Конкурс педагогов "Экологическое образование и воспитание"
план-конспект занятия

Мандыч Ирина Владимировна

Цели:

  1. Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях (у растения есть стебель и зеленые листья, растение сажают в горшок с землей и дренажом).
  2. Закрепление названий комнатных растений и умения различать их.
  3. Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями (поливать, разрыхлять землю в горшке, протирать листья, осуществлять уход за растениями по необходимости), демонстрация алгоритма посадки комнатного растения.
  4. Воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь и поддержку.
  5. Воспитание бережного отношения и любви к природе, желания ухаживать за растениями.

Словарь: комнатное растение, фикус, бегония, герань, фиалка, хлорофитум, сансевьера, дренаж, лейка, грабли, цветущее растение, росток.

Предварительная работа: беседы о комнатных растениях, уход за комнатными растениями (поливка, разрыхление земли в горшке, протирание листьев), посадка комнатного растения.

Оборудование:

  1. Конверт-посылка, в которой находятся картинки комнатных растений.
  2. Кукла Маша.
  3. Картинки комнатных растений: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
  4. Комнатные растения: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
  5. Инструментарий для ухода за комнатными растениями: лейка, губки для протирания, грабли и палочки для рыхления, салфетка для рук.
  6. Отросток с корнями.
  7. Горшок, дренаж, земля.

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД

Организация процесса:

Дети рассаживаются по стульям на ковре.

ЧАСТЬ 1

В гости пришла кукла Маша с конвертом, на котором нарисован вопросительный знак и написано «Детям группы №2 «Солнышко».

Воспитатель: Ребята, кукла Маша принесла нам письмо от Незнайки и просит прочитать его.

Письмо: «Дорогие ребята, когда я приходил к Вам в гости сажать лук, то увидел на подоконнике много разных и очень красивых комнатных растений. У меня дома есть много картинок с комнатными растениями, и я хотел бы, чтобы вы помогли мне разобраться в них. Но для начала я приготовил для вас несколько загадок».

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? А наша кукла Маша передаст ему наши ответы.

Загадки от Незнайки:

1. Не подушка для иголок,
И не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
(Кактус).
 

2. На окошке растёт,
Круглой шапкой цветёт.
Это — журавлиный нос,
Нам духи свои принёс.

Расцвела в такую рань
На моём окне …
(герань).
 

3. Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(комнатные растения).

 

 

 

ЧАСТЬ 2

Воспитатель: А теперь прочтем вторую часть письма. Незнайка прислал нам картинки разных комнатных растений. Давайте рассмотрим их, запомним названия и выпишем их. Чтобы было интереснее, я подготовила настоящие комнатные растения, которые есть у нас в группе.

Демонстрация картинок и изучение комнатных растений.

 

 Воспитатель: Если вы знаете название растения, то поднимайте руку и называйте его.

 

1. Это растение не имеет стебельков, а корни его растут прямо на поверхности почвы. Листочки имеют длинную овальную форму и светло-зелёный или тёмно-зелёный цвет, в зависимости от вида растения. Цветочки могут быть простыми или махровыми, самой разнообразной окраски — белые, розовые, фиолетовые, лиловые. (фиалка)

 

2. А у этого растения листья округлые, с зубчатыми краешками. Цветочки могут быть различной окраски — белые, розовые, красные, оранжевые, пурпурные. Растение очень душистое, а его стебелек сильно ветвится и покрыт зеленоватыми опушенными листочками. Цветочки у него собраны в соцветия, похожие на зонтики. (герань)

 

3. Это растение является красивоцветущим. Оно обладает необычайно красивыми цветками, которые бывают простыми или махровыми. Махровые цветки внешне напоминают розочки. Их окраска очень разнообразна: все оттенки красного и розового цветов, а также белая, кремовая, чайная, крапчатая. Под землей растение прячет мощный мясистый клубень, от которого вверх растут розетки листьев или узловатые водянистые стебельки. (бегония)

 

4. А это растение живет много лет, оно травянистое, с узкими свисающими листиками и усиками, дающими начало новым кустикам. Листья у него зеленые, бело-зеленые или кремово-зеленые. Это очень неприхотливое растение, которое может расти почти в любом грунте и при любой освещенности. (хлорофитум)

