мастер-класс для педагогов "Использование кинетического песка в работе с детьми для развития мелкой моторики"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Аксайского района детский сад общеразвивающего вида 2 категории
№ 28 «Рябинушка»
Мастер-класс для педагогов на тему «Использование кинетического песка в работе с детьми для развития мелкой моторики».
Подготовила воспитатель разновозрастной группы «Непоседы»
Аверкина Алёна Анатольевна
хутор Верхнеподпольный
2025 год
Мастер-класс для педагогов на тему «Использование кинетического песка в работе с детьми для развития мелкой моторики».
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на моем мастер-классе!
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности ,так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим разноцветной краской,
Горсть волшебного песка
Туда вольётся дивной сказкой,
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру…
Цель: Познакомить педагогов с возможностями кинетического песка. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.
Используемые материалы: Подносы с кинетическим песком, формочки и лопатки для песочницы, игрушечная посуда, влажные салфетки.
Ход мастер-класса:
Кинетический песок (его еще называют «подвижный песок», «живой песок», «трогательный песок», «космический песок» и пр.) создан в 2013 году в Швеции. Ученые соединили чистый кварцевый песок и полимерные материалы в определенном соотношении. Благодаря полимеру Е900 - это «силиконовое масло», песок обладает особыми свойствами: полимер не позволяет песку высыхать и прилипать к рукам, песок не боится воды и, даже мороза. Кинетический песок гипоаллергенен, нетоксичен, в этом материале не развиваются бактерии. Песок безопасен и может быть использован в работе с детьми с 3 лет.
Будучи свободно насыпанным, песок выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка под воздействием силы тяжести стремятся разъединиться, однако соединяющее их вещество вытягивается в полимерные нити длиной 1-2 мм, почти невидимые глазу, которые замедляют движение песчинок, позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них.
«Живой песок» как магнит притягивает к себе детские ручки и позволяет возводить невероятные сооружения, воплощая в постройках свои мечты и фантазии. Из него можно лепить, строить, создавать различные фигуры с помощью формочек, на нем можно рисовать, его можно резать, выдавливать строгие формы. Манипуляции с кинетическим песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в играх с кинетиеским песком мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие , внимание, память, мышление, а также речь и моторика).
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых , песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
• Обучающие (облегчают процесс обучения);
• Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
• Проективные (через них осуществляется , коррекция и развитие ребенка).
Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
Для игр с кинетическим песком можно использовать предметы различной тематики, например:
- Природный материал: камешки, шишки, ракушки, перышки, сухие ветки.
- Формочки для игр с песком.
- игрушечную посуду.
А теперь я хочу вас попросить расслабиться, закрыть глаза и опустить руки. Что вы вспоминаете, услышав слово песок? Многие из вас вспомнили золотой песок, лазурное море, крики чаек, лёгкий бриз. Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Оказавшись там вы с удовольствием водите ладонью по песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли появляются умиротворение и покой. Открываем глаза. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности волшебного песка с другой стороны. Попробуем использовать некоторые игры с кинеческим песком.
Упражнение «Чувствительные ладошки».
Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает кинетический песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Подобные упражнения используют в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Игра «Картина из загадок». Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки. ( облака)
Как над речкой над рекой,
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга).
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (речка).
Она под осень умирает
И вновь весною оживает
Коровам без неё беда
Она их главная еда (трава).
Игра «Вершки и корешки».
Цель: развивать внимание, быстроту реакции; закреплять знания по теме «Овощи».
Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нём съедобное. Если корешки - прячут руки в песок. Ну, а если вершки - ставят кулачки на песок.
Например: морковь, картофель, лук, репа, помидор.
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие мелкой моторики обеих рук, развитие тактильной чувствительности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (следов разных животных); развитие речевого творчества (придумывание названия фантастического животного).
Ход игры.
- «Идут медвежата» — воспитатель вместе с детьми кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.
- «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» — взрослый расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» — воспитатель предлагает детям подвигать всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем, СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему: "Способы и приемы бумажной пластики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"
«Способы и приёмы бумажной пластики для развития мелкой моторики»...
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук
В помощь воспитателям и родителям...

Мастер - класс «Нетрадиционные методы в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук»
Цели: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук . Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занят...

Мастер-класс для родительского собрания в средней группе «Оригами, как основное средство развития мелкой моторики»
Оригами - это искусство складывания из бумаги. Родина оригами - Япония. Какие же возможности даёт наши м детям искусство оригами?· Знакомит с...

Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики рук
В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на неск...

Перспективный план работы с детьми по развитию мелкой моторики
Перспективный план работы с детьми по развитию мелкой моторикивозраст с 2 до 3 лет...

Мастер- класс для родителей Тема: «Су-Джок терапия - как одна из современных нетрадиционных технологий работы с детьми в развитии мелкой моторики» «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития речи детей».
Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная и тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить, потрогав, показав что – либо движением. Поэтому на пр...
