Организация работы методического кабинета ДОУ.
статья

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Деятельность кабинета регламентируется Законом «Об образовании» РФ, основами законодательства и нормативными документами Министерства образования РФ, Уставом ДОУ. Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель должен помнить главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь должны быть сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_kabineta.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы методического кабинета ДОУ.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Деятельность кабинета регламентируется Законом «Об образовании» РФ, основами законодательства и нормативными документами Министерства образования РФ, Уставом ДОУ. Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель должен помнить главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь должны быть сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю.

Методический кабинет ДОУ – это:

  • центр сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и методическая литература, передовой педагогический опыт и т.д.);
  • центр повышения квалификации педагогов (обеспечение их творческой работы, самообразования и совершенствование педагогического мастерства);
  • центр анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в образовательном учреждении;
  • научно–методический центр (методическое сопровождение педагогов, осуществляющих инновационную деятельность).

Цель деятельности методического кабинета:

  • формирование и развитие профессиональных качеств педагогов;
  • создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства;
  • совершенствование творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.

Задачи методического кабинета:

  • содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития образования;
  • создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогических работников, удовлетворения информационных, учебнометодических, организационно-педагогических и образовательных потребностей педагогов ДОУ;
  • создание условий для обучения всех участников образовательного процесса новым технологиям обучения и воспитания;
  • развитие и поддержка инициативы педагогов, стремления к творческому росту, проявления своей педагогической индивидуальности;
  • содействие обновлению структуры и содержания образования, повышению его качества, развитию образовательного учреждения, педагогического мастерства педагогов ДУ;
  • создание информационно-методическое пространства, способствующего развитию системы образования, реализации программ модернизации образования, организации инновационной и экспериментальной работы, аналитико-диагностического и экспертного обеспечения деятельности ДУ.

Принципы организации материалов методического кабинета:

  • доступность – методический кабинет (МК) должен быть доступен каждому педагогу, иметь гибкий график работы;
  • научность – МК должен обеспечивать эффективное и своевременное информирование о новых разработках в психолого – педагогической науке и передовой практике, о нормативно – правовом и методическом сопровождении системы дошкольного воспитания;
  • наглядность – МК должен содержать документальное сопровождение воспитательно – образовательного процесса в ДОУ (годовой план, материалы педсоветов и пр.);
  • эстетичность – оформление методического кабинета должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе;
  • креативность – МК современного ДОУ, по мнению К.Ю. Белой, должен рассматриваться как «…творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно – образовательного процесса».

Организация работы методического кабинета:

Методический кабинет доступен каждому педагогу Учреждения. Методический кабинет работает по удобному гибкому графику, утверждённому заведующей ДОУ.  В графике определено время выдачи литературы и пособий.

Методический кабинет в соответствии с поставленными задачами осуществляет деятельность по четырём ведущим направлениям.

Научно-методическая деятельность:

  • выявление, изучение и обобщение педагогического опыта;
  • выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе и подготовка мероприятий по их устранению;
  • организация обучения, проведение лекций, семинаров, курсов для работников МДОУ по вопросам использования в образовательном процессе современных аудиовизуальных средств обучения и применения информационных технологий;
  • организация процедуры аттестации педагогических и руководящих работников ДОУ;
  • осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих экспериментальную работу;
  • аналитико-обобщающая деятельность по организации учета педагогических кадров ДОУ;
  • осуществление планово-прогностической деятельности для организации функционирования ДОУ в режиме развития (разработка программы развития ДОУ);
  • адаптирование программ (вариативных, альтернативных), новых педагогических технологий и методик обучения в связи с обновлением содержания дошкольного образования;
  • определение направленной опытно-экспериментальной (исследовательской) работы;
  • составление методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания, направленных на развитие общения, игровой деятельности, познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Информационно-методическая деятельность:

  • формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации;
  • обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников;
  • содействие повышению квалификации педагогических работников;
  • формирование фонда обучающих кино видеофильмов и других аудиовизуальных средств обучения  по образовательным областям для проведения образовательной деятельности;
  • обеспечение фондов учебно-методической литературы.

Организационно-методическая деятельность:

  • участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, педагогических чтений и семинаров;
  • подготовка и проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников;
  • сбор, обработка и анализ информации о результатах воспитательно - образовательной  работы;
  • организация постоянно действующих семинаров по инновациям;
  • изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;
  • прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования.

Диагностическая деятельность:

  • изучение, подбор и разработка материалов по диагностике деятельности педагогов и детей;
  • изучение индивидуальных особенностей ребенка в процессе его развития;
  • проведение диагностики на выявление степени готовности ребенка к обучению в школе;
  • комплексное оценивание педагогической деятельности и изучение потенциальных возможностей работников ДОУ, выявление обобщение и распространение передового педагогического опыта;
  • осуществление контроля и анализа состояния воспитательно - образовательного процесса, его качества.

Руководство работой  МК осуществляет старший воспитатель. Основной целью деятельности старшего воспитателя является формирование интереса к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы, обеспечение непрерывного образования педагогов, повышения уровня их профессиональной компетентности и творческого роста. Из вышесказанного можно сделать вывод: одним из слагающих успешности реализации методической работы в ДОУ является организация работы методического кабинета, который позволит обеспечить рост педагогического мастерства и творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс в соответствии с современными требованиями, с учетом потребностей воспитанников и запроса социума.

Литература:

1. К. Ю. Белая. Методическая работа в детском саду. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. Москва,2006.

2. Л. М. Волобуева. Работа  старшего воспитателя ДОУ с педагогами. Творческий центр. Москва,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.

Функции методического кабинета, фонд методического кабинета, планирование и организация работы с педагогами....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация работы в кабинете познавательного развития»

Организуя позна­вательно-исследовательскую деятель­ность , мы постарались учесть принципы , сформулированные в федеральных требованиях : принцип развивающего образования,  научной обоснованности ...

План работы методического кабинета на учебный год

Мой план работы на год.Может кому -нибудь пригодиться....

Эффективность работы методического кабинета

Эффективность работы методического кабинета...

Консультация для педагогов МБДОУ «Организация работы методического кабинета в МБДОУ»

Создание методическоео кабинета, его задачи и основные функции....

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...