Деловая игра для родителей «Диалог как форма общения»
методическая разработка

Русинова Наталья Евгеньевна

Привлечение внимания родителей к вопросу и проблеме формирования у детей конструктивных навыков общения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»

Качканарского городского округа

Деловая игра для родителей

«Диалог как форма общения»

/Материал на конкурс профессионального мастерства «Педагогическое пространство-2019» на образовательном портале «Завуч»/

Русинова Наталья Евгеньевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

г. Качканар, 2019 год.

Цель игры: Привлечение внимания родителей к вопросу и проблеме формирования у детей конструктивных навыков общения.  

Задачи:

Педагогические:

  • Показать  родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии;
  • Развивать инициативу родителей в проявлении творчества;
  • Способствовать установлению сотрудничества и взаимопонимания между родителями воспитанников и воспитателями группы;
  • Совершенствовать умения убеждать, быстро реагировать на информацию, работать в коллективе.

Игровые:

  • Отработать умения пользоваться диалогом как формой общения.

Ход игры:

Добрый день уважаемые родители!

Наша встреча сегодня пройдет в форме деловой игры.

Тема игры «Диалог как форма общения».

1 вопрос. Что такое диалогическая речь, как вы понимаете?

(высказывание родителей)

- Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.

- Пользуетесь ли вы, взрослые диалогической речью? В какой ситуации? (просьба, благодарность, предложение, извинения, приглашение, совет).

- Предлагаю Вам разделиться на две команды:

  • Знатоки (эмблема синий кружочек)

  • Умники (эмблема красный  кружочек).

Задание «Речевой этикет»

1 команда будет исполнять роль инициативной стороны речевого этикета

2 команда ответной стороной.

1 команда ПРОСЬБА:                   2 команда

просьба - разрешения                   пожалуйста

можно я..,                                        да, да        

разрешите,                                      ладно

разрешите пожалуйста,                 с удовольствием или нет(все отказы  

                                                         сопровождаются извинением и  

                                                         мотивировкой)

ПРОСЬБА-ПОБУЖДЕНИЕ                     охотно

пожалуйста,                                      не против

если не трудно,                                 не возражаю

если можно,                                      сейчас  

очень тебя прошу,                            не могу

ты не можешь?                                 Я хотел бы, но

Вы не смогли бы?                            К сожалению

1 команда  БЛАГОДАРНОСТЬ

Спасибо,                                              пожалуйста

Большое спасибо                                не за что

Спасибо Вам (тебе)                            не стоит

Я благодарен Вам                               на здоровье

                                                                      Мне было приятно вам помочь.

       1 команда ИЗВИНЕНИЯ

       Простите меня                                       пожалуйста

       Простите, извините пожалуйста          ладно, ничего

       Не обижайся (тесь)                                не стоит извинений

       Не сердись(тесь)                                    я не сержусь

       Я виноват(а)                                           ну что вы (ты)  да что вы (ты)

- Как Вы думаете, надо ли учить детей пользоваться диалогом, как формой общения?

(высказывания родителей)

- А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их разнообразии, а также правилами ведения диалога – как речевыми, так и социальными.

Содержание  задач по развитию диалогической речи условно можно представить в виде трех блоков:

  • «вопрос-ответ»
  •  «сообщение – реакция на сообщение»
  • «побуждение – реакция на побуждение»

- Ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста – это игра.

«Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» Эрих Фрамм.

- Сейчас мы с Вами поиграем и посмотрим, действительно ли можно развить диалогическую речь через  игру.

 Заимствование готовых диалогических реплик.

(высказывания родителей)

 

- Заучивания литературные диалоги и предавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

1 команда Знатоки – выбирают стихи блок «ВОПРОС – ОТВЕТ» («Кисонька мурысонька», «Кисонька», «Волк и лиса», «Хозяйка и кот», «Зачем», «Еж», Заяц», «Лягушкины покупки», «Здравствуй, киса»)

2 команда Умники – выбирает стихи блок «СООБЩЕНИЕ – РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» («Разговор зайца и лисы», «Лягушонок», «Мышь и крыса», «Спор животных», «Хочу быть слоненком», «Знакомство», «Тетерев и лиса», «Перчатки», «Егорушка»)

Команды готовятся, затем зачитывают названия стихов. Предложить разыграть одно из стихотворений.

- Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

- Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также и в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единицы.

1 команда вспомнит игры с детства «ВОПРОС – ОТВЕТ» («Фанты», «Почта», «Король», «Краски»)

2 команда вспомнит игры с детства «СООБЩЕНИЕ -  РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» («Садовник», «Колпачок» «А мы просо сеяли», «Как у тетушки Арины»)

Словесные игры без готовых текстов. («Да-нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Ты мне я тебе»)

Предложить поиграть в игру «Да - нет» (между командами)

Цель: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал: Семь, восемь предметов различного назначения – игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Вывод: Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с элементами тренинга «Построение эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ...

Конспект деловой игры с родителями "Азбука общения с детьми"

На сегодняшний день   активное  включение родителей в жизнь ДОУ  требует  современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей .Формы взаимодействия детского сада с...

Деловая игра с родителями "Коррекционные приемы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР"

Нетрадиционная форма работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР. Знакомство родителей с методами и приемами воспитания культуры речи и общения у детей с ОНР на наглядном практическом мате...

Деловая игра с родителями "Азбука общения с родителями"

Игра для повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей, улучшить взаимопонимание между родителями и детьми....

Конспект деловой игры с родителями «Азбука общения с ребенком» в средней группе

Целью родительского собрания "Азбука общения с ребенком является   повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей, улучшение взаимопонимание межд...