Конкурс педагогов "Экологическое образование и воспитание"
план-конспект занятия
Цели:
- Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях (у растения есть стебель и зеленые листья, растение сажают в горшок с землей и дренажом).
- Закрепление названий комнатных растений и умения различать их.
- Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями (поливать, разрыхлять землю в горшке, протирать листья, осуществлять уход за растениями по необходимости), демонстрация алгоритма посадки комнатного растения.
- Воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь и поддержку.
- Воспитание бережного отношения и любви к природе, желания ухаживать за растениями.
Словарь: комнатное растение, фикус, бегония, герань, фиалка, хлорофитум, сансевьера, дренаж, лейка, грабли, цветущее растение, росток.
Предварительная работа: беседы о комнатных растениях, уход за комнатными растениями (поливка, разрыхление земли в горшке, протирание листьев), посадка комнатного растения.
Оборудование:
- Конверт-посылка, в которой находятся картинки комнатных растений.
- Кукла Маша.
- Картинки комнатных растений: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
- Комнатные растения: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
- Инструментарий для ухода за комнатными растениями: лейка, губки для протирания, грабли и палочки для рыхления, салфетка для рук.
- Отросток с корнями.
- Горшок, дренаж, земля.
Ход НОД
Организация процесса:
Дети рассаживаются по стульям на ковре.
ЧАСТЬ 1
В гости пришла кукла Маша с конвертом, на котором нарисован вопросительный знак и написано «Детям группы №2 «Солнышко».
Воспитатель: Ребята, кукла Маша принесла нам письмо от Незнайки и просит прочитать его.
Письмо: «Дорогие ребята, когда я приходил к Вам в гости сажать лук, то увидел на подоконнике много разных и очень красивых комнатных растений. У меня дома есть много картинок с комнатными растениями, и я хотел бы, чтобы вы помогли мне разобраться в них. Но для начала я приготовил для вас несколько загадок».
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? А наша кукла Маша передаст ему наши ответы.
Загадки от Незнайки:
1. Не подушка для иголок,
И не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
(Кактус).
2. На окошке растёт,
Круглой шапкой цветёт.
Это — журавлиный нос,
Нам духи свои принёс.
Расцвела в такую рань
На моём окне …
(герань).
3. Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(комнатные растения).
ЧАСТЬ 2
Воспитатель: А теперь прочтем вторую часть письма. Незнайка прислал нам картинки разных комнатных растений. Давайте рассмотрим их, запомним названия и выпишем их. Чтобы было интереснее, я подготовила настоящие комнатные растения, которые есть у нас в группе.
Демонстрация картинок и изучение комнатных растений.
Воспитатель: Если вы знаете название растения, то поднимайте руку и называйте его.
1. Это растение не имеет стебельков, а корни его растут прямо на поверхности почвы. Листочки имеют длинную овальную форму и светло-зелёный или тёмно-зелёный цвет, в зависимости от вида растения. Цветочки могут быть простыми или махровыми, самой разнообразной окраски — белые, розовые, фиолетовые, лиловые. (фиалка)
2. А у этого растения листья округлые, с зубчатыми краешками. Цветочки могут быть различной окраски — белые, розовые, красные, оранжевые, пурпурные. Растение очень душистое, а его стебелек сильно ветвится и покрыт зеленоватыми опушенными листочками. Цветочки у него собраны в соцветия, похожие на зонтики. (герань)
3. Это растение является красивоцветущим. Оно обладает необычайно красивыми цветками, которые бывают простыми или махровыми. Махровые цветки внешне напоминают розочки. Их окраска очень разнообразна: все оттенки красного и розового цветов, а также белая, кремовая, чайная, крапчатая. Под землей растение прячет мощный мясистый клубень, от которого вверх растут розетки листьев или узловатые водянистые стебельки. (бегония)
4. А это растение живет много лет, оно травянистое, с узкими свисающими листиками и усиками, дающими начало новым кустикам. Листья у него зеленые, бело-зеленые или кремово-зеленые. Это очень неприхотливое растение, которое может расти почти в любом грунте и при любой освещенности. (хлорофитум)
5. Цветок этого растения имеет мощные, ползучие корни. Они хорошо развиты и добывают для растения много влаги. Листики у растения прямые и мясистые, темно- и светло-зеленые, коричневые или желтые. Они направлены вверх, а иногда чуть в стороны. (сансевьера)
- У этого растения проворный, цепкий стебелек и тонкие, похожие на проволоку ветви. Листья мелкие и тонкие. Молодые листики имеют форму сердца, а старые — овальную форму. Растение очень популярное: его можно найти во многих квартирах, больших залах, и в зимних садах. (фикус крохотный)
ЧАСТЬ 3
Воспитатель: Незнайка прислал нам еще одну картинку со строением растений. Давайте вместе ее рассмотрим и ответим на вопросы:
«Что есть у цветка?» (стебель, корень, листья, цветы)
«А что нужно растениям для роста?» (вода, земля, свет, тепло, воздух)
Воспитатель: Ребята, а попробуйте отгадать и мою загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
(растение)
Правильно, это растение!
А как растение двигается, ведь у него нет ни рук, ни ног? (растет,
поворачивается к свету)
А как оно дышит? (через листья, корни)
А как ест и пьет? Так же, как и мы? (корнями добывает питание и влагу, а через листочки питается солнечным светом)
Правильно, ребята, именно корни и листья кормят растение!
А где растения находят и хранят пищу? (в земле, почве и в солнечном свете)
Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений находится в земле, в которой они растут, а также в свете от солнышка. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет. Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
Дидактическая игра: Маша предлагает нам поиграть в игру «Какое оно, комнатное растение?»
(красивое, зеленое, вьющееся, душистое, цветущее, колючее, комнатное, яркое, молодое)
ЧАСТЬ 4
Физкультминутка
Воспитатель: Может, и мы попробуем превратиться в комнатные растения? Давайте встанем рядом со своими стульчиками и прочитаем утренний стишок цветка:
Дети выполняют действия согласно тексту.
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
ЧАСТЬ 5
Дидактическая игра
Воспитатель: Маша придумала нам новую игру «Что изменилось?»
Правила такие: на столе у нас стоят три цветка: герань, фиалка, фикус. Вы закрываете глазки, а Маша накрывает одно из растений платком. Вам нужно угадать, какое растение Маша спрячет.
ЧАСТЬ 6
Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам посадить цветок и подарить его Маше. У нас есть всё, что нужно:
1. Горшок
2. Земля
3. Дренаж
4. Лейка с водой
5. Грабли и лопатка
6. Отросток
7. Брызгалка
Воспитатель: Сначала берем цветочный горшок.
Что будем класть в горшок первым делом?
(в цветочный горшок мы насыпаем камешки – это дренаж)
Для чего он нужен?
(дренаж нужен для того, чтобы воздух лучше поступал к корням и чтобы корни не гнили после полива)
Что будем делать дальше?
(после этого мы насыпаем землю, оставляя лунку для ростка)
После того, как мы насыпали землю, что делаем дальше?
(сажаем росток в землю и присыпаем его)
Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать?
(сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло)
Подарок для Маши готов!
Дети дарят Маше подарок, чтобы она передала его Незнайке. Маша благодарит детей и хвалит их за старание.
ЧАСТЬ 7
Расскажите, как правильно ухаживать за комнатными растениями?
(дети отвечают)
Воспитатель: Давайте приведем в порядок наши комнатные растения: протрем листики, уберем засохшие листья, разрыхлим землю, польем и опрыскаем растения.
(дети выполняют все действия, необходимые для растений).
На трёх столах расставлено по два цветка, 6-8 детей ходят вокруг них и ухаживают за растениями под присмотром воспитателя. После этого дети рассаживаются обратно на стульчики.
ЧАСТЬ 8
Рефлексия
Итак, дети, о чем мы сегодня с вами говорили? Понравилось вам занятие? Что вам запомнилось больше всего? Во что бы вы хотели поиграть? О чём расскажете дома?
