике занимает ромашка. Это самый известный и любимый цветок в России. Именно он стал символом праздника — Дня семьи. А сейчас, подойдите ребята к нам, возьмите каждый по ромашке, и подарите ее своей семье. (дети дарят ромашки под музыку группы «Барбарики», «Что такое доброта»)

Литературная викторина.

1.Бабушка девочку очень любила,

Шапочку ей подарила.

2.Целую ночь провозился волк у проруби-

Не мог хвост вытащить.

3.Мы себе построим дом,

Не боимся волка

Потому что нас трое.

4.Ждали маму с молоком,

А  пустили волка в дом.

5. Однажды корнеплод тянули  всей семьей,

Мышь мала, но всё же она
Вытянуть овощ помогла.

 Показ сказки «Репка» (родители).

Ведущий.  Уважаемые гости, дорогие  ребята, мы сегодня  с вами ещё раз убедились, что как важна и дорога семья для каждого  человека.  Пусть в каждой семье царят любовь, благополучие, а погода  в доме будет ясной, солнечной, тёплой.



Какое счастье жить на свете,
когда я в мире не одна.
Когда душа теплом согрета
и за спиной стоит СЕМЬЯ


На фотографию смотрю
И с гордостью вам говорю:
«Знакомьтесь, вот моя семья.
Здесь папа, мама, кот и я.
Без них прожить никак нельзя,
Моя семья-мои друзья!»


***
Начинается семья
С мамы, папы и меня,
Из домашней суеты,
Из стоянья у плиты,
Из прогулок в выходной,
Из чтения  сказок со мной,
Из любви счастливых глаз
И из снимков, что про нас.


В День Семьи!
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!

Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!



Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Любят тебя без особых причин 
За то, что ты – внук, 
За то, что ты – сын, 
За то, что малыш, 
За то, что растёшь, 
За то, что на папу и маму п

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

охож. 
И эта любовь до конца твоих дней 
Останется тайной опорой твоей.


Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!


Бабушка и дедушка,
Мамочка и папочка,
Две сестренки старшие
И котенок-лапочка.
И еще, конечно, я.
Очень дружная семья!


Что такое семья? 
Это ты, это я, 
Это теплый наш дом – 
Много радости в нем. 
Это наша любовь, 
И скажу тебе вновь, 
Что тебя я люблю, 
И родную семью.



Поздравляю с днем семьи! 
Много радости, любви, 
Крепких, теплых отношений 
Только правильных решений 
Счастья реки и моря, 
Рядом будет пусть семья!








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...