 

5. Цветок этого растения имеет мощные, ползучие корни. Они хорошо развиты и добывают для растения много влаги. Листики у растения прямые и мясистые, темно- и светло-зеленые, коричневые или желтые. Они направлены вверх, а иногда чуть в стороны. (сансевьера)

 

  1. У этого растения проворный, цепкий стебелек и тонкие, похожие на проволоку ветви. Листья мелкие и тонкие. Молодые листики имеют форму сердца, а старые — овальную форму. Растение очень популярное: его можно найти во многих квартирах, больших залах, и в зимних садах. (фикус крохотный)

 

ЧАСТЬ 3

Воспитатель: Незнайка прислал нам еще одну картинку со строением растений. Давайте вместе ее рассмотрим и ответим на вопросы:

«Что есть у цветка?» (стебель, корень, листья, цветы)

«А что нужно растениям для роста?» (вода, земля, свет, тепло, воздух)

Воспитатель: Ребята, а попробуйте отгадать и мою загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
(растение)


Правильно, это растение!
 

А как растение двигается, ведь у него нет ни рук, ни ног? (растет,
поворачивается к свету)
 

А как оно дышит? (через листья, корни)
 

А как ест и пьет? Так же, как и мы? (корнями добывает питание и влагу, а через листочки питается солнечным светом)
 

Правильно, ребята, именно корни и листья кормят растение!
 

А где растения находят и хранят пищу? (в земле, почве и в солнечном свете)

Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений находится в земле, в которой они растут, а также в свете от солнышка. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет. Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

 

Дидактическая игра: Маша предлагает нам поиграть в игру «Какое оно, комнатное растение?»

(красивое, зеленое, вьющееся, душистое, цветущее, колючее, комнатное, яркое, молодое)

ЧАСТЬ 4

Физкультминутка

Воспитатель: Может, и мы попробуем превратиться в комнатные растения? Давайте встанем рядом со своими стульчиками и прочитаем утренний стишок цветка:

Дети выполняют действия согласно тексту.

 

Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!

ЧАСТЬ 5

Дидактическая игра

Воспитатель: Маша придумала нам новую игру «Что изменилось?»

Правила такие: на столе у нас стоят три цветка: герань, фиалка, фикус. Вы закрываете глазки, а Маша накрывает одно из растений платком. Вам нужно угадать, какое растение Маша спрячет.

ЧАСТЬ 6

Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам посадить цветок и подарить его Маше. У нас есть всё, что нужно:

1. Горшок

2. Земля

3. Дренаж

4.  Лейка с водой

5. Грабли и лопатка

6. Отросток

7. Брызгалка

Воспитатель: Сначала берем цветочный горшок.

Что будем класть в горшок первым делом?

(в цветочный горшок мы насыпаем камешки – это дренаж)

 

Для чего он нужен?

(дренаж нужен для того, чтобы воздух лучше поступал к корням и чтобы корни не гнили после полива)

 

Что будем делать дальше?

(после этого мы насыпаем землю, оставляя лунку для ростка)

 

После того, как мы насыпали землю, что делаем дальше?

(сажаем росток в землю и присыпаем его)

 

Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать?

(сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло)

 

Подарок для Маши готов!

 

Дети дарят Маше подарок, чтобы она передала его Незнайке. Маша благодарит детей и хвалит их за старание.

ЧАСТЬ 7

Расскажите, как правильно ухаживать за комнатными растениями?

(дети отвечают)

 

Воспитатель: Давайте приведем в порядок наши комнатные растения: протрем листики, уберем засохшие листья, разрыхлим землю, польем и опрыскаем растения.

(дети выполняют все действия, необходимые для растений).

 

На трёх столах расставлено по два цветка, 6-8 детей ходят вокруг них и ухаживают за растениями под присмотром воспитателя. После этого дети рассаживаются обратно на стульчики.

ЧАСТЬ 8

Рефлексия

Итак, дети, о чем мы сегодня с вами говорили? Понравилось вам занятие? Что вам запомнилось больше всего? Во что бы вы хотели поиграть? О чём расскажете дома?

