Мастер-класс для родителей на тему: "Способы и приемы бумажной пластики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа) по теме

Королева Анна Сергеевна

«Способы и приёмы бумажной пластики  для развития мелкой моторики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Способы и приёмы бумажной пластики

для развития мелкой моторики»

  Цель:

  Рассказать родителям о полезности развития мелкой моторики рук дошкольника

        Показать способы и приемы выполнения поделок в технике «бумажная пластика»

  План мастер-класса:

  1. Раскрытие перед родителями актуальности вопроса развития у дошкольников мелкой моторики рук для дальнейшей успешной социализации их в школе
  2. Рассматривание поделок из гофрированной бумаги, выполненных в технике «бумажная пластика»
  3. Знакомство со способами выполнения поделок в технике «бумажная пластика»

Раскрытие перед родителями актуальности вопроса развития у дошкольников мелкой моторики рук для дальнейшей успешной социализации их в школе

Часто у первоклассников с первых дней появляются проблемы в школе из-за слабой, неокрепшей пальцевой и кистевой моторики рук. У них неуверенные движения, часто дрожат руки, когда они держат карандаш и ручку, отсюда появляются каллиграфические проблемы. У некоторых детей появляется плаксивость, может возникнуть нервный срыв из-за неудач, пропадает желание ходить в школу.  Всё это признаки тяжёлой адаптации к школе. Задача нас – взрослых состоит в том, чтобы помочь ребёнку успешно социализироваться в мире своих сверстников, помочь ему поднять свою самооценку. Я вижу первостепенную задачу в том, чтобы помочь ребёнку укрепить моторику рук и, когда он увидит свои успехи, у него укрепится вера в себя и свои силы.

Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта.  Наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

В процессе совместной деятельности с детьми я выявила, что дети всегда с интересом занимаются продуктивной деятельностью, но при этом у них слабо развита мелкая моторика рук и соответственно нелегко удается достижение желаемого результата. Дети были неуверенными в себе и переживали, что у них ничего не получится. Для решения данной проблемы я

использовала разные виды работ по художественному творчеству, но детям особенно нравилось работать как с бумагой, так и с пластилином. Я решила использовать бумагу как лепной материал, так как бумажная пластика объединяет в себе разные виды изобразительной деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование из бумаги и коллаж. С лепкой и коллажем бумажную пластику роднит объемность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из бумаги – видоизменение плоской формы путем сгибания, складывания, разрезания, соединение целого из частей. Работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации, с рисованием бумажную пластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей. Этот вид работы с бумагой очень понравился детям.

Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. «Пластика» — от  греч. «лепить». Бумажная пластика – лепить из бумаги. Бумажная пластика – разновидность лепки, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру.

В процессе кропотливой работы с бумагой формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Тем самым у ребенка изначально закладывается успешность, которая так важна в дальнейшей жизни.

В дошкольном возрасте необходимо научить ребёнка верить в свои силы, быть раскрепощёнными, так как именно в дошкольном детстве у ребенка изначально закладывается успешность, которая так важна в дальнейшей жизни. 

Из всех видов совместной деятельности педагога с детьми дети очень любят продуктивную деятельность, так как именно в процессе продуктивной деятельности они видят результат своего творчества. И этот результат обычно рождает у них чувство гордости за конечный результат своего труда и чувство уверенности в себе. Параллельно у них развивается ручная умелость, укрепляется мелкая моторика рук, а значит, в будущем в школе им будет легче писать.

Таким образом, одной из главных задач подготовки детей к школе педагогами и родителями является: развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Я вам предлагаю сделать домашние игровые занятия с детьми увлекательными и интересными, и предложить детям игры с бумагой. А чтобы заинтересовать детей ещё больше, назовите ваши домашние занятия «Волшебные превращения бумаги».

Рассматривание поделок из гофрированной бумаги, выполненных в технике «бумажная пластика»

Итак, чтобы чему-то научить детей, надо сначала этому научиться самим. Перед вами гофрированная бумага и поделки, которые из неё сделаны. (Рассматривание поделок, обсуждение).

 Обычная продуктивная деятельность детям очень нравятся. Но, чтобы увлечь детей нужен эффект новизны. Я предлагаю вам, уважаемые родители, объединить все виды продуктивной деятельности и использовать бумагу как лепной материал. Бумажная пластика объединяет в себе разные виды изобразительной деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование из бумаги и коллаж.

Овладение рядом технологий бумажной пластики требует большого терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд.

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Кроме того любая работа с бумагой (складывание, вырезание, плетение) не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Так же дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Знакомство со способами выполнения поделок

в технике «бумажная пластика»

Формообразования в бумажной пластике доступнее всего начинать с простых приёмов, раскатывать разной величиной формы – это округлые комочки, жгуты. (Показываю способы и приемы работы с гофрированной бумагой, а родители выполняют все способы бумагопластики вместе со мной).

Рис.1. Скатывание между ладонями круговыми движениями шаровидных комочков.

Рис.2. Скручивание жгутиков между ладонями продольными движениями.

Рис.1а и 2а. Маленькие шарики, комочки, жгутики выполняются пальчиками.

Примечание: скатывать и скручивать необходимо в одном направлении.

Рис.3. Перекручивание. Сжать бумагу при помощи пальцев и перекрутить (бантик, крылышки).

Рис. 4. Форма капельки. Оттянуть от комочка и перекрутить. Перекручивание используется для фиксации оттянутой части.

После того, как дети освоили округлые формы и жгуты, можно приступать к более сложным – прямоугольной и треугольной формам.

Рис. 5. Способ «Елочка» (волна, гора и др.)

Чтобы получить треугольную форму, лист бумаги любой формы взять за середину пальчиками и приподнять с поверхности стола, ладошкой другой руки обхватить и прогладить опущенные края бумаги.

Рис. 6. Способ «Колокол».

Свернуть маленький кулечек, при помощи пальчика, карандаша; кончик перекрутить, отрезать. Для цветов в середину кулечка можно вставить тонкий жгутик, оформить края зубчиками.

Рис. 7. Способ «Ежик».

Тонкие жгутики из небольших кусочков салфетки прикрепить на каплю клея ПВА (ежик, перья птиц, цветы).

Рис. 8. Способ «Роза».

Приготовить ленту гофрированной бумаги. Взяв ленту левой рукой, правой накрутить ленту на карандаш вращательными движениями. Держать ленту левой рукой нужно свободно и не мешать ей перекручиваться – имитация лепестков розы. Не снимая с карандаша, намазать клеем и наклеить; параллельно листу бумаги – бутон, перпендикулярно – распустившийся цветок розы. Вынуть карандаш.

Рис. 9. «Листик»

Чтобы листик держал форму, можно сделать его двухслойным. Для этого надо сложить квадрат из прямоугольника – 1 раз или из квадрата большого размера – 2 раза. Три угла квадрата собрать вместе и перекрутить.

Изображение в бумажной пластике выполняется в полуобъемном варианте, т.е. все части и детали наклеиваются на картон. Не исключена возможность выполнения в объемном виде, при этом детали соединяются между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника....

Мастер­класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.Задачи. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Многие родители слышали понятие "развитие мелкой моторики", но как ее развивать и для чего это необходимо делать, знают далеко не все. Данный материал поможет в этом разобраться и научит на ...

Мастер класс для родителей :«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкой моторикой называют умения воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения.Наибольший эффект получается в результате проведения игр и упражнений.Точные и хорошо скоординированные движения ...

Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Практически все знают понятие «мелкая моторика» и что её развитие очень полезно. Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики? Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчи...