Мастер - класс "Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими"
методическая разработка по развитию речи на тему

Сергеева Наталья  Владимировна

Теория и практика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_formirovanie_navykov_obshcheniya.docx50.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 47»

F:\Логотипы И. Н\97ed29443a2a.jpg

                                           

                       

                          Мастер- класс

«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»

Подготовила:

Сергеева Н. В. – воспитатель1-й кв. категории

 МБДОУ «ДСОВ № 47» г. Братск

        

2015 г.

Цель: освоение педагогами игр и игровых упражнений, способствующиеовладению детьми конструктивных способов общения с окружающими.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками по овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими;

2. Вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим овладению детьми конструктивных способов общения с окружающими;

3. Развивать творческую активность педагогов.

Ход мастер- класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить некоторые практические аспекты моего опыта работы по теме:«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими».

Цель мастер-класса – демонстрация и освоение игр и игровых упражнений, которые помогут Вам эффективно развивать способы овладения конструктивных способов общения у дошкольников. Прежде чем перейти к нашему диалогу, давайте составим определение

 – Что такое конструктивное общение?

Конструктивное общение - это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями в процессе общения.

Ведение в тему:

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.

Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются наиболее интенсивно  в дошкольном возрасте.

Одной из проблем в общении со сверстниками и другими людьми  остается проблема взаимоотношений со сверстниками. Часто можно наблюдать такую картину, что дети не внимательны и грубы по отношению друг к другу, не умеют взаимодействовать друг с другом в процессе какой- либо деятельности, не  могут поддержать и развить установившийся контакт; дети не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что в свою очередь ведет к конфликтам.

Диалог с аудиторией: Как вы считаете, в чем причина?

Причины возникновения проблем в общении у детей  дошкольного возраста:

  • слабая социальная рефлексия,
  •  неудовлетворённая потребность в общении,
  • низкая самооценка,
  • агрессия,
  •  низкий уровень речевого развития,
  • не умеют управлять своим поведением,
  • недостаточное развитие эмоциональной сферы,
  •  различные формы детской нервозности (невропатии, страхи)

Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Вашему вниманию, я  предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

1.Игра «Менялки».

Цель: Развивать умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и подчиняться правилам.

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Водящий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

2. «Игра в тарелочку».

Цель: Развивать умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и подчиняться правилам.

Играющие садятся по кругу. Один игрок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить её, выбывает из игры.

3. Игра «Слепец и поводырь».

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Разбиваемся на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной. Затем участники меняются ролями.По окончанию игрыспрашиваю, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

4. Игра  «Вежливые слова».

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Играющие бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

5.«Игры-ситуации».

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

- Два мальчика поссорились – помири их.

-  Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

-  Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Игра «Изобрази пословицу».

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Асейчас предлагаю изобразить с помощью жестов, мимики пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

7. Игра «Закорючка».

 Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Предлагаю вам волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д.

8. Игра «Без маски».

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Стоя в кругу. Я начну высказывание, а вы должны будете его закончить:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

9. Игра "Волшебные конфеты".

Цель: развитие чувства эмпатии.

Я хочу вас угостить конфетами, но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебниц и сможете пожелать всем, что-то такое, от чего у всех будет хорошее настроение.

Заключительная часть.

 Шуточный тест « Любимый сказочный герой».  Каждому на небольшом листе бумаге записать в столбик трех сказочных героев.

Интерпретация: первый- это тот образ, с которым вы себя ассоциируете; второй- это каким сказочным персонажем видят вас дети; ну, а третий – это кем вы являетесь на самом деле.

Затем проводится ритуал прощания «Солнышко», все участники  кладут руки ладошками на руку ведущему и произносят « До новых встреч!».

Всем спасибо!!!

Литература:

Новгородцева  Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.

Чеснокова  Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.

Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.

Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Педагогическое руководство сюжетно - ролевой игры с целью овладения детьми конструктивными способами взаимодействия"

Тематический контроль "Педагогическое руководство  сюжетно - ролевой игры  с целью овладения детьми  конструктивными способами взаимодействия"...

Мастер - класс «Нетрадиционные методы в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук»

Цели: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук . Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занят...

«Формы и методы, направленные на овладение детьми конструктивных способов общения с окружающими»

 В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной...

Умные и полезные упражнения - как метод, направленный на овладение двигательными умениями и навыками у дошкольников

Паспорт проекта Тип проекта:  Физкультурно – развлекательный, оздоровительныйВид проекта: ГрупповойПродолжительность проекта: ДолгосрочныйУчастники проекта: воспитанники стар...

Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо

Развитие речи.  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...

Игры и упражнения, направленные на овладение детьми навыками игры в настольный теннис.

Игры и упражнения, направленные на овладение детьми навыками игры в настольный теннис....

Овладение старшими дошкольниками способами общения в игре как регуляторами отношений

ull;установление между участниками игры доброжелательных отношений,•осознание и принятие этой задачи•подведение к необходимости использования для ее решения определенных коммуникативных ум...