 

Давайте будем и дальше ухаживать за нашими зелеными друзьями и беречь их, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия им. Н.В.Пушкова»

(дошкольное отделение №2)

Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Чтение художественной  литературы», «Музыка», «Труд».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Комнатные растения»

(средняя группа)

Подготовила и провела воспитатель:

Мандыч Ирина Владимировна

г. Москва, г. о. Троицк

март 2018 год

Цели:

  1. Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях (у растения есть стебель и зеленые листья, растение сажают в горшок с землей и дренажом).
  2. Закрепление названий комнатных растений и умения различать их.
  3. Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями (поливать, разрыхлять землю в горшке, протирать листья, осуществлять уход за растениями по необходимости), демонстрация алгоритма посадки комнатного растения.
  4. Воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь и поддержку.
  5. Воспитание бережного отношения и любви к природе, желания ухаживать за растениями.

Словарь: комнатное растение, фикус, бегония, герань, фиалка, хлорофитум, сансевьера, дренаж, лейка, грабли, цветущее растение, росток.

Предварительная работа: беседы о комнатных растениях, уход за комнатными растениями (поливка, разрыхление земли в горшке, протирание листьев), посадка комнатного растения.

Оборудование:

  1. Конверт-посылка, в которой находятся картинки комнатных растений.
  2. Кукла Маша.
  3. Картинки комнатных растений: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
  4. Комнатные растения: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
  5. Инструментарий для ухода за комнатными растениями: лейка, губки для протирания, грабли и палочки для рыхления, салфетка для рук.
  6. Отросток с корнями.
  7. Горшок, дренаж, земля.

Ход НОД

Организация процесса:

Дети рассаживаются по стульям на ковре.

ЧАСТЬ 1

В гости пришла кукла Маша с конвертом, на котором нарисован вопросительный знак и написано «Детям группы №2 «Солнышко».

Воспитатель: Ребята, кукла Маша принесла нам письмо от Незнайки и просит прочитать его.

Письмо: «Дорогие ребята, когда я приходил к Вам в гости сажать лук, то увидел на подоконнике много разных и очень красивых комнатных растений. У меня дома есть много картинок с комнатными растениями, и я хотел бы, чтобы вы помогли мне разобраться в них. Но для начала я приготовил для вас несколько загадок».

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? А наша кукла Маша передаст ему наши ответы.

Загадки от Незнайки:

1. Не подушка для иголок,
И не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
(Кактус).

2. На окошке растёт,
Круглой шапкой цветёт.
Это — журавлиный нос,
Нам духи свои принёс.

Расцвела в такую рань
На моём окне …
(герань).

3. Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(комнатные растения).

ЧАСТЬ 2

Воспитатель: А теперь прочтем вторую часть письма. Незнайка прислал нам картинки разных комнатных растений. Давайте рассмотрим их, запомним названия и выпишем их. Чтобы было интереснее, я подготовила настоящие комнатные растения, которые есть у нас в группе.

Демонстрация картинок и изучение комнатных растений.

 Воспитатель: Если вы знаете название растения, то поднимайте руку и называйте его.

1. Это растение не имеет стебельков, а корни его растут прямо на поверхности почвы. Листочки имеют длинную овальную форму и светло-зелёный или тёмно-зелёный цвет, в зависимости от вида растения. Цветочки могут быть простыми или махровыми, самой разнообразной окраски — белые, розовые, фиолетовые, лиловые. (фиалка)

2. А у этого растения листья округлые, с зубчатыми краешками. Цветочки могут быть различной окраски — белые, розовые, красные, оранжевые, пурпурные. Растение очень душистое, а его стебелек сильно ветвится и покрыт зеленоватыми опушенными листочками. Цветочки у него собраны в соцветия, похожие на зонтики. (герань)

3. Это растение является красивоцветущим. Оно обладает необычайно красивыми цветками, которые бывают простыми или махровыми. Махровые цветки внешне напоминают розочки. Их окраска очень разнообразна: все оттенки красного и розового цветов, а также белая, кремовая, чайная, крапчатая. Под землей растение прячет мощный мясистый клубень, от которого вверх растут розетки листьев или узловатые водянистые стебельки. (бегония)

4. А это растение живет много лет, оно травянистое, с узкими свисающими листиками и усиками, дающими начало новым кустикам. Листья у него зеленые, бело-зеленые или кремово-зеленые. Это очень неприхотливое растение, которое может расти почти в любом грунте и при любой освещенности. (хлорофитум)

