«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»
методическая разработка

Русинова Наталья Евгеньевна

   В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx111.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»

Качканарского городского округа

Мастер-класс

«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»

C:\Users\NARK\Desktop\Фото 2\IMG_20170529_235420_9.jpg

Русинова Наталья Евгеньевна,

воспитатель I квалифиационной категории

   В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.

Цель: освоение педагогами игр и игровых упражнений, способствующие овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими

Задачи:

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими;

- Вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими;

- Развивать творческую активность педагогов.

Ход мастер- класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить некоторые практические аспекты моего опыта работы по теме: «Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»

Цель мастер-класса – демонстрация и освоение игр и игровых упражнений, которые помогут Вам эффективно развивать способы овладения конструктивных способов общения у дошкольников. Прежде чем перейти к нашему диалогу, давайте составим определение

Что такое конструктивное общение?

Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями в процессе общения.

Ведение в тему:

Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются наиболее интенсивно  в дошкольном возрасте.

Одной из проблем в общении со сверстниками и другими людьми  остается проблема взаимоотношений со сверстниками. Часто можно наблюдать такую картину, что дети не внимательны и грубы по отношению друг к другу, не умеют взаимодействовать друг с другом в процессе какой- либо деятельности, не  могут поддержать и развить установившийся контакт; дети не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что в свою очередь ведет к конфликтам.

Диалог с аудиторией: Как вы считаете, в чем причина?

Причины возникновения проблем в общении у детей  дошкольного возраста:

- слабая социальная рефлексия,

- неудовлетворённая потребность в общении,

- низкая самооценка,

- агрессия,

- низкий уровень речевого развития,

- не умеют управлять своим поведением,

- недостаточное развитие эмоциональной сферы,

- различные формы детской нервозности (невропатии, страхи)

Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Мощнейшим стимулятором их прогресса являются игры. В них ребенок вынужден удерживать в памяти цели, последовательность действий, правила, сюжет, внимательно следить за ходом событий, активно общаться с партнерами. Поэтому, 

Коммуникативное общение старших дошкольников, с нашей точки зрения, предполагает проявление субъективных качеств ребёнка в процессе осуществления данного вида общения — это и интерес к общению, и наличие предпочтений в выборе партнёра по коммуникативному общению, проявление инициативы и активности при организации коммуникативного общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества для поддержания интереса собеседника.

При выборе технологии ориентируюсь на следующие требования:

- ориентация технологии не на обучение, а на оптимизацию коммуникативного общения, воспитание культуры общения и речи;

- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в коммуникативном общении;

- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком;

- организация активной коммуникативной практики каждого ребёнка в разных видах деятельности с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;

- технология должна носить здоровьесберегающий характер.

Логика конструирования и реализации технологии осуществляется в основных формах: коллективных, групповых и индивидуальных занятиях, а также специально организованных интегрированных видах деятельности, (диалогово-игровых, познавательно-игровых, невербально-игровых), где применяется комплекс методов:

- методы стимулирования и мотивации коммуникативного общения (сюрпризный момент, создание проблемных ситуаций, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса и др.);

- методы работы над содержанием детской речи и коммуникативного общения:

- наглядные методы: показ (картин, иллюстраций, игрушек, предметов);

- словесные методы: чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта, сказок, стихов и т. д.);

- игровые методы (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение, драматизация литературных произведений, доступных ребенку старшего дошкольного возраста, которые обеспечивали ему активность и самостоятельность в способах оптимизации своего коммуникативного общения);

- практические методы (изготовление поделок, атрибутов для игр и т. п.); упражнение в умениях;

- методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм в коммуникативном общении (пересказ литературных произведений, рассказы по плану и т. п.);

- методы, обеспечивающие оптимизацию самостоятельности и творчества старших дошкольников в коммуникативном общении (сочинение рассказов по аналогии, придумывание окончания к рассказу и т. д.);

- методы, направленные на оптимизацию и коррекцию умений детей доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки в коммуникативном общении:

- методы внешней педагогической оценки (анализ-оценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ-самооценка);

-методы сущностной оценки (оперативная диагностика уровня сформированности коммуникативного общения старших дошкольников);

- коррекционные методы (арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия).

Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями детей (для визуалов, аудиалов, кинестетиков).

Коммуникативные игры

Игровые пятиминутки

(Рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток)

Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.

«Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево», Горная тропинка», « Глаза», « Замри!»,  «Обыграй превращения», «Звери на болоте»,

«Как тебя зовут?  «Я не должен», «Менялки», « Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Объясни Незнайке!», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», ««Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город», «Азбука почемучек»,

«Сказка наизнанку», «Собери чемодан», « О чем я сказала», Через стекло», «Я начну, а вы продолжите», «Вечер загадок»

Интерактивные игры

 (игры на взаимодействие)

Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

 «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала», «Тайный советник». 

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

«Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки» 

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм  адекватных  поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации

«Ругаемся овощами, «Изобрази животное», «Собака – повадырь», « Не поделили игрушку», « Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».

Этюды с содержанием проблемной ситуации: «Коврик мира», «Сладкая проблема», «Хозяин горы».

Метод принятия роли

Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма 

Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения. 

Варианты игр:

Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.

Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».

Самостоятельные игры.

Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».

Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».

Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Примудрой», «В гостях у Баба-Яги». 

Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера 

Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».

Моделирование проблемных ситуаций

Цель: формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

Методы:

- Анализ поведения сказочных героев

- Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»

- Обсуждение ситуации из жизни группы

- Проблемная ситуация  созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.

  • Вывод (Синквейн по теме мастер-класса)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Педагогическое руководство сюжетно - ролевой игры с целью овладения детьми конструктивными способами взаимодействия"

Тематический контроль "Педагогическое руководство  сюжетно - ролевой игры  с целью овладения детьми  конструктивными способами взаимодействия"...

Умные и полезные упражнения - как метод, направленный на овладение двигательными умениями и навыками у дошкольников

Паспорт проекта Тип проекта:  Физкультурно – развлекательный, оздоровительныйВид проекта: ГрупповойПродолжительность проекта: ДолгосрочныйУчастники проекта: воспитанники стар...

Игры и упражнения, направленные на овладение детьми навыками игры в настольный теннис.

Игры и упражнения, направленные на овладение детьми навыками игры в настольный теннис....

Консультация. Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром

В соответствии с ФГОС ДОО, ознакомление с окружающим миром входит в образовательную область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».«Познавательное развитие предполагает развитие интерес...

Овладение старшими дошкольниками способами общения в игре как регуляторами отношений

ull;установление между участниками игры доброжелательных отношений,•осознание и принятие этой задачи•подведение к необходимости использования для ее решения определенных коммуникативных ум...