Давайте будем и дальше ухаживать за нашими зелеными друзьями и беречь их, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_oznakomlenie_s_mirom_prirody-ispravleno.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия им. Н.В.Пушкова»
(дошкольное отделение №2)
Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Труд».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Комнатные растения»
(средняя группа)
Подготовила и провела воспитатель:
Мандыч Ирина Владимировна
г. Москва, г. о. Троицк
март 2018 год
Цели:
- Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях (у растения есть стебель и зеленые листья, растение сажают в горшок с землей и дренажом).
- Закрепление названий комнатных растений и умения различать их.
- Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями (поливать, разрыхлять землю в горшке, протирать листья, осуществлять уход за растениями по необходимости), демонстрация алгоритма посадки комнатного растения.
- Воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь и поддержку.
- Воспитание бережного отношения и любви к природе, желания ухаживать за растениями.
Словарь: комнатное растение, фикус, бегония, герань, фиалка, хлорофитум, сансевьера, дренаж, лейка, грабли, цветущее растение, росток.
Предварительная работа: беседы о комнатных растениях, уход за комнатными растениями (поливка, разрыхление земли в горшке, протирание листьев), посадка комнатного растения.
Оборудование:
- Конверт-посылка, в которой находятся картинки комнатных растений.
- Кукла Маша.
- Картинки комнатных растений: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
- Комнатные растения: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
- Инструментарий для ухода за комнатными растениями: лейка, губки для протирания, грабли и палочки для рыхления, салфетка для рук.
- Отросток с корнями.
- Горшок, дренаж, земля.
Ход НОД
Организация процесса:
Дети рассаживаются по стульям на ковре.
ЧАСТЬ 1
В гости пришла кукла Маша с конвертом, на котором нарисован вопросительный знак и написано «Детям группы №2 «Солнышко».
Воспитатель: Ребята, кукла Маша принесла нам письмо от Незнайки и просит прочитать его.
Письмо: «Дорогие ребята, когда я приходил к Вам в гости сажать лук, то увидел на подоконнике много разных и очень красивых комнатных растений. У меня дома есть много картинок с комнатными растениями, и я хотел бы, чтобы вы помогли мне разобраться в них. Но для начала я приготовил для вас несколько загадок».
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? А наша кукла Маша передаст ему наши ответы.
Загадки от Незнайки:
1. Не подушка для иголок,
И не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
(Кактус).
2. На окошке растёт,
Круглой шапкой цветёт.
Это — журавлиный нос,
Нам духи свои принёс.
Расцвела в такую рань
На моём окне …
(герань).
3. Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(комнатные растения).
ЧАСТЬ 2
Воспитатель: А теперь прочтем вторую часть письма. Незнайка прислал нам картинки разных комнатных растений. Давайте рассмотрим их, запомним названия и выпишем их. Чтобы было интереснее, я подготовила настоящие комнатные растения, которые есть у нас в группе.
Демонстрация картинок и изучение комнатных растений.
Воспитатель: Если вы знаете название растения, то поднимайте руку и называйте его.
1. Это растение не имеет стебельков, а корни его растут прямо на поверхности почвы. Листочки имеют длинную овальную форму и светло-зелёный или тёмно-зелёный цвет, в зависимости от вида растения. Цветочки могут быть простыми или махровыми, самой разнообразной окраски — белые, розовые, фиолетовые, лиловые. (фиалка)
2. А у этого растения листья округлые, с зубчатыми краешками. Цветочки могут быть различной окраски — белые, розовые, красные, оранжевые, пурпурные. Растение очень душистое, а его стебелек сильно ветвится и покрыт зеленоватыми опушенными листочками. Цветочки у него собраны в соцветия, похожие на зонтики. (герань)
3. Это растение является красивоцветущим. Оно обладает необычайно красивыми цветками, которые бывают простыми или махровыми. Махровые цветки внешне напоминают розочки. Их окраска очень разнообразна: все оттенки красного и розового цветов, а также белая, кремовая, чайная, крапчатая. Под землей растение прячет мощный мясистый клубень, от которого вверх растут розетки листьев или узловатые водянистые стебельки. (бегония)
4. А это растение живет много лет, оно травянистое, с узкими свисающими листиками и усиками, дающими начало новым кустикам. Листья у него зеленые, бело-зеленые или кремово-зеленые. Это очень неприхотливое растение, которое может расти почти в любом грунте и при любой освещенности. (хлорофитум)
5. Цветок этого растения имеет мощные, ползучие корни. Они хорошо развиты и добывают для растения много влаги. Листики у растения прямые и мясистые, темно- и светло-зеленые, коричневые или желтые. Они направлены вверх, а иногда чуть в стороны. (сансевьера)
- У этого растения проворный, цепкий стебелек и тонкие, похожие на проволоку ветви. Листья мелкие и тонкие. Молодые листики имеют форму сердца, а старые — овальную форму. Растение очень популярное: его можно найти во многих квартирах, больших залах, и в зимних садах. (фикус крохотный)
ЧАСТЬ 3
Воспитатель: Незнайка прислал нам еще одну картинку со строением растений. Давайте вместе ее рассмотрим и ответим на вопросы:
«Что есть у цветка?» (стебель, корень, листья, цветы)
«А что нужно растениям для роста?» (вода, земля, свет, тепло, воздух)
Воспитатель: Ребята, а попробуйте отгадать и мою загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
(растение)
Правильно, это растение!