5. Цветок этого растения имеет мощные, ползучие корни. Они хорошо развиты и добывают для растения много влаги. Листики у растения прямые и мясистые, темно- и светло-зеленые, коричневые или желтые. Они направлены вверх, а иногда чуть в стороны. (сансевьера)

  1. У этого растения проворный, цепкий стебелек и тонкие, похожие на проволоку ветви. Листья мелкие и тонкие. Молодые листики имеют форму сердца, а старые — овальную форму. Растение очень популярное: его можно найти во многих квартирах, больших залах, и в зимних садах. (фикус крохотный)

ЧАСТЬ 3

Воспитатель: Незнайка прислал нам еще одну картинку со строением растений. Давайте вместе ее рассмотрим и ответим на вопросы:

«Что есть у цветка?» (стебель, корень, листья, цветы)

«А что нужно растениям для роста?» (вода, земля, свет, тепло, воздух)

Воспитатель: Ребята, а попробуйте отгадать и мою загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
(растение)


Правильно, это растение!

А как растение двигается, ведь у него нет ни рук, ни ног? (растет,
поворачивается к свету)

А как оно дышит? (через листья, корни)

А как ест и пьет? Так же, как и мы? (корнями добывает питание и влагу, а через листочки питается солнечным светом)

Правильно, ребята, именно корни и листья кормят растение!

А где растения находят и хранят пищу? (в земле, почве и в солнечном свете)

Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений находится в земле, в которой они растут, а также в свете от солнышка. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет. Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Дидактическая игра: Маша предлагает нам поиграть в игру «Какое оно, комнатное растение?»

(красивое, зеленое, вьющееся, душистое, цветущее, колючее, комнатное, яркое, молодое)

ЧАСТЬ 4

Физкультминутка

Воспитатель: Может, и мы попробуем превратиться в комнатные растения? Давайте встанем рядом со своими стульчиками и прочитаем утренний стишок цветка:

Дети выполняют действия согласно тексту.

Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!

ЧАСТЬ 5

Дидактическая игра 

Воспитатель: Маша придумала нам новую игру «Что изменилось?»

Правила такие: на столе у нас стоят три цветка: герань, фиалка, фикус. Вы закрываете глазки, а Маша накрывает одно из растений платком. Вам нужно угадать, какое растение Маша спрячет.

ЧАСТЬ 6

Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам посадить цветок и подарить его Маше. У нас есть всё, что нужно:

1. Горшок

2. Земля

3. Дренаж

4.  Лейка с водой

5. Грабли и лопатка

6. Отросток

7. Брызгалка

Воспитатель: Сначала берем цветочный горшок.

Что будем класть в горшок первым делом?

(в цветочный горшок мы насыпаем камешки – это дренаж)

Для чего он нужен?

(дренаж нужен для того, чтобы воздух лучше поступал к корням и чтобы корни не гнили после полива)

Что будем делать дальше?

(после этого мы насыпаем землю, оставляя лунку для ростка)

После того, как мы насыпали землю, что делаем дальше?

(сажаем росток в землю и присыпаем его)

Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать?

(сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло)

Подарок для Маши готов!

Дети дарят Маше подарок, чтобы она передала его Незнайке. Маша благодарит детей и хвалит их за старание.

ЧАСТЬ 7

Расскажите, как правильно ухаживать за комнатными растениями?

(дети отвечают)

Воспитатель: Давайте приведем в порядок наши комнатные растения: протрем листики, уберем засохшие листья, разрыхлим землю, польем и опрыскаем растения.

(дети выполняют все действия, необходимые для растений).

На трёх столах расставлено по два цветка, 6-8 детей ходят вокруг них и ухаживают за растениями под присмотром воспитателя. После этого дети рассаживаются обратно на стульчики.

ЧАСТЬ 8

Рефлексия

Итак, дети, о чем мы сегодня с вами говорили? Понравилось вам занятие? Что вам запомнилось больше всего? Во что бы вы хотели поиграть? О чём расскажете дома?

Давайте будем и дальше ухаживать за нашими зелеными друзьями и беречь их, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.