Мастер - класс «Нетрадиционные методы в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду на тему

Кондакова Татьяна Евгеньевна

Цели: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук . Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

Пальчиковые  игры вызывают у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно выполнить пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Таким образом, включая упражнения на развитие пальцевой моторики на занятиях, воспитатель играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. Совершенствуются внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью. Легче усваиваются навыки письма.

 

                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Нетрадиционные методы в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук»

Цели: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук . Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

Материал: бельевые прищепки, мячи - ёжики, пробки от пластиковых бутылок, счётные палочки, китайские шары, верёвка с узлами, «сухой бассейн» с горохом и фасолью, фонограмма, цветная бумага.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Для развития мелкой моторики рук, перед началом занятия, я использую упражнение для самомассажа. Эти упражнения помогают детям настроиться на работу. Есть несколько видов самомассажа. Самомассаж подушечек пальцев. Упражнение сопровождается чтением стихов. Бывает самомассаж с предметами и без предметов.

Массаж подушечек пальцев. Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают

подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стиха - разминание подушечки одного пальца.

Левая рука

Большой палец - дети любят всех зверей: Указательный палец - птиц и ящериц, и змей, Средний палец - пеликанов, журавлей, Безымянный палец - бегемотов, соболей, Мизинец - голубей и глухарей, Правая рука

Большой палец - и клестов, и снегирей. Указательный палец - любят горного козла, Средний палец - обезьянку и осла, Безымянный палец - дикобраза и ежа, Мизинец - черепаху и ужа.  Хорошо использовать массаж подушечек пальцев с предметами.  

Предметы вызывают у детей большой интерес и повышают работоспособность.

Упражнения с прищепками.

Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый слог. Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.

Левая рука

Вот проснулся, встал гусёнок,
     5       4      3     2

Пальцы щиплет он спросонок.

2       3      4     5

Правая рука

- Дай, хозяйка, корма мне

5      4        3      2

 Раньше, чем моей родне!

2       3     4        5

 Массаж фаланг пальцев рук

Это упражнение учит детей слышать рифму, ударение, делить слова на слоги, что важно при обучению письму.

Направление массажных движений - от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог - разминание одной фаланги.

Левая рука.                                               Правая рука.

По-пу-гай мизинец                             Са-мо-лёт мизинец

      Во-ро-бей безымянный        Теп-ло-ход безымянный

Пе-ли-кан средний        Вер-то-лёт средний

Со-ло-вей указательный        Вез-де-ход указательный

Пти-цы большой        Транс-порт большой

Массаж ладоней рук. 

Для этого упражнения, хорошо использовать, мячи ёжики. Движения соответствуют тексту.

Вы длинней найдёте вряд ли.          3-й 3-й

Клювом меряться пришли               4-й  4-й

Аисты и журавли                           5-й 5-й                                                                                    

Упражнение, развивающее координацию движений кистей рук. «Китайские шары»

Берём пару шаров, кладём их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого. После двустишия - смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

«Узловка»

Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше.

Лезет, лезет альпинист -

В этом деле он артист.

По скале и по верёвке

Он наверх залезет ловко!

«Сухие бассейны»

Делаем «сухой бассейн» с горохом или фасолью. В пластиковые вёдра или миски насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение.

ГОРОХ

В ведро насыпали горох

 И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

ФАСОЛЬ

(на дне бассейна прячем игрушки от киндерсюрпризов)

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне - игрушки для детей,

 Мы их достанем без затей.

Хорошо использовать музыкальные пальчиковые упражнения на родительских собраниях. Предложить родителям выполнить их вместе с детьми. Такие упражнения сближают родителей и детей.

«КРАБ»

Ветер дует, завывает,

Пальму в сторону качает,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне

 «ЧЕРВЯЧКИ» Раз, два, три, четыре, пять -Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает Каркает - вот и обед, Глядь, а червячков уж нет.

 «РЫБКИ»

Пять маленьких рыбок играли в реке.

 Лежало большое бревно на песке.

 И рыбка сказала - нырять здесь легко.

 Вторая сказала - нет здесь глубоко.

 А третья сказала - мне хочется спать.

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

 А пятая крикнула - здесь крокодил!

Плывите быстрее, чтоб не проглотил.

Занятия оригами хорошо влияют на развитие мелкой моторики рук у детей. Я предлагаю выполнить поделку «Бабочка». Выполняется она из двух геометрических фигур - круга и квадрата. Используя такие упражнения можно добиться заметного положительного эффекта. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Для этого выбран для каждого из пальцевых упражнений подходящий по смыслу текст. И как показал мой опыт, сочетание пальчиковых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Пальчиковые  игры вызывают у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно выполнить пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Таким образом, включая упражнения на развитие пальцевой моторики на занятиях, воспитатель играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. Совершенствуются внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью. Легче усваиваются навыки письма.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Рисование цветным песком, как одна из форм развития мелкой моторики рук"

Мастер-класс «Рисование цветным песком, как одна из форм развития  мелкой моторики рук» Добрый день и добрый час! СЛАЙД №1Приглашаю в мастер-классПрошу выйти на сцену 6 человек.Проходите не ...

Мастер-класс для родителей "Салфеточная аппликация - один из способов развития мелкой моторики рук. Бабочка

Ознакомление  родителей с нетрадиционной техникой салфеточной аппликации для совместной работы с детьми дома....

Мастер-класс для родителей "Салфеточная аппликация - один из способов развития мелкой моторики рук. Бабочка

Ознакомление  родителей с нетрадиционной техникой салфеточной аппликации для совместной работы с детьми дома....

Мастер-класс для родителей "Салфеточная аппликация - один из способов развития мелкой моторики рук. Бабочка

Ознакомление  родителей с нетрадиционной техникой салфеточной аппликации для совместной работы с детьми дома....

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный материал будет интересен всем педагогам дошкольного учреждения и родителям, потому что целенаправленная работа всех участников педагогического процесса по развитию мелкой моторики рук в дошколь...

Мастер - класс для родителей Рисование на песке как средство развития мелкой моторики рук.

Уважаемые родители, сегодня мы вас приглашаем отправиться в песочное путешествие. Сегодня наши мастера научат вас создавать картины из манной крупы. Ваш ребенок выступит в роли мастера....