А как растение двигается, ведь у него нет ни рук, ни ног? (растет,
поворачивается к свету)
А как оно дышит? (через листья, корни)
А как ест и пьет? Так же, как и мы? (корнями добывает питание и влагу, а через листочки питается солнечным светом)
Правильно, ребята, именно корни и листья кормят растение!
А где растения находят и хранят пищу? (в земле, почве и в солнечном свете)
Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений находится в земле, в которой они растут, а также в свете от солнышка. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет. Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
Дидактическая игра: Маша предлагает нам поиграть в игру «Какое оно, комнатное растение?»
(красивое, зеленое, вьющееся, душистое, цветущее, колючее, комнатное, яркое, молодое)
ЧАСТЬ 4
Физкультминутка
Воспитатель: Может, и мы попробуем превратиться в комнатные растения? Давайте встанем рядом со своими стульчиками и прочитаем утренний стишок цветка:
Дети выполняют действия согласно тексту.
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
ЧАСТЬ 5
Дидактическая игра
Воспитатель: Маша придумала нам новую игру «Что изменилось?»
Правила такие: на столе у нас стоят три цветка: герань, фиалка, фикус. Вы закрываете глазки, а Маша накрывает одно из растений платком. Вам нужно угадать, какое растение Маша спрячет.
ЧАСТЬ 6
Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам посадить цветок и подарить его Маше. У нас есть всё, что нужно:
1. Горшок
2. Земля
3. Дренаж
4. Лейка с водой
5. Грабли и лопатка
6. Отросток
7. Брызгалка
Воспитатель: Сначала берем цветочный горшок.
Что будем класть в горшок первым делом?
(в цветочный горшок мы насыпаем камешки – это дренаж)
Для чего он нужен?
(дренаж нужен для того, чтобы воздух лучше поступал к корням и чтобы корни не гнили после полива)
Что будем делать дальше?
(после этого мы насыпаем землю, оставляя лунку для ростка)
После того, как мы насыпали землю, что делаем дальше?
(сажаем росток в землю и присыпаем его)
Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать?
(сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло)
Подарок для Маши готов!
Дети дарят Маше подарок, чтобы она передала его Незнайке. Маша благодарит детей и хвалит их за старание.
ЧАСТЬ 7
Расскажите, как правильно ухаживать за комнатными растениями?
(дети отвечают)
Воспитатель: Давайте приведем в порядок наши комнатные растения: протрем листики, уберем засохшие листья, разрыхлим землю, польем и опрыскаем растения.
(дети выполняют все действия, необходимые для растений).
На трёх столах расставлено по два цветка, 6-8 детей ходят вокруг них и ухаживают за растениями под присмотром воспитателя. После этого дети рассаживаются обратно на стульчики.
ЧАСТЬ 8
Рефлексия
Итак, дети, о чем мы сегодня с вами говорили? Понравилось вам занятие? Что вам запомнилось больше всего? Во что бы вы хотели поиграть? О чём расскажете дома?
Давайте будем и дальше ухаживать за нашими зелеными друзьями и беречь их, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.